ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2020УИД23М0071-01-2019-002785-41 от 16.01.2020 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

№ 12-3/2020 УИД 23MS0071-01-2019-002785-41

Решение

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Лабинск 16 января 2020 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Аблаева С.С.,

при секретаре: Дятловой А.В.,

с участием:

с участием заместителя Лабинского межрайонного прокурора – Караулова А.Б.,

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении АО «Лабинскрайгаз» – действующего на основании доверенности Тарасенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Лабинскрайгаз» – Тарасенко В.Ю., на постановление мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края, от 02 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Лабинскрайгаз», предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 02 декабря 2019 года Акционерное общество «Лабинскрайгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

С указанным постановлением представитель АО «Лабинскрайгаз» – Тарасенко В.Ю. – не согласен и представил жалобу на нее, где указано, что на основании трудового договора от 02 апреля 2018 года и приказа генерального директора управляющей организации акционерного общества «Газпром газораспределение Краснодар» от 02 апреля 2018 года № 6, Елисеев Андрей Валерьевич принят на работу в Акционерное общество «Лабинскрайгаз» и назначен на должность исполняющего обязанности директора АО «Лабинскрайгаз». В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течении двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о чем 10 апреля 2018 года за № 34-15-12/202 в Ставропольский территориальный отдел Департамента Росприроднадзора по Северо – Кавказскому Федеральному округу направлено уведомление «О направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим» Елесеевым А.В. с внесением соответствующей записи в журнал исходящей корреспонденции. Уведомление от 10 апреля 2018 года за № 34-15-12/202 «О направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим» Елесеевым А.В. направлено в адрес Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо – Кавказскому Федеральному округу согласно записи и оттеска печати, произведенной работодателем государственного служащего по последнему месту службы в трудовой книжке Елисеева А.В. Так, Верховным судом Российской Федерации в постановлении от 15 августа 2017 года по делу № 87-АД17-2 указано, что предусмотренной обязанности работодателя об уведомлении о приеме на работу работодателя государственного или муниципального служащего по последнему месту службы, установленной ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», корреспондирует закрепленная в ч. 2 этой же статьи обязанность гражданина сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, предусмотренной ст. 64.1 ТК РФ. При этом, в п. 6 и 7 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г. указано на запрет, установленный ч. 3 ст. 65 ТК РФ требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Положения Трудового кодекса РФ и ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не возлагают на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем направления запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее. Аналогичная правовая позиция отражена в Письме Минтруда России от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией». Так, согласно абз. 2 п. 68 Методических рекомендаций Минтруда, отсутствие у работодателя конкретных сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ. Таким образом, отсутствие в материалах дела достаточных доказательств того, что бывший государственный или муниципальный служащий при заключении трудового договора сообщил работодателю полные сведения о последнем месте службы, а именно: предоставил сведения о занимаемых им должностях в период прохождения службы, свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ в действиях юридического лица Акционерного общества «Лабинскрайгаз». В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений. На основании изложенного просит суд постановление по делу об административном правонарушении от 02 декабря 2019года № 5-604/2019 в отношении юридического лица Акционерного общества «Лабинскрайгаз», предусмотренным ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно представленных возражений Лабинского межрайонного прокурора дело об административном правонарушении, возбуждено Лабинским межрайонным прокурором 05.09.2019 в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1» и КоАП РФ, рассмотрено судом в установленном порядке. Установлено, что Елисеев Андрей Валерьевич, 15.09.1968 года рождения, осуществлял свою трудовую деятельность в АО «Лабинскрайгаз» в должности исполняющего обязанности директора АО «Лабинскрайгаз» с 02.04.2018 по 28.09.2018, ранее проходил государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – начальника Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. 19.05.2017 служебный контракт расторгнут, Елисеев А.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указом Президента «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» определен перечень должностей федеральной государственной службы, при котором работодатель обязан уведомлять прежнего работодателя (нанимателя) лица по последнему месту службы при приеме его на работу. При этом Елисеев А.В. являлся государственным служащим, в отношении которого работодатель при заключении трудового договора обязан в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его работы. Особый порядок заключения трудового договора с бывшими государственными служащими регламентирован ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 9 типового положения о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 28.03.2016 № 98, заместитель начальника Департамента территориального органа Росприроднадзора назначается на должность и освобождается от должности руководителем Росприроднадзора. Должность заместителя начальника департамента – начальника отдела включена в перечень должностей, утвержденный приказом Росприроднадзора от 23.06.2015 № 505. Таким образом, несмотря на то, что в трудовой книжке содержалась информация о назначении Елисеева А.В. на должность государственной гражданской службы приказом Росприроднадзора, АО «Лабинскрайгаз» представителя работодателя по последнему месту службы – Росприроднадзор о заключении трудового договора с Елисеевым А.В. не уведомило. Таким образом, в действиях юридического лица АО «Лабинскрайгаз» содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Доказательства вины АО «Лабинскрайгаз» во вменяемом административном правонарушении, которые представлены межрайонной прокуратурой, отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ и оценены судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. С учетом вышеизложенного, просит суд постановление Мирового судьи г. Лабинска от 02.12.2019 о признании АО «Лабинскрайгаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя АО «Лабинскрайгаз» – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель АО «Лабинскрайгаз» поддержал требования изложенные в жалобе, пояснил суду аналогично изложенному в жалобе, указав, что не может подтвердить получение уведомления «О направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим» по предыдущему месту работы Елесеева А.В. Просил суд постановление по делу об административном правонарушении от 02 декабря 2019года № 5-604/2019 в отношении юридического лица Акционерного общества «Лабинскрайгаз», предусмотренным ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании прокурор просил суд постановление мирового судьи г. Лабинска от 02.12.2019 о признании АО «Лабинскрайгаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя АО «Лабинскрайгаз» – без удовлетворения. Пояснил, что несмотря на то, что в трудовой книжке содержалась информация о назначении Елисеева А.В. на должность государственной гражданской службы приказом Росприроднадзора, АО «Лабинскрайгаз» представителя работодателя по последнему месту службы – Росприроднадзор о заключении трудового договора с Елисеевым А.В. не уведомило.

