ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2016 от 29.03.2016 Велижского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-3/2016

РЕШЕНИЕ 29 марта 2016 года г.Велиж

Судья Велижского районного суда Смоленской области Романов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя юридического лица - ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» на постановление старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от 14.01.2016г. по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении юридического лица :

ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение», <данные изъяты>

привлеченного к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 54 000 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области ФИО1 от 14 января 2016 года юридическое лицо - ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушение правил заготовки древесины и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 54 000 рублей.

Законный представитель юридического лица - генеральный директор ФИО2 (выписка из ЕГРЮЛ и протокол Совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ не согласился с указанным постановлением и подал жалобу указав, что нарушений правил заготовки древесины, предусмотренных «Правилами заготовки древесины» утв. Постановлением Рослесхоза от 01.08.2011г. №337 они не допустили, так как не приступали к рубкам лесных насаждений, какого-либо вреда окружающей природной среде не допустили. Считает проведенное должностными лицами Департамента патрулирование лесов, является внеплановой проверкой юридического лица, и в соответствии с ч.2 ст.96 ЛК РФ, ч.3 ст.9, ч.4 ст.10, п.5 ст.10, ч.16 ст.10 ФЗ РФ от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводится после согласования с органами прокуратуры, с уведомлением представителя юридического лица, что не было выполнено. Осмотр территории юридического лица подлежал оформлению протоколом, с участием 2-х понятых и представителя юридического лица, однако требования ч.2,4 ст.27.8 КоАП РФ не выполнены. Указание о наличии отягчающих обстоятельств является необоснованным, так как постановлений вступивших в законную силу не имеется. При составлении протокола об административном правонарушении, нарушены положения ч.2 ст.28.5 КоАП РФ о сроке составления протокола. С учетом указанных обстоятельств считает, что постановление от 14.01.2016г. является незаконным и в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, с отменой постановления от 14.01.2016г..

Защитники, в лице ФИО3, ФИО4 (доверенности) в судебном заседании доводы жалобы поддержали, настаивают на её удовлетворении, так как правонарушение при заготовке древесины не допустили, арендные платежи вносились своевременно.

Представитель административного органа - ФИО5 (доверенность) в судебном заседании, с доводами жалобы не согласен, просит отказать в ее удовлетворении, постановление от 14.01.2016г. оставить без изменения. В обоснование возражений указал, что в силу п.2 ч.3 ст.96 ЛК РФ должностные лица вправе проводить патрулирование лесов, что не является внеплановой проверкой юридического лица. Юридическое лицо допустило нарушение п.12 Правил заготовки древесины» утв. Постановлением Рослесхоза от 01.08.2011г. №337, в части срока заготовки древесины, о продлении которого по истечении 12 месяцев не обращались к ним с письменным заявлением, что указывает о законности вынесенного постановления.

Законный представитель юридического лица - ФИО2, должностное лицо - ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения были надлежащим образом извещены, их участие не является обязательным, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не подавали, при этом в судебном заседании участвуют защитники и представитель административного органа, что не препятствует рассмотрению жалобы (ч.3 ст.25.4 КоАП РФ).

Выслушав доводы защитников в поддержание жалобы, объяснения представителя административного органа, проверив письменные материалы дела, нахожу постановление подлежащим изменению, по следующим основаниям.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, нарушение правил заготовки древесины - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины).

В соответствии с п.п.5,12 «Правила заготовки древесины», заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений) (п.5).

Рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.

Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины (п.12).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 20 мин. при патрулировании должностными лицами Велижского лесничества- филиала ОГКУ «Смолупрлес» участков лесного фонда, на основании приказа на патрулирование от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено в <данные изъяты> в эксплуатационных лесах,

1) сплошные рубки:

- в квартале 88, выдел 1 на площади 0,3га.;

- в квартале 89 выдел 6, на площади 3.9 га.;

- в квартале 51 выдел 19 на площади 4.9 га.;

2) равномерно-постепенные рубки:

- в квартале 50 выдел 13 на площади 4.2 га.;

- квартал 41 выдел 4 на площади 8.1 га.;

- квартал 87 выдел 2 на площади 5.7 га.;

- квартал 87 выдел 13 на площади 8.3 га.;

3) расчистка квартальных просек:

- квартал 87 выдел 26 на площади 0.4 га.;

- квартал 89 выдел 23 на площади 0.7 га..

