Дело № 12-3/2021
УИД 89MS0022-01-2020-001582-54
Мировой судья Гаврилова Н.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
31 марта 2021 года с. Красноселькуп
Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (ул. Ленина, д. 2-б, с. Красноселькуп) Шанкина Лилия Тимофеевна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» (сокращенное наименование – ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский», адрес юридического лица: <адрес>, Ямало-Ненецкий автономный округ) Дедкова Е.Б. на постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 по делу № 5-1/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Дедкова Е.Б.,
У С Т А Н О В И Л:
Вышеуказанным постановлением директор ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедков Е.Б. как должностное лицо привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, директор ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедков Е.Б. подал жалобу, в которой просит постановление о назначении административного наказания от 26.01.2021 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что обжалуемое постановление является незаконным, так как отсутствует событие и состав административного правонарушения. В соответствии с предписанием № 8 об устранении выявленных нарушений от 26.03.2020, составленным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО С.С. Муталаповой (далее — Предписание) учреждению было предписано, в том числе устранить следующие нарушения:
- пунктом № 2 Разработать лесохозяйственный регламент Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» в срок до 01.06.2020;
- пунктом № З Разработать проект освоения лесов Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» в срок до 01.06.2020 г.
На основании ходатайства ФГБУ, в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срок исполнения п. 3 Предписания был продлен на три месяца, т.е. до 01.09.2020.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Выявление смысла ненормативного акта путем сопоставления его текста с иными документами является недопустимым, так как неисполнение нарушителем таких ненормативных актов ввиду неясности приведет к применению в отношении него санкции, предусмотренной законодательством Российской Федерации за неисполнение требований.
Считает указанное предписание незаконным, исходя из следующего.
Необоснованны сроки исполнения требований предписания. Предписанием пунктом № 2 и пунктом № 3 установлен один срок для разработки разных документов: лесохозяйственного регламента Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» и проекта освоения лесов Государственного заповедника «Верхне-Тазовский». В соответствии с законодательством РФ, в частности п. 28 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается на основании, в т.ч. лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). После разработки лесохозяйственного регламента в силу п. 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» он проходит публичное обсуждение путем размещения его в сети интернет на срок 30 дней. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение. Таким образом, после разработки ФГБУ лесохозяйственного регламента Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» лесотехнический регламент до утверждения проходит ряд процедур, выполнение которых возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ и не зависит от ФГБУ. Лесохозяйственный регламент Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» был утвержден только 18.05.2020. Приведенные в обоснование Предписания нормативно-правовые акты вообще не имеют отношения к компетенции ФГБУ в плане разработки Лесохозяйственного регламента (пункты нормативно-правовых актов из пункта № 2 Предписания). Нормативно-правовые акты, которыми обосновал Росприроднадзор выполнение пункта 3 предписания, содержат общие требования к разработки проекта освоения лесов. Так в силу ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Пункт 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 регламентирует срок действия проекта освоения лесов – не более 10 лет. Никаких обоснований сроков подготовки документов нет. Последовательность в подготовке документов не учтена. В предписании не учитывается, что публичное обсуждение, доработка и утверждение лесотехнического регламента законодателем возложена на Минприроды России, сроки исполнения которых ФГБУ не контролирует, на ФГБУ возложена обязанность разработать предписание. Не учитывается тот факт, что проект освоения лесов возможно разработать после утверждения лесотехнического регламента, т.е. предписание необоснованно, противоречит законодательству.
Мировой судья посчитал обоснованными сроки исполнения предписания, мотивировав свое решения истечением срока действия лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов 31.12.2019 и продлением срока исполнения на основании ходатайства от 21.05.2020 на три месяца. Считает вывод суда не обоснованным. Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, является возможность реального исполнения предписания (и его обоснованность), а не обстоятельства, связанные с не разработкой указанных документов до момента окончания их действия. Тем более, что указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения в рамках данного дела. Продление срока исполнения предписания по ходатайству заповедника на основании п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 связано с распространением коронавирусной инфекции и не могут рассматриваться как дающие дополнительные возможности (время) для исполнение требований предписания.
Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических), и в их случае содержит 55 листов научной информации. В связи с чем требует времени для его разработки, после утверждения лесотехнического регламента. ФГБУ разработало проект освоения лесов Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» в срок, предусмотренный Предписанием, и 11 августа 2020 г. он был представлен для проведения государственной экспертизы в соответствии с требованиями п. 5 Приказа Минприроды РФ от 26 сентября 2016 г. № 469 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», что подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.11.2020 № 15-46/31535 и письмом ФГБУ Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» от 11.08.2020 № 173. Проект получил положительное заключение экспертизы.
Считает, что, разработав и представив проект на экспертизу, ФГБУ был выполнен п. 3 Предписания в установленный новый срок.
