12-40/2021
УИД 24RS0046-01-2020-006989-20
РЕШЕНИЕ
18 октября 2021года п. Мотыгино
Судья Мотыгинского районного суда Красноярского края Петушкова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Конобеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя АО « Орджоникидзехимлес» ФИО1 об оспаривании постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о привлечении АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ч.1 ст. 8.27 КоАП РФ и ходатайство представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО3 от 14.10.2020г. №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО3 от 14.10.2020г. № АО «Орджоникидзехимлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно постановления, АО «Орджоникидзехимлес» привлечено к административной ответственности за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, а именно: не предоставило проекты лесовосстановления и не выполнило лесовосстановительные мероприятия на площади 9,2 га.
Считая постановление незаконным, представитель АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. №, мотивируя тем, что согласно вынесенного постановления АО «Орджоникидзехимлес» не осуществило лесовосстановительные мероприятия за 2019г. В свою очередь данные мероприятия были выполнены в полном объеме. Согласно акта по воспроизводству лесов от 03.10.2019г. выезд наместо и приемку всходов КГБУ «Мотыгинское лесничество» перенесло на весну 2020г. Отчет о воспроизводстве лесов и лесоведения за январь-декабрь 2019г. был представлен в Мотыгинское лесничество, так же в Мотыгинское лесничество был представлен проект лесовосстановления. Так как, лесовосстановительные мероприятия за 2019г. АО «Орджоникидзехимлес» выполнило в полном объеме, считает, что данное постановление вынесено незаконно и не обоснованно. Просит постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № отменить.
18.10.2021г. в Мотыгинский районный суд от представителя АО « Орджоникидзехимлес» - ФИО4 поступило ходатайство о прекращении производства по жалобе АО «Орджоникидзехимлес» на постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 14.10.2020г. № в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель АО «Орджоникидзехимлес» ФИО4, действующий на основании доверенности, суду показал, что срок обжалования постановления руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № ими был пропущен по причине подачи, 02.11.2020 г., административного искового заявления об оспаривании постановления от 14.10.2020 г. в Арбитражный суд Красноярского края. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2020 г. заявление об оспаривании постановления от 14.10.2020 г. было возвращено. Вышеуказанное определение было получено АО «Орджоникидзехимлес» 23.11.2020 г. 25.11.2020 г. заявление об оспаривании постановления ими было направлено в Свердловский районный суд г. Красноярска, по месту нахождения органа, вынесшего обжалуемое постановление. Определением Свердловского районного суда от 08.02.2021 г. заявление АО «Орджоникидзехимлес» было передана для рассмотрения в Мотыгинский районный суд. В настоящее время заявление об оспаривании постановления от 14.10.2020г. № № следует рассматривать как жалобу на данное постановление.
Считает постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО3 от 14.10.2020г. № не законным и не обоснованным, подлежащим отмене, поскольку, лесовосстановительные мероприятия АО «Орджоникидзехимлес» фактически были выполнены в полном объеме в 2019 г., что подтверждается актом о воспроизводстве лесов от 03.10.2019г, согласно которого приемка всходов была перенесена на весну 2020г. Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2019г. был представлен в Мотыгинское лесничество, по какой причине в отчете в графе 13.1«Искусственное лесовосстановление» АО «Орджоникидзехимлес» не проставило показатели, пояснить не смог. Кроме этого, в Мотыгинское лесничество своевременно был представлен проект лесовосстановления. Просит прекратить производство по данному делу в связи с истечением срока давности привлечения АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности.