В защитных лесах: 1) равномерно-постепенные рубки:

- квартал 58 выдел 28 на площади 0.6 га.;

- квартал 58 выдел 24 на площади 0.6га.;

- квартал 34 выдел 11 на площади 2.6 га.;

- квартал 69 выдел 13 на площади 1.3 га.;

2) рубка редины:

- квартал 39 выдел 9 на площади 1.5 га.;

3) рубка прореживания:

- квартал 47 выдел 11 на площади 5.4 га.,

Согласно договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 12 месяцев с даты начала декларации (лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ.), декларируемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не произвело в эксплуатационных лесах - сплошную рубку, на площади 9.1га., равномерно-постепенную рубку на площади 26.3га.; расчистку квартальных просек на площади 1.1 га., в защитных лесах: равномерно-постепенную рубку на площади 5.1га.; рубку редины на площади 1.5га.; рубку прореживания на площади 5.4га., предусмотренных проектом освоения лесов. Отсрочка на осуществление рубки лесных насаждений в <данные изъяты> не подавались и не предоставлялись, чем нарушены п.п.5,12 Правил заготовки древесины утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными доказательствами, находящимися в деле (приказ от ДД.ММ.ГГГГ о патрулировании участков лесного фонда Селезневского участкового лесничества; приказ от ДД.ММ.ГГГГ. об освидетельствовании лесосек ООО «Смоленское ЛХПО» по Селезневскому участковому лесничеству; объяснения законного представителя юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ. об неосуществлении рубки лесных насаждений; договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесная декларация поданная ООО «Смоленское ЛХПО» ДД.ММ.ГГГГ. о заготовке древесины со сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения об юридическом лице), которые были оценены в совокупности со всеми материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.2, 26.11 КоАП РФ, при этом защитник не оспаривает факт того что рубка лесных насаждении в течении срока указанного в лесной декларации ими не осуществлялась, но ссылается на то, что это не является нарушением правил заготовки древесины.

Из представленной в ходе судебного заседания лесной декларации видно, что срок заготовки древесины установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., административным органом вменяется в вину нарушение обнаруженное ДД.ММ.ГГГГ при этом п.12 Правил заготовки древесины к которому и отсылает ч.1 ст.8.25 КоАП РФ предусматривает требования к заготовке древесины, в том числе и срок заготовки, с указанием на его продление по письменному заявлению лица использующего лес.

В договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Смоленское ЛХПО» согласно п.3.4.1 обязано «использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором: в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке осуществить рубку лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с данной лесосеки. Пункт 4.2 договора предусматривает, что за нарушение правил заготовки древесины арендатор несет ответственность предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке, представленном ООО «Смоленское ЛХПО» в аренду, обществом планировалось произвести рубку древесины с ведением лесного хозяйства, следовательно, общество обязано было в течение 12 месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, произвести рубку лесных насаждений на каждой лесосеке указанной в лесной декларации, в связи с чем квалификация действии юридического лица является законной и обоснованной. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ООО «Смоленское ЛХПО» обязанностей, согласно договору аренды, лесной декларации, судом не установлено (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ)

Доводы ООО «Смоленское ЛХПО» о том, что в связи с не осуществлением рубки древесины они не допустили нарушении правил заготовки древесины является необоснованным, так как правила заготовки древесины определены приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, которые лицо использующееся лес обязано выполнять и не выполнение п.12 правил заготовки древесины, образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в связи с установленными в ходе судебного заседания обстоятельствами, в части выявленных несоответствии указанных в постановление о привлечении от 14.01.2016г. которые не изменяют квалификацию действии юридического лица, не ухудшают его положение, являются техническими ошибками, суд считает необходимым внести изменения в описательно-мотивировочной части постановления указав следующие сведения:

- вместо слов « квартал 34 выдел 14 на площади 2.6 га.» изменить на слова « квартал 34 выдел 11 на площади 2.6 га.»;

- вместо слов « (лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ) декларируемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.», изменить на слова «(лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ.) декларируемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ».