Не согласен с выводами суда о том, что они не выполнили предписания в срок. В п. 3 Предписания четко написано разработать проект освоения лесов Государственного заповедника «Верхне-Тазовский». Для сравнения в предписании № 51 об устранении выявленных нарушений от 26.03.2020, составленным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО С.С. Муталаповой, в п. 1 прописано «Разработать в установленном порядке проект освоения лесов Государственного заповедника «Верхне-Тазовский» и получить положительное заключение экспертизы на указанный проект», т.е. содержаться два самостоятельных требования. В силу п. 2 Приказа Минприроды РФ от 26 сентября 2016 г. № 469 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления. В силу ст. 88 ЛК на ФГБУ возложена обязанность лишь по составлению проекта освоения лесов. Поэтому налагать обязанность по проведению экспертизы на ФГБУ и устанавливать при этом сроки незаконно, это не компетенция ФГБУ, ФГБУ не можем отвечать за нарушение сроков проведения экспертизы.
Предписание должностного лица должно содержать законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
Кроме того, выводы суда о том, что он как должностное лицо не принял должных и достаточных мер по исполнению именно требований предписания, не являются обоснованными. Считает, что материалы дела подтверждают, что он как должностное лицо принял все необходимые и достаточные меры по исполнению требований Предписания. Оспариваемое постановление получено им 27.01.2021.
В судебном заседании директор ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедков Е.Б. поддержал доводы жалобы. Суду пояснил, что он предпринял все меры к выполнению предписания, разработал проект освоения лесов и направил его в Минприроды России 11.08.2020. Однако, из-за отсутствия работников Министерства на рабочих местах в связи с пандемией коронавирусной инфекции проект долго не подписывали. Мировой судья исходил из истечения срока действия проекта освоения лесов, а не из возможности исполнения предписания в условиях пандемии. Проведение экспертизы и подписание проекта освоения лесов не входит в компетенцию ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский».
Северо-Уральское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, просило рассмотреть жалобу Дедкова Е.Б. в отсутствие представителя Управления.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).
28.10.2020 в 16-00 ч. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федер по надзору в сфере природопользования ФИО5 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедкова Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: ЯНАО, <адрес>.
В протоколе указано, что на основании Распоряжения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 92-р от 25.10.2020 в период с 08.10.2020 по 27.10.2020 проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник Верхне-Тазовский» по выполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 8 от 26.03.2020.
Предписание было выдано по результатам проверки, проведенной на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.03.2020 № 6-р, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО6, с целью проверки соблюдения в процессе осуществления деятельности Учреждением требований, установленных законодательством сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
По результатам проверки установлена неготовность Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник Верхне-Тазовский» к пожароопасному сезону в лесах на территории Государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский», в связи с чем Учреждению было выдано предписание № 8 от 26.03.2020.
Согласно п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании вышеизложенного предписание государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды подлежит обязательному исполнению.
В рамках проведения внеплановой выездной и документарной проверки по исполнению п. 3 предписания № 8 от 26.03.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданного Управлением, установлено, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» было обязано в срок до 01.06.2020 разработать проект освоения лесов государственного природного заповедника «Верхне- Тазовский».
Учреждение обратилось в адрес Управления с ходатайством о продлении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26.03.2020 № 8.
В ответ на вышеуказанное ходатайство Управление, руководствуясь п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодных планов ведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято решение продлить срок исполнения п. 3 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, от 26.03.2020 № 8, на три месяца, т.е. до 01.09.2020.
Таким образом, обязанность, возложенная на Учреждение п. 3 предписания № 8 от 26.03.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, должна была быть исполнена 01.09.2020.
В процессе проведения внеплановой выездной документарной проверки были рассмотрены и изучены документы, находящиеся в распоряжении Управления, а также документы, представленные Учреждением в рамках проверки.
Так, в рамках проведения проверки в адрес Учреждения Управлением направлен мотивированный запрос о предоставлении необходимых сведений и документов.
В ответ на вышеуказанный запрос ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» в составе сопроводительного письма представлена информация, в соответствии с которой Проект освоения лесов государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский» был разработан после утверждения лесохозяйственного регламента, в настоящий момент проект освоения лесов государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский» находится на согласовании в Министерстве природных ресурсов.
В свою очередь, в адрес Управления разработанный проект освоения лесов не представлен.
В соответствии с п. 5 Приказа Минприроды от 26.09.2016 года № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее – Лесопользователи), для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети «Интернет», в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Согласно п. 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка, результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления з пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п. 10 Порядка).
Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Заключение Экспертизы направляется Лесопользователю органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение 5 дней после его утверждения. Если проект освоения лесов был представлен на бумажных носителях, то заключение Экспертизы направляется с одним экземпляром проекта освоения лесов, представленного на бумажном носителе (п. 11 Порядка).
В адрес Управления не представлены сведения, подтверждающие направление письменного заявления с приложением проекта освоения лесов для проведения экспертизы проекта освоения лесов в установленном п. 5 Порядке.
В свою очередь, согласно представленной в ходе проведения проверки переписке по согласованию проекта, Учреждением исправленная версия вышеуказанного Проекта в адрес Минприроды направлена только 09.10.2020.
Таким образом, по состоянию на 01.09.2020 разработанный проект освоения лесов государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский» отсутствовал.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов (п. 15(11) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 417).
В соответствии с п. 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
По результатам проведённой проверки установлено, что проект освоения лесов государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский» в сроки, установленные п. 3 предписания № 8 от 26.03.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований не разработан.
Таким образом, в ходе проведения настоящей внеплановой документарной проверки установлено, что п. 3 предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 8 от 26.03.2020 не исполнен.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Должностным лицом Учреждения, обладающим организационно-распорядительными функциями, ответственным за соблюдение норм и требований законодательства при осуществлении деятельности Учреждения, согласно п. 31, 33, 34 (5) Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский», утвержденного приказом Минприроды России от 24.05.2011 № 430, является директор.
На должность директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» в соответствии с приказом 645-лс от 26.08.2013 назначен Дедков Е.Б.
Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Время совершения административного правонарушения: 02.09.2020.
Событие административного правонарушения: должностное лицо директор ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедков Е.Б., являясь ответственным за соблюдение норм и требований законодательства при осуществлении деятельности Учреждения, не обеспечил соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, заблаговременно не предпринял возможный комплекс мероприятий, направленных на исполнение п. 3 предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 08 от 26.03.2020.
Нарушены: ст. 88 Лесного кодекса РФ, п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 должностное лицо – директор ФГБУ «ГПЗ «Верхне-Тазовский» Дедков Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Минприроды России от 26.08.2013 № 645-лс Дедков Е.Б. назначен на должность директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» с 27 августа 2013 г.
В силу п. 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 15, 25, 26 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом. Дело об административном правонарушении правомерно рассмотрено мировым судьей (ст. 23.1 КоАП РФ), наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В материалах дела имеется копия предписания от 26.03.2020 № 8 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В п. 2 данного документа предписано разработать лесохозяйственный регламент Государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский», в срок до 01.06.2020, в п. 3 – разработать проект освоения лесов Государственного природного заповедника «Верхне-Тазовский» в срок до 01.06.2020 (л.д. 49-51).
Согласно копии уведомления от 21.05.2020 № 03/4-6649 Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, рассмотрев ходатайство ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» о продлении срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26.03.2020 № 8, приняло решение продлить срок исполнения указанного предписания на три месяца до 01.09.2020 (л.д. 48).
В соответствии с копией акта проверки юридического лица ФГБУ «Природный заповедник «Верхне-Тазовский» от 27.10.2020 № 88, составленным Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлено, что лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» утвержден 18.05.2020 и.о. директора Департамента государственной политики и регулирования ООПТ и Байкальской природной территории ФИО7. Таким образом, п. 2 предписания от 26.03.2020 № 8 исполнен в полном объеме. По состоянию на 01.09.2020 разработанный проект освоения лесов ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» отсутствовал. Пункт 3 предписания от 26.03.2020 № 8 не исполнен (л.д. 14-23).
В материалах дела имеется копия письма Минприроды России от 24.11.2020 № 15-46/31535 «О проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов» в адрес ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский», согласно которому проект освоения лесов рассмотрен экспертной комиссией Минприроды России и на указанный проект вынесено положительное заключение государственной экспертизы.
Обстоятельства совершения правонарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания, подтверждаются материалами дела.
Постановление мирового судьи о назначении административного наказания от 26.01.2021 соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Судья считает, что предоставленный ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» срок с 26.03.2020 по 01.09.2020 является достаточным для разработки проекта освоения лесов. Директором ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедковым Е.Б. не приняты необходимые меры для разработки проекта освоения лесов в установленный срок.
Факт нарушения срока разработки проекта освоения лесов директором ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедковым Е.Б. не оспаривается. Он ссылается на невозможность исполнения предписания в срок в связи с пандемией коронавирусной инфекции, однако, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исполнения предписания не представил.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
На основании изложенного, судья находит постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 по делу № 5-1/2021 об административном правонарушении, которым должностное лицо – директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» Дедкова Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, – оставить без изменения, а жалобу Дедкова Е.Б. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке надзора в соответствии со ст. ст. 30.12 - 30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Л.Т. Шанкина