ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-389/2013 от 25.07.2013 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

                                                                                                            № 12-389/2013РЕШЕНИЕ   25 июля 2013 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда города Архангельска Саблина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сычева С. В. на постановление № 13 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ от 31.05.2013, вынесенное заместителем начальника Архангельского территориального отдела государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту Архангельский ТОГАН УГАН НОТС СЗФО Ространснадзора) Токаревым Н. Е.,

установил:

постановлением заместителя начальника Архангельского ТОГАН УГАН НОТС СЗФО Ространснадзора Токарева Н. Е. от 31.05.2013 авиационный техник по планерам и двигателю открытого акционерного общества «Аэропорт Архангельск» Сычев С. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 3 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Сычев С. В. обратился с жалобой в Октябрьский районный суд г. Архангельске. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его деянии состава административного правонарушения. Полагает, что техническое обслуживание судна Ан-148-100В не входит в сферу деятельности ОАО «Аэропорт Архангельск», соответственно техническое обслуживание самолета не выполнялось, выполнялись отдельные работы (техпомощь), для выполнения которой он прошел самостоятельное обучение.

В судебном заседании Сычев С. В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Составитель протокола Т. Н. Е. в судебном заседании указал, что в деянии Сычева С. В. имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ.

Суд, выслушав Сычева С. В., составителя протокола Т. Н. Е., исследовав и ценив представленные доказательства, доводы жалобы, приходит к следующему.

В силу указания ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Положениями ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воз_душное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федераль_ных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Рос_сийской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, феде_ральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных норматив_ных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Фе_дерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отноше_ния, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации.

Приказом Департамента Воздушного транспорта Министерства транспорта РФ ДВ-58 от 20.06.1994 утверждено Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93).

В силу указания п. 1.1.4. НТЭРАТ ГА-93 к техническому обслуживанию авиационной техники (далее - АТ) относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку воздушного судна (далее - ВС) к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования АТ при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании. Формы и виды технического обслуживания (далее - ТО), их содержание и регламентация определяются ЭД (эксплуатационной документацией) для конкретного типа авиационной техники.

В силу указания п. 3.1.2. НТЭРАТ ГА-93 инженерам, авиатехникам и авиамеханикам в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения в том числе работ по регламентам оперативного, периодического ТО.

С учетом положений п. 3.1.3 НТЭРАТ ГА-93 допуск к работам на АТ оформляют авиатехникам в том числе к оперативному ТО не более пяти типов ВС, из них - не более трех типов судов 1 класса.

На основании положений п. 3.1.4 НТЭРАТ ГА-93 для ИТП устанавливается 2 вида допусков:

- к самостоятельному ТО - дающий право выполнения работ по обслуживанию АТ и подписи производственно-технической документации. Его оформляют инженерам и авиатехникам по эксплуатации ЛАиД (летательный аппарат и двигатели) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование)на все классы ВС, авиамеханикам не ниже 4 разряда для ТО воздушных судов 4 класса, авиамеханикам по ТО бытового оборудования ВС всех классов;

- к техническому обслуживанию - разрешающий выполнение работ на АТ без права подписи производственно-технической документации, под руководством лиц, допущенным к самостоятельному ТО, которые обязаны в таких случаях подписывать указанную документацию. Его оформляют авиатехникам до получения ими права на самостоятельное ТО и авиамеханикам.

В соответствии с п. 3.1.5. НТЭРАТ ГА-93 все виды допусков для выполнения работ на авиационную технику инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программ обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ (Госу_дарственный орган управления воздушным транспортом - (ДВТ МТ России) для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к техническому обслуживанию виды работ и операций.

Работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов, а также работы по обеспечению вылета разделом 6 НТЭРАТ ГА-93 отнесены к числу работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов, которое представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния АТ, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания.

В соответствии с п. 6.2.6. НТЭРАТ ГА- 93, работы по встрече, обеспечению стоянки и вылета ВС могут быть поручены лицам инженерного и технического персонала, имеющим специальности по эксплуатации "ЛАиД" (Летательный аппарат и двигатели) или "АиРЭО" (Авиационное и радиоэлектронное оборудование), после соответствующей их подготовки и оформления допуска.

