ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-416/2022 от 07.06.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2022-004037-72

Дело № 12-416/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 июня 2022 года <...> каб.308

Судья Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Искандарова Т.Н.,

при участии лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, которому права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разъяснены,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо директор МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, в связи с выявленным нарушением по несоблюдению требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок.

ФИО1 обратился с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить, мотивируя свои требования, тем, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 600 000 рублей осуществлена с соблюдением условий лимитов объемов закупок, установленных пунктами части 1статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту – Закон о контрактной системе). Указывает что, учреждением был выбран верный способ определения поставщика, который не мог привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, определен без нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе. Поясняет, что закупка была объявлена на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ года, что не входит в СГОЗ на ДД.ММ.ГГГГ год, затраты по состоянию на начало ДД.ММ.ГГГГ года за период ДД.ММ.ГГГГ год составляли 2 560 983, 14 рублей, что не превышает сумму в пять миллионов и позволяет учреждению использовать торговую площадку «Агрегатор торгов малого объема» (далее по тексту - АТМО) и производить закупки у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 доводы жалобы поддержал, просит удовлетворить по основаниям указанным в жалобе.

Другие участники на рассмотрение жалобы не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены заранее и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц по делу.

Изучив и оценив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) определена закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) как совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 стать 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос» предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральный законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

Установлено, что МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан является заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Прокуратурой Янаульского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в деятельности МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (далее - Учреждение), в ходе которой выявлены следующие нарушения.

Установлено, что годовой объем закупок учреждения в 2021 году составил 7 259 527,93 рублей. ДД.ММ.ГГГГ МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан выступая в качестве заказчика не проводя аукционных процедур, посредством размещения на торговой площадке «АТМО» заключило контракт № с на оказание охранных услуг на сумму 415 720,80 рублей. Контракт подписан должностным лицом директором МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1 электронной подписью. Учитывая, что годовой объем закупок учреждения за ДД.ММ.ГГГГ год превысил пять миллионов заказчиком неверно выбран способ определения поставщика, что повлекло необоснованное сокращение числа участников закупки.

Указанный факт послужил основанием для привлечения должностного лица - директора МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ответственным за допущенные нарушения должностным лицом учреждения является директор МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1, назначенный на указанную должность приказом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управленияе образования муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан».

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, то есть принял решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Факт совершения ФИО1 указанного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств.

Действия директора МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Довод жалобы о том, что закупка была объявлена на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ года, что не входит в СГОЗ на ДД.ММ.ГГГГ год, затраты по состоянию на начало ДД.ММ.ГГГГ года за период 2021 год составляли 2 560 983, 14 рублей, что не превышает сумму в пять миллионов и позволяет учреждению использовать торговую площадку « АТМО» и производить закупки у единственного поставщика, суд находит несостоятельным, поскольку заказчик не вправе злоупотреблять предусмотренной пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ возможностью, позволяющий заказчикам, заключать контракты с единственным поставщиком, с учетом особенностей этой статьи.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Допущенное нарушение препятствует эффективному использованию средств бюджетов, расширению возможностей для участия юридических лиц в выполнении работ и стимулирования такого участия, развитию добросовестной конкуренции.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлены.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29-7.32, 7.32.5 частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 7.29 названного кодекса.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья Т.Н. Искандарова