Дело № 12-41/2019
УИД 26RS003-01-2019-002393-16
РЕШЕНИЕ
25 июля 2019 года с. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сердюкова А.Г.,
при секретаре Селютиной Е.П.,
с участием прокурора <адрес>ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда протест прокурора <адрес> на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 прекращено.
<адрес> обратился с протестом на указанное постановление в обосновании указав, что прекращение производства по делу об административном правонарушении мотивировано тем, что ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» и его должностные лица не являются ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований пожарной безопасности в лесах, а также недоказанностью состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Данное суждение сделано без учета положений Устава ГБУ СК «Ставропольский лесхоз», лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, иных материалов административного дела.
Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ могут быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо. В качестве должностных лиц к ответственности могут быть привлечены руководители государственных, муниципальных, негосударственных и частных предприятий, учреждений и организаций и их должностные лица, непосредственно ответственные за выполнение требований пожарной безопасности в лесах, в служебные обязанности которых входит безусловное соблюдение всех установленных в этой области правил, нормативов, стандартов и требований.
С субъективной стороны возможно, как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний.
Со ссылками на положения ст. ст.51, 83, 81 - 84 ЛК РФ, ст.ст. 37, 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители организаций.
Директор ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 является ответственным за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории села Красногвардейского, а именно очистке их от порубочных остатков, бытового мусора и иных отходов.
В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО3 оспариваемое постановление просил отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4, директор ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Заместитель министра министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО5 ходатайствовала о проведении судебного заседания без участия представителя министерства.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы протеста, выслушав прокурора <адрес>ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 4, 7 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.
Согласно п. 14 Правил при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно ч. 3, 6 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
Согласно статье 26.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с ч. 1, 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 417, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417, пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пунктов 9 и 38 Правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами должно нести лицо, непосредственно совершившее засорение леса.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что согласно приказа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к директором ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» назначен ФИО10
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Устав ГБУ СК «Ставропольский лесхоз»,
Согласно п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 Устава ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» создано на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Лесхоз осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными при его создании, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере лесного хозяйства.
Целями деятельности Лесхоза являются, в том, числе, охрана лесов, расположенных на землях лесного фонда, защитных лесных насаждений, находящихся в собственности <адрес>, от пожаров.
Для достижения поставленных целей Лесхоз осуществляет, в том числе, следующие задачи и мероприятия: охрану лесов, расположенных на землях лесного фонда, защитных лесных насаждений, находящихся в собственности <адрес>, от пожаров, тушение пожаров, обеспечение проведения работ по устройству минерализованных полос, уходу за ними, уборке лесных участков от захламленности,
Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ» создано Изобильненское лесничество и определены его границы, в которые в том числе включены лесные участки, расположенных на территории села Красногвардейского в юго-западной части села вдоль автодороги Ростов-Красногвардейское-Ставрополь и вблизи <адрес> и <адрес>; юго-восточной части села вдоль автодороги Ростов-Красногвардейское-Ставрополь и вблизи <адрес>, кладбища; в центральной части села Красногвардейского в районе <адрес> и русла <адрес>; северной части села Красногвардейского в районе кладбища и <адрес>.
Из представленных материалов следует, что решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» возложена обязанность очистить от порубочных остатков, бытового мусора и иных отходов лесные участки, расположенные на территории села Красногвардейского в юго-западной части села вдоль автодороги Ростов-Красногвардейское-Ставрополь и вблизи <адрес> и <адрес>; юго-восточной части села вдоль автодороги Ростов-Красногвардейское-Ставрополь и вблизи <адрес>, кладбища; в центральной части села Красногвардейского в районе <адрес> и русла <адрес>; северной части села Красногвардейского в районе кладбища и <адрес>.
В целях исполнения решения Красногвардейской районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику ГКУ «Изобильненское лесничество» ФИО1 и предложил в ближайшее время запланировать проведение санитарно-оздоровительного мероприятия (уборки захламленности).
Из письма начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГКУ «Изобильненское лесничество» запланировано в 2019 году в Григорополисском участковом лесничестве (<адрес>) проведение обследования, филиалом ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса <адрес>», участка лесного фонда и отвод обследованного участка, с целью проведения мероприятия по очистке от захламленности.
Из акта осмотра обследования территорий по плановому (рейдовому) заданию ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Новоалександровскому городскому округу и <адрес>) судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр территории, прилегающей к лесному фонду, инспектором ОНД ГУ МЧС России по <адрес>ФИО6 совместно с лесником ГКУ «Ставропольское лесничество» ФИО7 нарушений требований пожарной безопасности не установлено, на протяжении всего участка прилегающего к лесным насаждениям очищена от сухой травы, мусора и других горючих материалов на полосе шириной менее 10 метров от леса, на протяжении 45.13 км.
ДД.ММ.ГГГГ директор ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 прокурору района сообщил, что выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда в границах ГКУ «Изобильненское лесничество» (Красногвардейское) запланированы следующие мероприятия: лесопатологическое обследование будет произведено июнь - август 2019 года, отвод и таксация лесосек август - сентябрь 2019 года.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка на основании распоряжения прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ№р «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», с привлечением сотрудников ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Новоалександровскому городскому округу и <адрес>) в деятельности ГБУ СК «Ставропольский лесхоз».