Суд, заслушав присутствующих участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, суд считает, что жалоба удовлетворению не подлежит и оставляет постановление мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46).

Из материалов дела следует, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения сроков уведомления АО «Лабинскрайгаз» о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим.

В ходе проверки установлено, что 02 апреля 2018 г. на основании трудового договора и приказа генерального директора управляющей организации АО «Газпром газораспределение Краснодар», Елисеев А.В. принят на работу в АО «Лабинскрайгаз» и назначен на должность исполняющего обязанности директора АО «Лабинскрайгаз».

Ранее Елисеев А.В. замещал должность заместителя начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – начальника Ставропольского территориального отдела департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. 19 мая 2017 года служебный контракт расторгнут, Елисеев А.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы.

Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом от 23.06.2015г. № 505 «Об утверждении перечня должностей Федеральной государственной службы в Росприроднадзоре, при замещении которых Федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

В судебном заседании верно было установлено, что 10 апреля 2018г. в Ставропольский территориальный отдел департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу АО «Лабинскрайгаз» направлено уведомление № 34-15-12/202 «О направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим» Елисеевым А.В., тогда как согласно п.9 Приказа от 28.03.2016г. №98 «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», заместитель начальника департамента территориального органа Росприроднадзора назначается на должность и освобождается от должности руководителем Росприроднадзора. Следовательно, в нарушение положений ч.4 ст.12 Закона о противодействии коррупции, ст.64.1 ТК РФ АО «Лабинскрайгаз» в установленный десятидневный срок не сообщило в Росприроднадзор РФ о заключении трудового договора с Елисеевым А.В., замещавшим ранее должность, включённую в названный выше Перечень. Таким образом, несмотря на то, что в трудовой книжке содержалась информация о назначении Елисеева А.В. на должность государственной гражданской службы на основании приказа Росприроднадзора, АО «Лабинскрайгаз» не уведомило Росприроднадзор о заключении трудового договора с Елисеевым А.В.

В соответствии с положениями пункта 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении с названными лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщить в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2019г., рапорт о выявлении административного правонарушения от 03.09.2019г., копию трудового договора №6 с исполняющим обязанности исполнительного директора АО «Лабинскрайгаз» от 02.04.2018г., приказ о приеме Елисеева А.В. на работу от 02.04.2018г., сообщение заместителю межрайонного прокурора о том, что уведомление о трудоустройстве в АО «Лабинскрайгаз» бывшего государственного служащего Елисеева А.В. было зарегистрировано в журнале исходящей корреспонденции и отправлено посредством почтовой связи «почта России», уведомление о направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, копию журнала регистрации исходящих документов, копию трудовой книжки Елисеева А.В., копию личной карточки работника, копию анкеты кандидата на вакантную должность, выписку из ЕГРЮЛ, мировой судья верно установил виновность юридического лица АО «Лабинскрайгаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ - нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции, выразившееся в не направлении сведений о трудоустройстве работника, ранее замещавшего должность государственного гражданского служащего, установленной.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При назначении административного наказания суд верно учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, суд не нашел и верно назначил АО «Лабинскрайгаз» наказание в пределах санкции ст.19.29 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, при производстве по делу судом не установлено.

Мировым судьей правильно применены нормы материального и процессуального права.

Поэтому суд не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого заявителем постановления мирового судьи.

Руководствуясь ст.ст. 30.6. - 30.8. КоАП РФ, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 02 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Лабинскрайгаз», предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, о назначении административного штрафа

в размере 100 000 (сто тысяч) рублей – оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Лабинскрайгаз» – Тарасенко В.Ю. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его оглашения.

Судья С.С. Аблаев