Доводы законного представителя и защитников юридического лица, об не составление протокола осмотра территории юридического лица (ст.27.8 КоАП РФ), не является обстоятельством влияющим на квалификацию действии, так как обстоятельства подлежащие установлению согласно ст.26.1 КоАП РФ, могут быть установлены и иными доказательствами указанными в ст.26.2 КоАП РФ, в том числе и протоколом об административном правонарушении, который соответствует положениям ст.28.2 КоАП РФ.

Доводы законного представителя и защитников юридического лица, о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст.28.5 КоАП РФ не является существенным процессуальным нарушением ( п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005г.).

Доводы о том, что проведенное патрулирование является фактически внеплановой проверкой юридического лица, суд также считает необоснованными, по следующим основаниям.

В силу правил пункта 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, относится осуществление патрулирования лесов.

По своей организационной сути патрулирование лесов не предполагает взаимодействие лесопользователей и должностных лиц государственного лесного надзора, поэтому в отношении таких контрольных мероприятий в силу прямого указания пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения этого Закона не применяются.

Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).

На основании пункта 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.

Как усматривается из материалов дела, предметом маршрутного патрулирования не определена именно деятельность общества и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.

Учитывая изложенное, суд считает, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда, в частности в границах Селезневского участкового лесничества, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.

Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.

При указанных обстоятельствах суд считает, о неприменении в настоящем случае положений Федерального закона N 294-ФЗ.

С учетом положении ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, а также доводов защитников в ходе судебного заседания, судом была проверена законность и обоснованность назначенного наказания по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Смоленское ЛХПО»

При назначении наказания, должностное лицо указало на отсутствие смягчающих и наличие отягчающих наказание обстоятельств.

При рассмотрении жалобы судом установлены, что доказательств подтверждающих факт совершения повторного однородного административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ) юридическим лицом, не подтвержденным достоверными доказательствами, на запрос суда о представлении таких доказательств административный орган постановления о назначении административного наказания не представил. Доводы представителя административного органа и защитников о том, что постановления в настоящее время обжалованы, свидетельствует об не обоснованности указания данного обстоятельства как отягчающего, так как лицо считается подвергнутым административному наказанию, со дня вступления постановления в законную силу (ст.4.6 КоАП РФ). В связи с чем, в данной части постановление также подлежит изменению, с исключением указания о наличии в действиях ООО «Смоленское ЛХПО» отягчающего наказание обстоятельства предусмотренного п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ.

Согласно санкции ч.1 ст.8.25 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде предупреждения или административного штрафа, при этом такой вид наказания как предупреждение, может быть назначен и юридическому лицу (ст.3.4 КоАП РФ).

Должностное лицо при назначении наказания не в полной мер учел положения ст.3.1, ч.ч.1,3 ст.4.1 КоАП РФ, при этом суд считает необходимым изменить постановление в части назначенного наказания ООО «Смоленское ЛПХО», и в пределах санкции ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, учитывая совершение впервые правонарушения юридическим лицом, исходя их характера совершенного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в части не осуществления заготовки древесины на лесном участке, отсутствие ущерба, на что указано в протоколе об административном правонарушении, осуществление выплат арендной платы ООО «Смоленское ЛПХО» за 2015г. на общую сумму <данные изъяты> получение за 2014г. чистой прибыли юридическим лицом на сумму <данные изъяты> то назначить наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Изменить постановление старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 по делу об административном правонарушении от 14 января 2016 года, по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение».

Внести изменения в описательно-мотивировочную часть постановления старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 14 января 2016 года, по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» указав следующие сведения:

- вместо слов « квартал 34 выдел 14 на площади 2.6 га.» изменить на слова « квартал 34 выдел 11 на площади 2.6 га.»;

- вместо слов « (лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ.) декларируемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.», изменить на слова «(лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ) декларируемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.».

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 14 января 2016 года, по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» указания о наличии в действиях ООО «Смоленское ЛХПО» отягчающего наказание обстоятельства предусмотренного п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ -«повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения».

Подвергнуть ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение», административному наказанию по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ (в ред. ФЗ №277-ФЗ от 21.07.2014г.), в виде предупреждения.

В остальной части постановление старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области ФИО1 о привлечении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, оставить без изменения.

На решение может быть подана жалоба в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись А.В.Романов