В ходе проверки выявлено нарушение лесного законодательства на лесных участках, расположенных на территории села Красногвардейское в юго-западной части села вдоль автодороги Ростов - Красногвардейское - Ставрополь и в близи <адрес> и <адрес>; в юго-восточной части села Красногвардейское вдоль автодороги Ростов - Красногвардейское - Ставрополь и вблизи <адрес>, кладбища; в центральной части села Красногвардейское в районе <адрес>; в северной части села Красногвардейское в районе кладбища и <адрес> должностным лицом - директором ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 в виде нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а именно указанные лесные участки не очищены от порубочных остатков, допущено их засорение бытовым мусором и иными отходами.
В тот же день помощником прокурора ФИО8 составлен акт осмотра лесных участков, специалистом - инспектором ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Новоалександровскому городскому округу и <адрес>) Рак В.Н. подготовлена информация о нарушении требований пожарной безопасности на указанных лесных массивах.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (очистка от валежа, сухостоя - неликвидной древесины), предусмотренные Правилами Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, производится Лесхозом за счет средств субвенции, предусмотренной из федерального бюджета, на основании Государственного задания, утверждаемого ежегодно на основании результатов лесопатологического обследования, проводимых ФБУ «Центр защиты леса <адрес>» (подведомственная организация Рослесхоза).
Начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, проверив все доводы, пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10 состава административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вывод должностного лица является правильным и основан на совокупности исследованных доказательств.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, приведенными в оспариваемом постановлении и получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам протеста ликвидация несанкционированных свалок отходов производства и потребления на землях лесного фонда не отнесено полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным в установленном порядке субъектам Российской Федерации, а именно не относится к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов. Финансирование данных мероприятий не осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Оснований не доверять выводам должностного лица в обжалуемом постановлении у суда не имеется.
Должностное лицо обоснованно принял во внимание, что при осмотре ДД.ММ.ГГГГ территории, прилегающей к лесному фонду, инспектором ОНД ГУ МЧС России по <адрес>ФИО6 совместно с лесником ГКУ «Ставропольское лесничество» ФИО7 нарушений требований пожарной безопасности не установлено, ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» и его должностные лица не являются лицами, использующими лесные участки в целях их предоставления, предусмотренных статьями 9, 25 ЛК РФ, поэтому не являются ответственными за размещение мусора в лесах.
Доказательств того, что ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» размещал в лесном фонде, находящемся в ведении ГКУ "Изобильненское лесничество", бытовой мусор и иные отходы, материалы дела не содержат и в судебное заседание представлено не было.
Суд учитывает, что ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по сбору, вывозу и размещению бытового мусора, является специализированной, некоммерческой организацией, поскольку таковая деятельность не предусмотрена действующим законодательством и Уставом ГБУ СК «Ставропольский лесхоз».
Виды мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Изобильненского лесничества, их объёмы и территориальное расположение определяет ГКУ "Изобильненское лесничество" на основании Лесохозяйственного регламента Изобильненского лесничества, утверждённого приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Такие проектировки включаются в планы работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГКУ "Изобильненское лесничество" на соответствующий год и утверждаются уполномоченным в области лесных отношений федеральным органом исполнительной власти Федеральным агентством лесного хозяйства.
После завершения бюджетных процедур работы по охране, защите, воспроизводству лесов ГКУ "Изобильненское лесничество" доводятся для ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» в виде государственного задания и подлежат безусловному исполнению по видам, объёмам и срокам проведения мероприятий.
Осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, без определения данного вида мероприятий в государственном задании ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» с выделением денежных на эти мероприятия, не входит в компетенцию ГБУ СК «Ставропольского лесхоза» ни согласно Устава, ни согласно Лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом МПР от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вопреки доводам протеста, директор ГКУ «Изобильненское лесничество» ФИО10 предпринял все возможные зависящие от него меры для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства: им в целях исполнения решения Красногвардейской районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было предложено начальнику ГКУ «Изобильненское лесничество» в ближайшее время запланировать проведение санитарно-оздоровительного мероприятия (уборки захламленности), на 2019 года в Григорополисском участковом лесничестве (<адрес>) запланировано проведение обследования филиалом ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса <адрес>», участка лесного фонда и отвод обследованного участка, с целью проведения мероприятия по очистке от захламленности, запланированы лесопатологическое обследование на июнь - август 2019 года, отвод и таксация лесосек август - сентябрь 2019 года.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на данных лесных участках по Государственному заданию запланированы в 2020 году.
Директор в своей деятельности руководствовался Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами <адрес>, а также Уставом Учреждения и должностной инструкцией.
При указанных обстоятельствах суд считает доводы протеста на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными, а обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении законным, обоснованным и мотивированным,
в связи с чем законных оснований для отмены постановления и направления на новое рассмотрение не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Протест прокурора <адрес> на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10, оставить без удовлетворения.
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СК «Ставропольский лесхоз» ФИО10, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Красногвардейский районный суд Ставропольского в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья А.Г. Сердюков