ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2018 от 02.02.2018 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-3/2018

РЕШЕНИЕ

город Мирный 02 февраля 2018 года

Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Камышник Н.К.,

с участием защитника Литвиненко В.П.,

рассмотрев жалобу начальника ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) ФИО2 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО3 № *** от 01 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО3 № *** от 01 декабря 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 131 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) ФИО2 подал жалобу о его отмене, мотивируя свои требования тем, что Учреждение финансируется из средств федерального бюджета, все закупки производятся в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что занимает длительный период времени. Учреждение, с целью обеспечения работников предусмотренными нормами охраны труда индивидуальными средствами защиты в период с 01.05.2017 года по 01.07.2017 года провело мероприятия по сбору сведений для определения состава и объемов средств защиты для организации закупки. После сбора соответствующей информации в порядке, предусмотренном указанным законом, 02.10.2017 года разместило в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки индивидуальных средств защиты. По результатам конкурса заключен государственный контракт № *** от 14.11.2017 года со сроком поставки 10.12.2017 года в жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел №9 (далее - ЖЭ(К)0 №9). По данным обстоятельствам Учреждением заблаговременно представлена письменная позиция в Федеральную службу по труду и занятости Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО. Вместе с тем, при вынесении Инспекцией решения о назначении наказания эти обстоятельства проигнорированы. Считает, что у Учреждения в виду объективных причин не имелась возможность для обеспечения всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, в период проведения организационных мероприятий, проведения мероприятий по организации и проведению закупки индивидуальных средств защиты которые фактически занимают длительный период. Учреждение, в силу своих возможностей принимало и принимает все возможные меры для выполнения и соблюдения нормативных требований охраны труда предусматривающих обеспечение работников индивидуальными средствами защиты. Просит отменить постановление № *** от 01.12.2017 года.

В судебном заседании защитник ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации Литвиненко В.П. изложил доводы, аналогичные доводам жалобы.

Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе своего представителя в судебное заседание не направила, о дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении дела не просили.

Потерпевший ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации (ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки и дополнительного расследования несчастного случая на производстве с машинистом насосных установок ФИО1. установлено, что в нарушение ст. 211, 221 ТК РФ, п. 4, 26 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом № 290н от 01.06.09 Министерства здравоохранения и социального развития РФ работник ФИО1. - машинист насосных установок не обеспечен костюмом на утепляющей прокладке водоотталкивающей пропиткой, жилетом сигнальным 2-го класса защиты, ботинками кожаными, сапогами резиновыми, рукавицами комбинированными и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ. Личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты на работника ФИО1. не заведена и в ходе проведения проверки не представлена.

По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО ФИО3 в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации (ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 02 ноября 2017 года, а также были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и 1 декабря 2017 года вынесено обжалуемое постановление.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 ст. 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу положений ст. 212 ТК РФ работодатель в числе прочего обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.Согласно п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

В силу п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Согласно п. 34 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.10.2008 года № 543н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» машинисту насосных установок положено:

Машинист Костюм хлопчатобумажный с 1

насосных водоотталкивающей пропиткой или

установок костюм для защиты от воды из

синтетических тканей с пленочным покрытием

Жилет сигнальный 2-го класса защиты

Ботинки кожаные

Сапоги резиновые

Рукавицы комбинированные или

Перчатки с полимерным покрытием

Галоши диэлектрические

Перчатки диэлектрические

Очки защитные

Наушники противошумные

На наружных работах зимой
дополнительно:

Костюм на утепляющей прокладке Сапоги кожаные утепленные

В соответствии с пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Согласно пункту 5.6. указанного выше Технического регламента средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.

Не выданные работнику СИЗ в соответствии с Приложением № 4 "Формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты" к "Техническому регламенту таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты"), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (ред. от 13.11.2012) отнесены ко второму классу степени риска причинения вреда работнику.

Средства индивидуальной защиты второго класса опасности - это средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Согласно «Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением комиссии таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 878 жилет сигнальный 2-го класса защиты, костюм на утепляющей прокладке, сапоги кожаные утепленные относятся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (приложение № 1, 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты»).

Выводы должностного лица о наличии выявленных нарушений, которые также не спариваются в жалобе, и вине ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Приложенный к жалобе контракт на закупку специальной одежды и средств индивидуальной защиты № *** от 14.11.2017 года не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку не позволяют установить обеспеченность работников всеми средствами индивидуальной защиты, соответствующими установленным требованиям на дату проведения проверки.

ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации, обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, а также имея возможности и будучи обязанным, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, не предприняло всех необходимых мер по их соблюдению.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований трудового законодательства, а также свидетельствующих о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.

Доводы о том, что учреждение является бюджетным, в силу чего не могли закупить необходимую спецодежду и средства индивидуальной защиты работников до момента поступления бюджетных средств в учреждение, несостоятельны и судом не принимаются, поскольку при создании юридическое лицо было обязано создать необходимые и обязательные условия соблюдения безопасных условий и охраны труда.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к правильному выводу о совершении ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, в данном случае, как об этом верно указано в обжалуемом постановлении, не имеется, поскольку в процессе организации труда работников при неисполнении работодателем обязанностей по созданию безопасных условий и охране труда, при нарушении требований охраны труда возникает непосредственная угроза для жизни и здоровья работников.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

В свою очередь, административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 - 4.3, 4.4 КоАП РФ, отвечает принципу справедливости и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.

Назначенное административное наказание максимальным не является, адекватно общественной опасности совершённого правонарушения, противоправности совершённых действий.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО3 № *** от 01 декабря 2017 года – оставить без изменения, жалобу начальника ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с даты вручения или получения копии решения.

Судья Н.К. Камышник