Дело №12-383/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
05 ноября 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Дюжая Е.А., рассмотрев в судебном заседании с участием: представителя общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно – коммунальному хозяйству»-Реснянская Ю.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу директора ООО «СЗ по ЖКХ» Голошубова Д.В. на постановление заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора Зубарева Д.А. от (дата) № А(№) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно – коммунальному хозяйству» (иные данные)
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора Зубарева Д.А. от (дата) № А(№), юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно – коммунальному хозяйству» (далее ООО «СЗ по ЖКХ») привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, им назначено наказание в виде административного штрафа в размере (иные данные)
Данным постановлением юридическое лицо признано виновным в том, что ООО «СЗ по ЖКХ» при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (№) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, придомовая территория частично разрушена, местами отсутствует асфальтовое покрытие, на момент проверки ямы подсыпаны щебнем фракцией 5*20. Таким образом ООО «СЗ по ЖКХ» нарушены лицензионные требования, выразившиеся в нарушении ч.1, ч.2.3 ст. 161, ч.2 ст.162, п.7 ч.1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации; пп. «а», «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110, пп. «а», «б», «в», «г» п.10, пп. «з» п.11, п. 11 (1), пп. «а», п.2 и п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 года №491; п. 1.8, п. 17 Приложения №7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО «СЗ по ЖКХ» Голошубов Д.В., обратился в суд с жалобой, в которой указал, что по информации, размещенной на публичной кадастровой карте, категория земель земельного участка с кадастровым номером 27:22:0030410:66 – земли поселений (земли населенных пунктов), сведений о включении межквартального проезда в состав общего имущества собственников помещений (адрес), а так же того, что земельный участок используется исключительно для нужд собственников многоквартирного дома или связан с содержанием и эксплуатацией жилого дома, не имеется. Поскольку автомобильная дорога не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного (адрес), у управляющей организации отсутствуют обязанности и правовые основания по ремонту и содержанию внутриквартальной автомобильной дороги (придомового проезда), расходования денежных средств собственников помещений многоквартирного дома для проведения ремонта, не относящегося к работам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание должностное лицо, представитель прокуратуры не прибыли, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представитель ООО «СЗ по ЖКХ» – Реснянская Ю.С., действующая на основании доверенности, жалобу, поддержала в полном объеме по основаниям указанным в ней., суду дополнила, что считает, в данном случае, данные участки входят в зону ответственности собственников жилья, а не управляющей компании
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя привлекаемого лица, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п.2 п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (далее Правила №491) надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с ч.5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Пп. «а,б,в,г» п. 10 и пп. «з» п.11 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пп. «а»-«д» п. 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п. 11(1) Правил №491 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 (далее- Правила №170).
Согласно п. 1.8 Правил №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт. Санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
В силу пункта 17 Приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к текущему ремонту.
Придомовая территория – это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома – детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (п.3.34 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 года №798/пр).
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что именно на организации осуществляющей обслуживание многоквартирного жилого дома лежит обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории многоквартирного жилого дома, в том числе и проездов находящихся на земельном участке, выделенном для обслуживания соответствующего многоквартирного дома.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре на основании решения о проверке (№) от (дата) проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного в городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края, находящегося под управлением ООО «СЗ по ЖКХ».
Проверкой установлено, что ООО «СЗ по ЖКХ» на основании договора управления многоквартирными домами от (дата) осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (№), расположенным по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес).
Пунктом 1.2 Договора управления предусмотрено, что ООО «СЗ по ЖКХ» принимает на себя обязательство по управлению домом, обеспечению оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по перечню, объему услуг, работ и условиями их выполнения, установленных договором и перечнем (№).
Согласно Акта осмотра от (дата), установлено, что МКД (№) состоит из 8 подъездов, придомовая территория частично разрушена, местами отсутствует асфальтовое покрытие. На момент проверки ямы подсыпаны щебнем фракцией 5*20.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СЗ по ЖКХ» к административной ответственности по настоящему делу.
