Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Коломна,
Московская область 30 марта 2022 года
Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре Рябчиковой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ООО «Венчурные проекты» на постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.10 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3№з/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты», ОГРН №, ИНН №, юр. адрес: <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.10 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник ФИО2, действуя в интересах юридического лица подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО «Венчурные проекты» состава вмененного правонарушения, поскольку земельный участок находится в аренде.
Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель юридического лица в судебное заседание Коломенского городского суда не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, на защиту интересов направил защитника, в связи с чем, суд считает возможным разрешить жалобу в его отсутствие.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав письменные материалы дела, в том числе оригинал административного дела, представленного административным органом, жалобу, возражения на жалобу, выслушав мнение защитника ФИО2, свидетеля ФИО3, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы – это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Согласно Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 № 438, в процессе эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений правообладателями осуществляется содержание их в исправном (надлежащем) состоянии, включая принятие мер по предупреждению повреждений. Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется путем проведения комплекса технических, организационных, хозяйственных, а также иных мероприятий.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. № сотрудниками Ступинского межрайонного отдела была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении юридического лица ООО «Венчурные проекты», в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов до 14 часов 30 минут проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 1138104 кв. м., который принадлежит на праве собственности ООО «Венчурные проекты», регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ№. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ участку присвоена категория риска средняя. На момент осмотра установлено, что по центру участка в восточной части проходит мелиоративный канал, протяженностью 1,5 км. Мелиоративный канал зарос сорной древесно-кустарниковой растительностью, на котором не принимаются меры по предупреждению повреждения мелиоративной системы. В нарушение Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 № 438, Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" не проводятся основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, в том числе, скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников на откосах и бермах канала, защитных валов и дамб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Венчурные проекты» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.10.10 КоАП РФ.
Факт совершения указанного выше правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе: материалами проверки с актом проверки и фототаблицей, предписанием, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами, а также другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции, обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «Венчурные проекты», как собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № не принимает мер по предупреждению повреждения мелиоративной системы, не проводит основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, в том числе, скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников, деревьев на откосах и бермах канала, защитных валов и дамб на земельном участке, что образует объективную сторону состава вмененного юридическому лицу состава административного правонарушения.
Таким образом, обстоятельства совершения правонарушения, которые изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованы, подтверждены доказательствами, собранными по делу.
Постановление о привлечении ООО «Венчурные проекты» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным на основании ст.23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.10.10 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности ООО «Венчурные проекты» соблюден, права лица, привлеченного к административной ответственности, в том числе право на защиту, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.
Вопреки доводам жалобы наличие договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Так, из условий договора от ДД.ММ.ГГГГ№ аренды земельного участка, заключенного между ООО «<данные изъяты>» (арендодатель) и ФИО6 А. (арендатор), следует, что земельный участок с кадастровым номером № предоставляется арендатору во временное пользование. Таким образом, собственник земельного участка сохраняет право владения и распоряжения указанным земельным участком. Согласно п. 3.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ арендодатель имеет право осуществлять контроль за состоянием земельного участка, соблюдением арендатором его целевого назначения; расторгать договор по основаниям, установленным договором и действующим законодательством Российской Федерации. Арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнении договора в случае, если: арендатор использует земельный участок не по целевому назначению, существенно ухудшает состояние земельного участка (п. 6.2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ№).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Венчурные проекты» (новый арендодатель) и ФИО7. (арендатор) подтвердили действие договора от ДД.ММ.ГГГГ№ аренды земельного участка с кадастровым номером №. При этом, Цой А. направила ООО «Венчурные проекты» обращение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании уменьшения арендованной площади земельного участка с № кв. м. до № кв.м. Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями должностного лица ФИО3 и материалами проверки.
Таким образом, ООО «Венчурные проекты», как собственник земельного участка с кадастровым номером №, несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества и обязано выполнять требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.29, 43 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Минсельхода России от 31.07.2020 №438, вне зависимости от передачи земельного участка во временное пользование.
Следовательно, именно ООО «Венчурные проекты» обязано обеспечить соблюдение требований правовых норм при использовании земельного участка, в том числе, контролируя порядок использования принадлежащих ему земель лицами, которым он передал земельный участок в пользование, а также путем принятия мер и к расторжению договора аренды, пользования, и к обязанию устранить допущенные нарушения.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами не имеется, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, содержат в себе необходимые сведения, составлены уполномоченными лицами.
При назначении административного наказания ООО «Венчурные проекты» должностным лицом соблюдены положения ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.10.10 КоАП РФ. Из материалов дела исключительных обстоятельств, позволяющих назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не усматривается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованными, оснований для его отменены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.10 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты» оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Н.А. Буколова