В судебном заседании представитель КГКУ «Лесная охрана» - ФИО6, действующая на основании доверенности, суду показала, что в КГКУ «Лесная охрана» из Министерства лесного хозяйства поступило письмо, информирующее о не выполнении в 2019 г. лесовосстановительных мероприятий по договорам аренды лесных участков. В результате рассмотрения полученных материалов, было установлено, что между Агентством лесной отрасли <адрес> и АО «Орджоникидзехимлес» заключен договор аренды лесного участка от 16.08.2008 г. № 106-з, согласно которого, агентство лесной отрасли Красноярского края передает во временное владение и пользование АО «Орджоникидзехимлес» лесные участки общей площадью 8 970 га., расположенные Мотыгинский район КГБУ « Мотыгинское лесничество», квартал № 102ч, 103ч, 115ч, 116, 117, 123ч, 124ч, 125ч, 126ч, 127-129 Орджоникидзевского участкового лесничества. Проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка установлены необходимые к выполнению АО «Орджоникидзехимлес» проектируемые способы и объемы лесовосстановительных мероприятий. Согласно письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.11.2019 г. скорректирован план 2019 г. по объемам лесовосстановительных мероприятий, согласно которого объем искусственного лесовосстановления в 2019 г. составляет 9,2 га, подготовка почвы под искусственное лесовосстановление - 9,2 га, естественное лесовосстановление - 35,5 га, лесоводственный уход за лесными культурами 73 га., заготовка лесных семян - 9,2 га. Согласно справке выполнения лесовосстановительных работ за 2019 г. на лесном участке, переданном в аренду АО «Орджоникидзехимлес», выявлен факт невыполнения лесовосстановительных мероприятий за 2019г., а именно, не выполнено искусственное лесовосстановление лесов на площади 9, 2 га. Из акта по воспроизводству лесов от 03.10.2019 г. следует, что техприёмка лесного участка перенесена на весну 2020 г., поскольку всходы были единичные, следовательно, по состоянию на 01.01.2020 г. техприёмка лесного участка произведена не была, мероприятия по лесовосстановлению АО «Орджоникидзехимлес» выполнены не были. Дополнительных материалов, либо доказательств, подтверждающих выполнение АО «Орджоникидзехимлес» лесовосстановительных мероприятий ко дню составления ею протокола об административном правонарушении предоставлено не было. Считает, что обжалуемое постановление в отношении АО «Орджоникидзехимлес» вынесено законно и обосновано. Против удовлетворения ходатайства представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № не возражала.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО7 суду показал, что он работает в <данные изъяты>. Весной 2019 г. АО «Орджоникидзехимлес» были проведены работы по подготовке почвы под посев семян в кв.129 выд.23,25 КГКУ Мотыгинское лесничество Орджоникидзевское участковое лесничество. Одновременно с подготовкой почвы был произведен посев семян на площади 9,2 га. Он входил в состав комиссии, которая осенью 2019 г. и весной 2020 г. проводила натурное обследование вышеуказанного лесного участка. Осенью 2019 г. на лесном участке всходы лесных насаждений были единичные, в результате чего, техническая приёмка была перенесена на весну 2020 г. В июне 2020 г. ими было проведено повторное натурное обследование искусственного лесовосстановления. Обследованием было установлено, что на площади 9,2 га имелись всходы лесных культур, оценка качества удовлетворительная. По результатам обследования ими были составлены акты по воспроизводству лесов, которые ими были переданы в КГБУ «Мотыгинское лесничество», так же в Мотыгинское лесничество ими был своевременно представлен проект лесовосстановления. Считает, что лесовосстановительные мероприятия за 2019г. АО «Орджоникидзехимлес» выполнило в полном объеме. Почему в отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2019 год им не проставлены сведения о выполненном искусственном лесовосстановлении на площади 9,2 га, пояснить не смог.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО8 суду показала, что работает <данные изъяты> Согласно письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.11.2019 г. скорректирован план 2019 г. по объемам лесовосстановительных мероприятий, согласно которого объем искусственного лесовосстановления в 2019 г. составляет 9,2 га, подготовка почвы под искусственное лесовосстановление - 9,2га. Весной 2019 г. она в составе комиссии проводила натурное обследование лесного участка, расположенного в кв.129 выд. 23,25 КГКУ Мотыгинское лесничество Орджоникидзевское участковое лесничество. Осмотром было установлено, что работы по подготовке почвы АО «Орджоникидзехимлес» на площади 9,2 га выполнены в полном объеме. Осенью 2019 г. она вновь в составе комиссии проводила натурное обследование вышеуказанного лесного участка, осмотром было установлено, что на лесном участке всходы лесных насаждений были единичные, в результате чего, техническая приёмка была перенесена на весну 2020 г., поскольку лесовосстановительные работы должным образом осуществлены не были. Обследованием было установлено, что на площади 9,2 га имелись всходы лесных культур, оценка качества удовлетворительная. По результатам обследования ими были составлены акты по воспроизводству лесов, которые ею были подписаны.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО13 показал, что работает <данные изъяты> Бывают случаи, когда всходы лесных насаждений появляются намного позже предполагаемого срока всхода, так как, всхожесть семян лесных культур зависит от многих факторов, таких как качество семян, температура окружающей среды, влажность, состав почвы. Не исключает того факта, что семена, посеянные летом, могут прорасти только на следующий год. Весной 2019 г. он в составе комиссии проводил натурное обследование лесного участка, расположенного в кв.129 выд.23,25 КГКУ Мотыгинское лесничество Орджоникидзевское участковое лесничество. Осмотром было установлено, что работы по подготовке почвы АО «Орджоникидзехимлес» на площади 9,2 га. выполнены в полном объеме. Осенью 2019 г. он вновь в составе комиссии проводил натурное обследование вышеуказанного лесного участка, осмотром было установлено, что на лесном участке всходы лесных насаждений были единичные, в результате чего, техническая приемка была перенесена на весну 2020 г. В июне 2020 г. ими было проведено повторное натурное обследование искусственного лесовосстановления на вышеуказанном лесном участке. Обследованием было установлено, что на площади 9,2 га. имелись всходы лесных культур, оценка качества удовлетворительная. По результатам обследования ими были составлены акты по воспроизводству лесов, которые им были подписаны.