В соответствии с п. 9.4.2. НТЭРАТ ГА-93 техническое обслуживание и дополнительные работы на ВС всех типов, принадлежащих другим ведомствам, выполняют специалисты ИАС под руководством и контролем экипажа судна. Выполнение указанных работ произво_дится на основании талонов-требований (заявок) и оформляется в картах-нарядах (нарядах на оказание технической помощи).

Между ОАО «Аэропорт Архангельск» (исполнитель) и ФГУАП «Пулково» (заказчик) 01.07.2005 заключен договор № 09-СВ-05, по условиям которого исполнитель производит аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов заказчика при выполнении регулярных и нерегулярных полетов из/в аэропорта «Архангельск», а заказчик производит оплату за это обслуживание.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241.

Из анализа п. 4.17, 4.18 данного Перечня усматривается, что тариф за обеспечение приема и выпуска воздушного судна, включая: осмотр места стоянки и прием воздушного судна на место стоянки; установку стояночных колодок под колеса шасси; уборку стояночных колодок; установление связи с экипажем по СПУ или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа; контроль за запуском двигателей; контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки отнесен к числу тарифов за отдельные (дополнительные) услуги по техническому обслуживанию воздушного судна.

15.10.2011 генеральным директором ОАО «Аэропорт Архангельск» утверждена Должностная инструкция авиационного техника по планеру и двигателям (далее - Инструк_ция).

В соответствии с п. 1.1. Инструкции, авиационный техник по планеру и двигателям на_значается и освобождается от должности приказом генерального директора ОАО «Аэропорт Архангельск», по согласованию с начальником И АС.

На основании приказа генерального директора ОАО «Аэропорт Архангельск» приеме работника на работу от 21.01.2010 г. № 11-к Сычев С. В. назначен на долж_ность техника по планеру и двигателям инженерно-авиационную службу ОАО «Аэропорт Архангельск».

Отметка об ознакомлении Сычева С. В. с Инструкцией в на момент проведения проверки отсутствовала. Вместе с тем, он в судебном заседании подтвердил, что с Инструкцией ознакомлен.

Согласно п. 1.2 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям в своей дея_тельности руководствуется законодательством РФ, государственными и отраслевыми доку_ментами и стандартами, приказами и указаниями государственных органов управления воз_душным транспортом (далее - ФАВТ МТ РФ), Руководством по деятельности ИАС, Руково_дством по качеству ИАС.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям обязан знать обслуживаемую авиационную технику, организацию и технологию ее техниче_ского обслуживания по типам ВС.

В соответствии с п. 2.16 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям обязан изучать новую АТ, выполняющую полеты в аэропорт Архангельск в объеме про_грамм по наземному обслуживанию.

В соответствии с п. 2.23 «Руководства по деятельности инженерно-авиационной службы ОАО «Аэропорт Архангельск» РД-013-001 (далее - Руководство), утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Архан_гельск» B.C. Петросяном 01.11.2011 г., а также приложением № 14 к данному Руководству «Сведения о выполняемых видах работ на АТ», подписанных начальником ИАС ОАО «Аэропорт Архангельск» (стр. 128), оказание технической помощи относится к виду тех_нического обслуживания авиационной техники.

ФАВТ МТ РФ утверждена программа обучения наземного персонала по курсу «Аэро_дромное обслуживание самолёта АН-148-100» (далее - Программа).

В результате проведенного Управлением Северо-Западного МТУ ВТ ФАВТ расследования авиационного события, произо_шедшего с самолетом Ан-148-100В № RA-61706 от 15.04.2013г. выявлено, что авиатехник по планеру и двигателям Сычев С. В. осуществил, согласно карты-наряда №178/1 от 01.04.2013 г. на оказание технической помощи при обслуживании самолета, прием на место стоянки и выпуск (установка и уборка колодок под шасси, проведение работы по противопожарному обеспечению, обеспечению электропитанием, установку связи с экипажем по самолетному переговорному устройству (далее - СПУ), проследил за запуском двигателей, разрешил движение, проследил за вырули_ванием)) ВС Ан-148 - 100 № ОАО «Авиакомпании «Россия», документально под_твердил выполнение ТО ВС Ан-148 - 100 № 61706 ОАО «Авиакомпании «Россия», заполнив карту-наряд и поставив свою подпись.