Факт нарушения ООО «СЗ по ЖКХ» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (иные данные) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и наличия в их действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 46);
- списком почтовых отправлений (л.д.47);
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.48);
- списком почтовых отправлений (л.д.49);
- отчетом об отслеживании (л.д.50)
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.52-55);
- сообщением «О проведении проверки» (л.д.56);
- обращением гражданина (л.д.57);
- актом осмотра от (дата) (л.д.58);
- фототаблицей (л.д.59-63)
- договором управления многоквартирным домом от (дата) (л.д.64-73);
- протоколом общего собрания учредителей ООО «СЗ по ЖКХ» от (дата) (л.д.74);
- приказом (№)-к от (дата) «О приеме на работу» (л.д.75);
- уставом ООО «СЗ по ЖКХ» (л.д.76-92);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СЗ по ЖКХ» (л.д.93-94);
- лицензией (л.д.95-96).
Вышеперечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными и достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица.
С учетом изложенного, выводы должностного лица о том, что действия ООО "СЗ по ЖКХ" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являются законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам. Исследованные должностным лицом доказательства отвечают критериям допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Довод жалобы о том, что автомобильная дорога не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного (адрес), в связи с чем, у управляющей организации отсутствуют обязанности и правовые основания по ремонту и содержанию внутриквартальной автомобильной дороги (придомового проезда), не может быть принят судом во внимание, ввиду следующего:
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В приведенных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка".
Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил N 170 и пункта 10 Правил N 491.
По смыслу закона, под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала, не являющаяся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий - ограниченная по периметру многоквартиными домами, включая газон), то есть внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки - квартала. В связи с этим ремонт и содержание внутриквартальных дорог обязаны управляющая компания или товарищество собственников жилья многоквартирного дома.
Список того, что входит в содержание общего имущества управляющей компании, приведен в п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД <1>. В него включены в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание соответствующего общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп. "з").
Должностным лицом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора от (дата) ООО "СЗ по ЖКХ" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), в связи с чем, сделан правомерный вывод о том, что именно ООО "СЗ по ЖКХ" должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе обеспечивать надлежащее состояние дороги и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории. Представленные в деле материалы с достоверностью подтверждают ненадлежащее содержание обществом придомовой территории, проездов и тротуаров.
Представленные суду представителем юридического лица решения судов, и ответы на обращения граждан административными органами, суд не может принять в качестве обоснования позиции представителя юридического лица, поскольку решения вынесены в отношении конкретных дел, а проблематика обращения граждан, из ответов не понятна.
Согласно предоставленной информации, Администрацией (адрес) многоквартирный (адрес) находится на обслуживании управляющей организации ООО «СЗ по ЖКХ».
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Иных доводов, могущих повлечь отмену обжалуемого постановления, ни в жалобе, ни в судебном заседании ООО "СЗ по ЖКХ" суду не представлено.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "СЗ по ЖКХ" были своевременно предприняты все зависящие от них меры, для соблюдения закона.
Других сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела и не являвшихся предметом рассмотрения должностного лица, могущих повлечь отмену постановления, в жалобе не содержится.
Таким образом, должностное лицо правильно установило юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности и с учетом установленных конкретных обстоятельств дела действия ООО "СЗ по ЖКХ" правильно квалифицировал по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, соблюдая сроки привлечения к административной ответственности, правила подведомственности, назначил наказание в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность ООО "СЗ по ЖКХ" в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом не установлено. При назначении наказания должностным лицом приняты во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства дела, наказание назначено с учетом требований ч. 2.2. ст. 4.1. КоАП РФ, менее половины минимального размера административного штрафа.
в минимальном размере санкции статьи. При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора Зубарева Д.А. от (дата) № А(№) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно – коммунальному хозяйству», оставить без изменения, жалобу директора ООО «СЗ по ЖКХ» Голошубова Д.В. - без удовлетворения.
Жалоба на решение может быть подана в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Дюжая Е.А.