Выслушав представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4, представителя КГКУ «Лесная охрана» - ФИО10, свидетелей ФИО7, ФИО8, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая вопрос о восстановлении срока на подачу заявления, суд приходит к выводу, что заявление представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО5 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления об оспаривании постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из разъяснений п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" следует, что в случае пропуска установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2012 N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Из резолютивной части постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № № от 14.10.2020г. следует, что данное постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, установленном ст. 30.1, 30.2 КоАП РФ.
Копия постановления направлена заказным письмом с уведомлением о вручении заказного письма по адресу: <адрес>, 14 октября 2020г.
Согласно почтового уведомления, обжалуемое постановление было получено делопроизводителем АО «Орджоникидзехимлес» 21.10.2020 г.
Из материалов дела следует, что 02.11.2020г. представитель АО «Орджоникидзехимлес» обратился в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2020 г. заявление АО «Орджоникидзехимлес» об оспаривании постановления от 14.10.2020 г. № было возвращено заявителю, поскольку данное заявление подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Данное определение было получено представителем АО «Орджоникидзехимлес» 23.11.2021г., что подтверждается копией журнала входящей корреспонденции.
25.11.2020г. представитель АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 обратился с заявлением об оспаривании постановления от 14.10.2020 г. № в Свердловский районный суд г. Красноярска, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд признает причину пропуска представителем АО « Орджоникидзехимлес» срока на подачу заявления об оспаривании постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № уважительной и полагает восстановить представителю АО « Орджоникидзехимлес» ФИО4 процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. №
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу с части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекающегося к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
На основании ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.
Как следует из ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2019 N 54614), в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Согласно п. 6 Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений к Правилам лесовосстановления в редакции от 25.03.2019 г. проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.
За исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления), непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" ( п.4).
Из частей 1, 4 статьи 66 Лесного Кодекса следует, что отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - Отчет) должен включать в себя информацию о фактических объемах мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Информация о фактических объемах воспроизводства лесов и лесоразведении должна приводиться в единицах измерения, указанных в форме Отчета (площадь - четыре знака после запятой, масса, количество - с одним знаком после запятой).
Отчет должен включать информацию в том числе, о лесовосстановлении.
Как было установлено в судебном заседании, основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные при изучении представленного АО «Орджоникидзехимлес» в Министерство лесного хозяйства Красноярского края отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь - декабрь 2019 г. следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ОАО «Орджоникидзехимлес» (в настоящее время - АО «Орджоникидзехимлес») заключен договор аренды лесного участка от 16.09.2008 №, согласно которому Агентство лесной отрасли Красноярского края передает во временное пользование АО «Орджоникидзехимлес» лесной участок общей площадью 8970 га, расположенный: <адрес>№ч№-№ Орджоникидзевского участкового лесничества, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре №, предназначенный для заготовки древесины.
К договору аренды лесного участка от 16.09.2008 № 106-з были заключены дополнительные соглашения от 22.12.2008 № 261-з, от 20.03.2009 № 2, от 05.04.2013 № 3.
В соответствии с пунктом 26 договора, срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно подпункта «ж» пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении №, за счет собственных средств.
Согласно лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ (дополнение от 09.08.2019г.), заготовка древесины на вышеуказанном лесном участке проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проектом освоения лесов лесного участка переданного в аренду АО « Орджоникидзехимлес», установлен проектируемый ежегодный объем лесовосстановления, который составляет: искусственное лесовосстановление ( в т.ч. посев) 46,0 га., естественное лесовосстановление 123,3 га.
В соответствии с письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края о корректировке планов от ДД.ММ.ГГГГ № МЛХ/2-15455 скорректирован план 2019 года по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№-з. Объем искусственного лесовосстановления составил 9,2 га.
Согласно проекта лесовосстановления на весну, осень 2019 г., утверждённого 23.05.2019г. руководителем КГБУ « Мотыгинское лесничество» ФИО11, лесовосстановительные мероприятия должны были проводиться АО « Орджоникидзехимлес» на лесном участке площадью 9,2 га, расположенном: Мотыгинское лесничество, квартал №, выдел 23,25 Орджоникидзевского участкового лесничества.
Как указано на проекте лесовосстановления, подготовка почвы в 2019 г. выполнена на площади 9,2 га. Посев на площади 9,2 га в 2019 г. не принят, техническая приёмка перенесена на весну 2020 г.
Как следует из акта по восспроизводству лесов от 03.06.2019г., инженером лесовосстановления ФИО8, лесничим Орджоникидзевского участкового лесничества ФИО9, представителем АО « Орджоникидзехимлем» ФИО7 было проведено натурное обследование лесного участка, расположенного в 129 кв., выдел 23,25, делянке 3 с подготовленной почвой. Обследованием было установлено, что на площади 9,2 га был выполнен объем работ по подготовке почвы под посев лесных культур. Общая оценка: удовлетворительно.
Согласно акта по воспроизводсту лесов 03.10.2019 г. <данные изъяты>ФИО8, <данные изъяты>ФИО9, <данные изъяты>» ФИО7 было проведено натурное обследование лесного участка, расположенного в 129 кв., выдел 23,25. По результатам обследования было сделано заключение, что всходы являются единичными, техприёмка перенесена на весну 2020 г.
Кроме этого, как следует из вышеуказанного акта, в графе 11 «Количество посадочных (посевных) мест на 1 га» цифровой показатель «по проекту» проставлен 4,200, в графе «фактически выполнено» цифровые показатели отсутствуют.
Из показаний представителя КГКУ «Лесная охрана» - ФИО10, данных ею в судебном заседании следует, что работы по лесовосстановлению АО «Орджоникидзехимлес» не были произведены в установленные законом сроки, поскольку по состоянию на 01.01.2020 г. техприёмка лесного участка произведена не была.
Согласно справке выполнения лесовосстановительных работ за 2019 г. арендатором АО «Орджоникидзехимлес», составленной начальником отдела организации лесовосстановления КГКУ « Лесная охрана» ФИО12 не выполнены мероприятия по искусственному лесовосстановлению на площади 9,2 га.
Во исполнение требований приказа Минприроды России N 452 АО « Орджоникидзехимлес», в рамках исполнения договора аренды лесного участка N-106-з от 16.09.2008 г. за январь - декабрь 2019 г. в соответствующий орган представлен отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, согласно которому лесовосстановительные мероприятия АО «Орджоникидзехимлес», в 2019 г. проведены не были ( строки 13.1, 13.1.1, 13.1.2).
При изучении представленных лесопользователем сведений установлено, что АО «Орджоникидзехимлес» не выполнило установленные Проектом освоения лесов на 2019 г., с учетом скорректированного плана на 2019 г. лесовосстановительные мероприятия ( искусственное лесовосстановление).
В связи с выявленными нарушениями требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению 13.05.2020 г. главным государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» ФИО10 в отношении АО «Орджоникидзехимлес» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ.
Как показала в судебном заседании главный государственный инспектор КГКУ «Лесная охрана» ФИО6, дополнительных материалов, возражений, доказательств, подтверждающих выполнение лесовосстановительных мероприятий АО « Орджоникидзехимлес» в КГБУ « Мотыгинское лесничество», КГКУ « «Лесная охрана» ко дню составления протокола об административном правонарушении не поступало.
В материалах дела имеется акт по воспроизводству лесов от 26.06.2020 г., согласно которого, <данные изъяты>ФИО8, лесничим <данные изъяты>ФИО9, <данные изъяты>» ФИО7 было проведено натурное обследование лесного участка, расположенного в 129 кв., выдел 23,25.. По результатам обследования было сделано заключение, что лесные культуры на площади 9,2 га. приняты, оценка качества удовлетворительная, выполнен долг за 2019 г.
14.10.2020 г. заместителем руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 было вынесено постановление № о привлечении АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ст. 8.27 КоАП РФ, в связи с тем, что работы по лесовосстановлению АО «Орджоникидзехимлес» в установленные законом не выполнены.
Указанные обстоятельства и вина АО « Орджоникидзехимлес» в совершении административного правонарушения подтверждаются письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2020 г. № 86-02437, справкой выполнения лесовосстановительных работ за 2019г., письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.11.2019 г. № млх/2-15455, сводным актом по восппоизводству лесов для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения от 01.01.2020 г., проектом лесовосстановления от 23.05.2019 г., актами по восспроизводству лесов от 03.06.2019г., 03.10.2019г., 26.06.2020г., проектом освоения лесов, договором аренды лесного участка от 16.09.2008г. № 106-з, дополнительными соглашениями к договору аренды от 22.12.2008г., 20.03.2009г., 05.04.2013г., лесной декларацией от 12.09.2018г., отчетом об использовании лесов, отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2019г., протоколом об административном правонарушении от 13.05.2020г.
Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности АО «Орджоникидзехимлес» в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях АО «Орджоникидзехимлес» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП Российской Федерации - нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Доводы заявителя об оспаривании решения административного органа в части того, что АО «Орджоникидзехимлес» лесовосстановительные мероприятия фактически были выполнены в полном объеме и именно в 2019 г., и это подтверждается актами по воспроизводству лесов от 03.10.2019 г., от 26.06.2020г., суд считает несостоятельными, поскольку из акта по воспроизводству лесов от 03.10.2019 г. следует, что техприёмка перенесена на весну 2020 г., что свидетельствует об отсутствии выполненных работ по лесовосстановлению в 2019г., из в графы 11 акта по воспроизводству лесов от 03.10.2019г. «Количество посадочных (посевных) мест на 1 га» цифровой показатель «по проекту» проставлен 4,200, в графе «фактически выполнено» цифровые показатели отсутствуют, следовательно, по состоянию на 01.01.2020 г. техприёмка лесного участка произведена не была.
Кроме этого, согласно отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, представленного АО «Орджоникидзехимлес», лесовосстановительные мероприятия ( искусственное лесовосстановление) обществом в 2019 г. проведены не были ( строки отчета 13.1, 13.1.1, 13.1.2).
Доводы заявления об оспаривании решения административного органа о том, что АО «Орджоникидзехимлес» своевременно предоставило в КГБУ «Мотыгинское лесничество» проект лесовосстановления опровергаются материалами дела, поскольку в соответствии с действующим законодательством за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Также, из представленных материалов следует, что согласно акта по воспроизводству лесов от 03.06.2021 г. лесовосстановительные мероприятия по подготовке почвы под искусственное лесовосстановление были проведены АО « Орджоникидзехимлес» в полном объеме, тогда как проект лесовосстановления был утвержден руководителем КГБУ «Мотыгинское лесничество» лишь 23.05.2019, следовательно, проект лесовосстановления был представлен в КГБУ «Мотыгинское лесничество» с нарушением порядка и срока предоставления.
Таким образом, доводы, изложенные в заявлении об оспаривании решения административного органа, сводящиеся к необоснованности привлечения общества к административной ответственности, несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Неустранимых сомнений в виновности АО «Орджоникидзехимлес» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, судьей не установлено.
Рассматривая ходатайство представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 о прекращении производства по данному делу в связи с истечением срока давности привлечения АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 названного Кодекса, составляет один год.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Кроме этого, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом административной юрисдикции с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах санкции предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ.
Обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению установлена Лесным кодексом Российской Федерации, Правилами лесовосстановления, договором аренды лесного участка.
Как следует из материалов дела, действиями АО « Орджоникидзехимлес» не соблюдены требования лесного законодательства, что является нарушением охраняемых законом общественных правонарушений. Лесной Кодекс Российской Федерации является основным кодифицированным федеральным законом, обладающим приоритетом в регулировании лесных отношений, и в частности лесопользования.
Каждый компонент природной среды имеет свою специфику использования и государственной охраны. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При квалификации деяния по статье 8.27 КоАП РФ угроза охраняемым общественным отношениям заключается в использовании лесов с нарушением установленных государством требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, состав правонарушения формальный, то есть правонарушение заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении АО «Орджоникидзехимлес» к возложенным на него публично-правовым обязанностям.
Таким образом, постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о привлечении АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ и назначение наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей 00 копеек, является законным, обоснованным и мотивированным.
Неустранимых сомнений в виновности АО «Орджоникидзехимлес» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП Российской Федерации судьей не установлено.
Оснований, влекущих отмену или изменение постановления, в судебном заседании не установлено, оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство представителя АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о признании АО «Орджоникидзехимлес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ – удовлетворить.
Восстановить представителю АО «Орджоникидзехимлес» - ФИО4 пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о привлечении АО «Орджоникидзехимлес» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ст. 8.27 КоАП РФ.
В удовлетворении жалобы на постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о признании АО «Орджоникидзехимлес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ – отказать.
Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 14.10.2020г. № о признании АО «Орджоникидзехимлес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд.
Подписано председательствующим Петушкова О.Ю.