Как следует из заверенного начальником ИАС ОАО «Аэро_порт Архангельск» Сорвановым А.М. списка инженерно технического персонала ИАС ОАО «Аэропорт Архан_гельск», прошедшего в соответствии с Программой обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолёта АН-148-100, Сычев С.В. обучение и стажировку по данному типу ВС не проходил и допуск не получал.

Таким образом, Сычев С.В., не пройдя обучение и стажировку согласно утвержденной ФАВТ МТ РФ программы обучения наземного персонала по курсу «Аэродромное обслужи_вание самолёта АН-148-100» и не имея допуска на аэродромное обслуживание ВС данного типа, осознанно выполнил ТО ВС, нарушил правила безопасности экс_плуатации воздушных судов, установленные требованиями п. п. 3.1.1, 3.1.5 гл. 3 НТЭРАТ ГА-93.

Суд не принимает доводы Сычева С. В. о том, что техническое обслуживание судна Ан-148-100В не входит в сферу деятельности ОАО «Аэропорт Архангельск», соответственно техническое обслуживание самолета не выполнялось, выполнялись отдельные работы (техпомощь), для выполнения которой он прошел самостоятельное обучение.

Действительно ОАО «Аэропорт Архангельск» имеет сертификат соответствия № 2021120152, дающий право производить техническое обслуживание следующих видов авиационной техники: Ту-134, АБ, Ан-24, Ан-26.

Вместе с тем, из приведенных выше нормативных документов усматривается, что работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов, а также работы по обеспечению вылета (работы по наземному обслуживанию), выполненные Сычевым С. В. 01.04.2013, отнесены к числу работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов, т. е. являются видом технического обслуживания АТ.

Ссылку Сычева С. В. на документ, подписанный начальником ОТЭРАТ департамента Воздушного транспорта Министерства транспорта РФ № ДВ 25.5.1-141 от 03.04.1996, суд находит несостоятельной, поскольку данный документ является ведомственным подзаконным актом, носящим рекомендательный характер.

Кроме того, по информации ОАО «Аэропорт Архангельск» по состоянию на 01.04.2013 в штате данной организации имелись лица из числа ИТП ИАС, прошедшие обучение согласно утвержденной программе ФАВТ МТ РФ и допущенные к аэродромному обслуживанию самолета Ан-148 в установленном законом порядке. В связи с чем, объективная необходимость в выполнении такого рода работ авиатехником по планеру и двигателям Сычевым С. В., не имеющим соответствующего допуска, отсутствовала.

Самостоятельное изучение Сычевым С. В. 19.09.2012 «Сборника инструкций по выполнению аэропортового обслуживания ВС Ан-148-100В», утвержденного ОАО «Авиакомпания Россия», не свидетельствует о прохождении им обучения и о получении им допуска для выполнения технической помощи (отдельных работ) в порядке, предусмотренном п. 3.1.5. НТЭРАТ ГА-93.

Сычев С. В. прошел обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолета Ан-148 и был допущен к его аэродромному обслуживанию приказом № 123 от 29.04.2013.

Исходя из изложенного, в действиях Сычева С. В. - авиационного техника по планерам и двигателю ОАО «Аэропорт Архангельск» усматривается состав ад_министративного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.8 ст. 11.5 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о совершении Сычевым С. В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ, подтверждается: протоколом № 14 об административном правонарушении, отчетом по результатам расследования авиационного события, произошедшего с самолетом АН-148-100В № RA-61706, списком ИТП ИАС ОАО «Аэропорт Архангельск», прошедших обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолета Ан-108, списком допусков ИТП ИАС на аэродромное (наземное) обслуживание ВС, руководством по деятельности Инженерно- авиационной службы ОАО «Аэропорт Архангельск» с приложением, должностной инструкцией авиационного техника по планеру и двигателям, приказом № 11-к от 21.01.2010, картой - нарядом № 178/1, программой обучения наземного персонала по курсу «Аэродромное обслуживание самолета Ан-148-10», договором № 09-СВ-05 от 01.07.2005.

Протокол и постановление вынесены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка.

Сделанные в обжалуемом постановлении выводы полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Сычеву С. В. в пределах санкции ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в минимальном размере с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление № 13 о назначении административного наказания от 31.05.2013 заместителя начальника Архангельского территориального отдела государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т. Н. Е. оставить без изменения, жалобу Сычева С. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                    Е.А. Саблина