ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-405/2021 от 08.09.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сосновская О.А. дело 12-405/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7 – 668/2021 08 сентября 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1., действующей в интересах Публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть»,

установил:

постановлением начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (Природнадзор-Югры) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ФИО)2 от (дата)(номер), юридическое лицо – Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», (далее – ПАО «НК Роснефть») привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей за невыполнение обязательств по выполнению лесовосстановительных мероприятий искусственным способом или комбинированным способом на территории ХМАО-Югры на площади <данные изъяты>, в нарушение части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 №566.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя ПАО «НК Роснефть», без удовлетворения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель ПАО «НК Роснефть» просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь при этом на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ПАО «НК Роснефть» ФИО1, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 «Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» №566 от 07 мая 2019 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация).

В силу пункта 21 «ж» Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 07 июля 2020 года №417, лица, использующие леса с предоставлением лесного участка, без предоставления лесного участка с установлением сервитута, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых обязаны осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса мероприятия не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в соответствии с Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 №566.

Из материалов дела усматривается, что ПАО «НК «Роснефть» в (дата) осуществляло использование лесов в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых на территории (адрес) на основании договора аренды лесного участка от (дата)(номер)

Согласно лесной декларации от (дата)(номер) ПАО «НК «Роснефть» заявило о проведении сплошной рубки лесных насаждений на арендуемой территории в период с (дата) по (дата) на общей площади <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об использовании лесов за (дата) представленным ПАО «НК «Роснефть» в Самаровский территориальный отдел-лесничество, Обществом в (дата) фактически произведена сплошная рубка лесных насаждений на площади <данные изъяты>

Таким образом, после проведения в (дата) сплошной рубки на площади <данные изъяты> и окончания срока действия лесной декларации, ПАО «НК «Роснефть» было обязано подать заявление и выполнить работы по лесовосстановлению на территории ХМАО-Югры на площади <данные изъяты> в период с (дата) по (дата) год.

По информации Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры работы по лесовосстановлению Обществом не выполнены.

Пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" установлен срок подачи заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. Для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации указанный срок составляет 10 дней со дня окончания срока действия лесной декларации.

В связи с этим согласование выбранных участков для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению до окончания срока действия лесной декларации недопустимо.

Следовательно, доводы жалобы, указывающие что ПАО «НК «Роснефть» обращалось в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в (дата), то есть заблаговременно, до истечения срока лесной декларации (номер), не свидетельствует о том, что Общество выполнило свою обязанность обращения в Департамент в срок установленный законодательством.

Судьей районного суда установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) (в установленный законом срок) ПАО «НК «Роснефть» направило в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры письмо (номер) о намерении провести работы по лесовосстановлению на общей площади <данные изъяты>, в том числе для компенсации рубки лесных насаждений, проведенной в (дата) на основании договора аренды лесного участка от (дата)(номер)-(номер) и лесной декларации от (дата)(номер).

Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление), которое включает в себя следующую информацию: а) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя; б) адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя; в) контактный телефон; г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; д) основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; ж) сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

В письме ПАО «НК Роснефть» от (дата)(номер) о намерении провести работы по лесовосстановлению отсутствуют сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению. То есть в (дата) ПАО «НК Роснефть» не осуществило выбор данных земель из реестра «Фонд земель, предназначенный для искусственного или комбинированного лесовосстановления», размещенного на официальном сайте Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.

Таким образом, судьей районного суда правильно сделан вывод о том, что не обеспечив в период с (дата) по (дата) проведение лесовосстановительных мероприятий искусственным или комбинированным способом на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на площади <данные изъяты>, ПАО «НК Роснефть» нарушило требования части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством и заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года № 566, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица и судьи о виновности ПАО «НК «Роснефть» в совершении правонарушения подтверждаются приведенными в постановлении о назначении наказания и решении судьи доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы аналогичны позиции жалобы представителя ПАО «НК «Роснефть» поданной в районный суд, они были предметом обсуждения и обоснованно опровергнуты, о чем полно и правильно изложено в решении, каких-либо обстоятельств, не исследованных судьей районного суда и влияющих на его выводы, жалоба представителя ПАО «НК «Роснефть» не содержит.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), которым оставлено без изменения постановление начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры (ФИО)2 от (дата)(номер), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть», оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова