ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2021 от 27.01.2021 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-3/2021

УИД

Председательствующий по делу

и.о. мирового судьи судебного участка № 18

Чернышевского судебного района

Забайкальского края Хисматулина М.И.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

п. Чернышевск 27 января 2021 года

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре Шагалиной К.А.,

рассмотрел жалобу председателя контрольно-счетной палаты муниципального района «Чернышевский район» Максимова С.А. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 18 Чернышевского судебного района Хисматулиной М.И. от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И.,

у с т а н о в и л :

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 18 Чернышевского судебного района Забайкальского края Хисматулиной М.И. от 09 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, председатель контрольно-счетной палаты муниципального района «Чернышевский район» Максимов С.А. подал на него жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, рассмотреть дело по существу.

В обоснование жалобы указал на следующее. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Мильгидунское» осуществляется контрольно-счетным органом муниципального района «Чернышевский район» на основании типового соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, годовой отчет об исполнении местного бюджета до его утверждения в Совете депутатов сельского поселения «Мильгидунское» подлежит внешней проверке органом внешнего муниципального финансового контроля.

Администрация сельского поселения «Мильгидунское» должна не позднее 1 апреля текущего финансового года представлять годовую бюджетную отчетность в контрольно-счетный орган муниципального района «Чернышевский район» для проведения внешней проверки.

Поскольку бюджетная отчетность за 2019 год была представлена администрацией сельского поселения «Мильгидунское» 27 мая 2020 года, то есть с нарушением установленного срока, данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В соответствии о ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством РФ. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Поскольку в должностные обязанности главного специалиста ЕАА., не включены обязанности по составлению отчета об исполнении бюджета поселения и предоставление его в установленном порядке в контрольно-счетный орган, полагает, что руководитель сельского поселения не в должной мере передал и возложил полномочия по ведению бухгалтерского учета на соответствующего специалиста, в связи с чем должен нести ответственность за несвоевременное предоставление отчетности.

Полагает, что ссылка мирового судьи на разъяснения Пленума Верхового Суда РФ от 24 октября 2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» не обоснована, поскольку данные разъяснения касаются ст.ст. 15.5, 15.6, 15.11 КоАП РФ.

Считает, что субъект ответственности определен верно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении у мирового судьи не имелось.

Также указывает, что в постановлении мирового судьи неверно указан порядок обжалования постановления мирового судьи.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – председатель контрольно-счетной палаты МР «Чернышевский район» Максимов С.А., будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть жалобу без его участия. Дополнительно указал, что согласно распоряжению главы администрации сельского поселения «Мильгидунское» № 12 от 23.09.2013 г. кроме обязанностей главного специалиста по бухгалтерскому обслуживанию учреждений на ЕАА возложены обязанности специалиста по финансово-экономическим вопросам, закреплены обязанности по ведению отчетности и осуществлению анализа исполнения бюджета сельского поселения «Мильгидунское» на основании отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, однако обязанность по предоставлению данной отчетности в соответствующие органы в установленные сроки за еаа не закреплена. Кроме того, на главного специалиста ЕАА возложены обязанности по предоставлению сведений и отчетности в Пенсионный фонд РФ, налоговую инспекцию, органы статистического учета, комитет по финансам МР «Чернышевский район», в то время как обязанность по предоставлению отчетности об исполнении бюджета в контрольно-счетный орган за ЕАА не закреплена, в связи с чем, полагает, что вина ЕАА не установлена.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности - глава сельского поселения «Мильгидунское» Романова Г.И., будучи надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть жалобу без ее участия.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности Романовой Г.И.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с положениями ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 33.1, 33.2, 33.3 Положения о бюджетном процессе сельского поселения «Мильгидунское» муниципального района «Чернышевский район», утвержденного решением администрации сельского поселения «Мильгидунское» № 11 от 14 октября 2019 года, годовой отчет об исполнении местного бюджета до его рассмотрения в совете депутатов сельского поселения «Мильгидунское» подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, внешняя проверка осуществляется органом внешнего муниципального финансового контроля, а в случае передачи полномочий – контрольно-счетной палатой муниципального района «Чернышевский район», администрация сельского поселения «Мильгидунское» представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Из материалов дела следует, что администрация сельского поселения «Мильгидунское» представила в контрольно-счетную палату муниципального района «Чернышевский район» годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2019 год 27 мая 2020 года, то есть с нарушением установленного срока (до 1 апреля текущего финансового года).

Данное обстоятельство главой сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления председателем контрольно-счетной палаты муниципального района «Чернышевский район» Максимовым С.А. протокола об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. по ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем вынесенное мировым судьей постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. не может быть признано законным и обоснованным, поскольку мировым судьей при его принятии были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в следующем.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Мировой судья при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии в действиях главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. состава административного правонарушения, установив отсутствие субъекта правонарушения.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

По смыслу данной нормы к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Установлено, что Романова Г.И. занимает должность главы сельского поселения «Мильгидунское» в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения «Мильгидунское» № 12 от 29 октября 2017 года по настоящее время.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) руководитель экономического субъекта это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Годовой отчет об исполнении бюджета был представлен с нарушением установленного срока, что не оспаривалось Романовой Г.И.

Таким образом, глава сельского поселения «Мильгидунское» Романова Г.И. как единоличный исполнительный орган экономического субъекта, не приняла надлежащих мер по обеспечению соблюдения требований бюджетного законодательства подчиненными лицами.

Не были исследованы в полном объеме документы, касающиеся распределения должностных обязанностей по предоставлению годовой бухгалтерской отчетности сельского поселения, не был истребован непосредственно сам годовой отчет (мировой судья ограничился представленной копией титульного листа отчета), не установлено лицо, его подписавшее, не установлена дата составления отчета.

Данные обстоятельства не были учтены мировым судьей при вынесении постановления, в связи с чем выводы судьи, которыми фактически была установлена вина главного специалиста ЕАА в совершении вменяемого Романовой Г.И. административного правонарушения являются преждевременными.

Также заслуживает внимания довод жалобы относительно срока обжалования постановления.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Указание в резолютивной части постановления на возможность обжалования постановления в течение десяти дней со дня его вынесения, основано на неверном толковании норм процессуального права.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, выносится, в том числе, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Перечисленные выше нарушения процессуальных требований не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку допущенные мировым судьей нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, обжалуемый судебный акт нельзя признать законными и обоснованными.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении мировому судье необходимо более тщательно исследовать представленные доказательства, истребовать необходимые дополнительные сведения, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Чернышевского судебного района Забайкальского края Хисматулиной М.И. от 09 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения «Мильгидунское» Романовой Г.И. по ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ отменить, дело вернуть мировому судье на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья: И.Л. Силяева