Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2019 года г. Астрахань
Судья Советского районного суда г. Астрахани Н.П. Синельникова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал»,
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани «Астрводоканал» обратилось в суд с жалобой, указав, что государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора ФИО1 вынесено постановление от <дата><номер> о привлечении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 151 000 (сто пятьдесят одна) тысяча рублей. С данным постановлением муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани «Астрводоканал», не согласно, с учетом крайне тяжелого финансового положения, просили суд снизить размер назначенного наказания в виде штрафа в размере 151000 рублей, за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 75 500 руб.
Представитель муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» извещенный о дне слушания дела в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области в судебное заседание также не явился, извещены надлежавшим образом, возражений относительно доводов жалобы суду не представили.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 4 статьи8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи1 Водного кодексаРоссийской Федерации, водным объектом является водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодексаРоссийской Федерации, реки, которые являются водотоками, относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5 Водного кодексаРоссийской Федерации, береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пункт 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В силу части 2 статьи 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агро химикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Судом установлено, что <дата> государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора ФИО1 вынесено постановление <номер> о привлечении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 151 000 (сто пятьдесят одна) тысяча рублей.
Основанием для привлечения к ответственности послужили следующие обстоятельства.
Предприятием представлена Программа производственного контроля сточных вод на ПОСК-1 с биологической очисткой на 2019 год, утвержденная Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области. Контроль качества сточных вод осуществляется химико-биологической лабораторией МУП г.Астрахани «Астрводоканал».
Действующим в период с 23 декабря 2015 года по 21 июля 2020 года разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду установлены следующие загрязняющие вещества, разрешенные к сбросу в <адрес> выпуском <номер>: амония ион, БПКполн, взвешенные вещества, минерализация воды, нефтепродукты, нитрат-анион, нитрит-анион, свинец, СПАВ, сульфаты, фенол, фосфаты, хлориды, хром, цинк, марганец, железо.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» специалистом филиала ФГБУ «СевКасптехмордирекция» отобраны пробы природной воды с водного объекта <адрес> по водовыпуску <номер> по следующим координатам <номер>, а также пробы природной воды <адрес> выше водовыпуска <номер> (фон), ниже выпуска (влияние), что подтверждается актом отбора проб от <дата><номер> и протоколом отбора проб от <дата>.
По результатам испытаний в исследуемых пробах природной воды по водовыпуску <номер><номер>, установлено превышение загрязняющих веществ в водном объекте <адрес> по следующим показателям: ионы аммония в 1,24раза, фосфат-иона в 1,2раза, относительно согласованного и утвержденного норматива (разрешение <номер>), что подтверждается экспертным заключением №14 от 27.06.2019 ФГБУ «СевКасптехмордирекция».
Также, предприятием представлена Программа производственного контроля сточных вод на СОСК с биологической очисткой на 2019 год, утвержденная Руководителем Управления Роспотребнадзора по Астраханской области. Контроль качества сточных вод осуществляется химико-биологической лабораторией МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
Действующим в период с 23 декабря 2015 года по 21 июля 2020 года разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду установлены следующие загрязняющие вещества, разрешенные к сбросу в <адрес> COCK выпуском <номер>: амония ион, БПКполн, взвешенные вещества, минерализация воды, нефть и нефтепродукты, нитрат-анион, нитрит-анион, свинец, СПАВ, сульфаты, фенол, фосфаты, хлориды, хром, цинк, марганец.
В ходе проверки 10 июня 2019 года специалистом филиала ФГБУ «СевКасптехмордирекция» отобраны пробы природной воды с водного объекта <адрес> по водовыпуску <номер> по следующим координатам <номер>, а также пробы природной воды <адрес> выше водовыпуска <номер> (фон), ниже выпуска (влияние), что подтверждается актом отбора проб от <дата><номер> и протоколом отбора проб от <дата>. По результатам испытаний в исследуемых пробах природной воды по водовыпуску <номер><номер> установлено превышение загрязняющих веществ в водном объекте <адрес> по следующим показателям: фенолы в 1,1 раз, алюминий в 3,3 раза, железо в 1,4 раза, ионы аммония в 1,3 раза, нитриты-ионы в 2,1 раз, фосфат-иона в 8,2 раза, взвешенные вещества в 1,6 раза, относительно согласованного и утвержденного норматива (разрешение <номер>), что подтверждается экспертным заключением № 16 от 27.06.2019 ФГБУ «СевКасптехмордирекция».
Таким образом, с 10 июня 2019 года с 10:12 по 10:55, с 14:18 по 14:55 муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани «Астрводоканал» осуществляло сброс посредством водовыпуска <номер> Правобережные очистные сооружения канализации -1 (ПОСК-1) в поверхностный водный объект - <адрес>, из водовыпуска <номер> Северные очистные сооружения канализации (COCK) в <адрес> недостаточно очищенных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в количествах, превышающих установленные нормативы, предусмотренные разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что свидетельствует о нарушении требований к охране водных объектов, и может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что свидетельтствует о нарушении части 4 статьи8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал» административного правонарушения подтверждается представленными в деле доказательствами, оцененными судом в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд приходит к выводу о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемого постановления <дата>, поскольку существенных нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, не допущено.
Порядок привлечения муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани «Астрводоканал» в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом требований статей 3.1, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что постановление получено муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал» 23 июля 2019 года.
01 августа 2019 года на постановление подана жалоба представителем муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал», в которой ставится вопрос о снижении размера назначенного предприятию штрафа. Срок обжалования постановления заявителем не пропущен.
В обоснование доводов жалобы указано, что при привлечении предприятия к административной ответственности, административным органом не были приняты во внимание обстоятельства, которые существенным образом повлияли бы на принятое по делу решение, а именно, 14 декабря 2017 года решением Советского районного суда г. Астрахани по делу <номер> были удовлетворены исковые требования исполняющего обязанности Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани «Астрводоканал» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод.
В соответствии с данным решением муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани «Астрводоканал» обязано было в срок до 01 января 2019 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> от выпусков <номер> Левобережных очистных сооружений водопровода, <номер> Правобережных очистных сооружений водопровода-1, <номер> Правобережных очистных сооружений водопровода-3, <номер> Южных очистных сооружений канализации, <номер> Правобережных очистных сооружений канализации-1, а также обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> от выпуска <номер> Северных очистных сооружений канализации, 6,7 Левобережных очистных сооружений канализации в срок до 01 января 2019 года.
Определением Советского районного суда города Астрахани от 30 января 2019 года МУП г. Астрахани «Астрводоканал» предоставлена отсрочка исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2019 года до 01 января 2020 года.
В обоснование предоставления рассрочки исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от 14 декабря 2019 года суд указал, что из представленных в суд материалов дело следует, что в одной из мер государственной поддержки РСО является разработка и утверждение проекта паспорта приоритетного проекта «Оздоровление Волги». Паспорт проекта утвержден 19 марта 2018 года. Срок начала и окончания проекта 10 марта 2018 года – 31 декабря 2025 года. В рамках проекта предполагается реконструкция, модернизация или новое строительство очистных сооружений, в том числе с использованием наилучших доступных технологий, основной целью которого является снижение негативного воздействия на водный объект.
В рамках реализации указанного проекта заключены муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации: «Реконструкция очистных сооружений канализации COCK МУП г. Астрахани «Астрводоканал» (муниципальный контракт <номер> ИКЗ <номер>) со сроком окончания выполнения работ – 30 сентября 2019 г., «Реконструкция очистных сооружений канализации ПОСК-МУП г. Астрахани «Астрводоканал» (муниципальный контракт <номер> ИКЗ <номер>) со сроком окончания выполнения работ – 29 сентября 2019 г.
После завершения работ по разработке проектно-сметной документации на конструкцию вышеуказанных очистных сооружений канализации, прохождения государственной и экологической экспертизы по объектам «Реконструкция очистных сооружений канализации МУП г. Астрахани «Астрводоканал» COCK и ПОСК-1», выполнения работ по реконструкции COCK и ПОСК-1 Предприятие будет иметь возможность осуществлять сбросы сточных вод в водные объекты без превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод и соблюдать утвержденные нормативы.
В соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствие с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с требованиями части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценивая в совокупности все представленные по делу доказательства, учитывая, что деятельность, осуществляемая муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал», носит социально-значимый характер, направлена на осуществление водоснабжения и водоотведения населения и иных категорий потребителей муниципального образования «Город Астрахань», в том числе крупных промышленных предприятий, учреждений здравоохранения, образования, объектов оборонного комплекса и т.д., а также наличие крайне тяжелого финансового положения муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал», что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к выводу о возможности снижения назначенного предприятию административного штрафа до 75 500 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора ФИО1 от <дата><номер> о привлечении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению.
Оснований для признания постановления Управления Росприроднадзора по Астраханской области от <дата><номер> незаконным и его отмены, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора ФИО1 от <дата><номер> о привлечении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 75500 руб.
В остальной части постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного геологического и земельного надзора ФИО1 от <дата><номер> - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Астраханский областной суд.
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2019 года.
Судья Н.П. Синельникова