ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/20 от 06.11.2020 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

дело № 12-41/2020

УИД 75RS0005-01-2020-000913-37

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

6 ноября 2020 года г. Петровск-Забайкальский

Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Лазарева М.Б.,

при секретаре Андриевской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО МК «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности директора ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» ФИО3 от 17.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ООО МК «<данные изъяты>», ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, юридический адрес: Забайкальский край, <данные изъяты> район, пгт. <данные изъяты>, <адрес>, зарегистрировано в МРИ ФНС №2 по г.Чите от 20.12.2002,

у с т а н о в и л:

Постановлением исполняющего обязанности директора ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО МК «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО МК «<данные изъяты>» ФИО1 обратилась с жалобой об отмене указанного постановления, указав, что вышеуказанное постановление является незаконным, вынесеным с нарушением норм права. 21.01.2020 года заинтересованным лицом проведен плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, арендуемого Обществом в соответствии с договором аренды лесного участка от 24.12.2008 года. В ходе осмотра лесосеки в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества выявлено правонарушение, выразившееся в складировании заготовленной древесины в непосредственном прилегании к стене смешанного леса без отделения складируемой древесины и порубочных остатков минерализованной полосой и отсутствия отступа от стены леса (навал на стены леса) на площади 0,2 га. По результатам осмотра составлен акт планового (рейдового) осмотра лесосеки. Считает, что вышеуказанный акт осмотра не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим факт совершения ООО МК « <данные изъяты>» правонарушения, поскольку осмотр лесосеки осуществлен без извещения законного представителя юридического лица о дате, времени и месте осмотра. Поскольку Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» утверждены, в том числе: виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения; форма технологической карты лесосечных работ; форма акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки; порядок осмотра лесосеки, осуществляемый органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81, 84 ЛК РФ. В соответствии с п. 4 Приложения 4 к Приказу № 367 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия. Извещение о проведении 22.01.2020 года осмотра лесосеки в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты>, по результатам которого был составлен акт, в адрес юридического лица за 10 дней до проведения осмотра лесосеки не направлялось. Помимо указанного акта, какие-либо иные доказательства совершения ООО МК «<данные изъяты>» правонарушения в материалах дела отсутствуют.

В письменных возражениях на жалобу представитель ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» ФИО5 просит отказать в удовлетворении жалобы ООО МК «<данные изъяты>», поскольку факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах подтверждается имеющимися материалах дела доказательствами, доводы, указанные генеральным директором ООО МК «<данные изъяты>», не основаны на законе, а также не приведены доводы, которые бы повлекли отмену оспариваемого постановления. Приказом Минприроды России от 27.06.2016 года № 367, (на который ссылается ООО МК «<данные изъяты>»), осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ. Сотрудники <данные изъяты> лесничества проводили рейдовые мероприятия в лесах, в рамках лесного контроля, для выявления и пресечения нарушений лесного законодательства. 22.01.2020 года акт был составлен по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, порядок проведения и оформление его результатов проведены уполномоченными лицами в соответствии с действующим законодательством. Требования к содержанию акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) установлено пунктом 12 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373. Законодательством не предусмотрено обязательное участие представителя юридического лица при составлении акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка). Административное наказание ООО МК «<данные изъяты>» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Просил в удовлетворении жалобы ООО МК «<данные изъяты>» на постановление от 17.08.2020 о назначении административного наказания отказать.

От представителя ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» поступило ходататйсво о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.

В судебное заседание представители ООО МК «<данные изъяты>», ГКУ «Управление лесничествами <адрес>», надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли. Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы генерального директора ООО МК «<данные изъяты>», отзыв на жалобу представителя ГКУ «Управление лесничествами <адрес>», суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил пожарной безопасности в лесах).

Из материалов дела следует, что 24.12.2008 года Гослесслужбой Забайкальского края заключен договор аренды лесного участка с ООО МК «<данные изъяты>» для заготовки древесины, сроком по 26.05.2054 на лесной участок общей площадью 174480 га, расположенный: <адрес> «<данные изъяты>» <данные изъяты> участковое лесничество кварталы №№ <данные изъяты> участковое лесничество кварталы №№ .

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 16 Лесного кодекса Российской Федерации «Рубки лесных насаждений» указывает на необходимость порядка осуществления рубок лесных насаждений в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3).

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в лесах, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

В соответствии с пунктом 4.12 Договора арендатор (ООО МК «<данные изъяты>») обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.

Согласно п. 4.21 Договора, арендатор (ООО МК «<данные изъяты>») обязан осуществлять санитарно-оздоровительные, противопожарные мероприятия, лосовосстановление и уход за лесом на лесном участие на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в настоящем Договоре, проекте освоения лесов и приложении .

Вышеуказанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах установлена обязанность арендаторов лесных участков соблюдать указанные Выше правила.

Согласно представленных материалов установлено, что 22.01.2020 года сотрудники <данные изъяты> лесничества проводили рейдовые мероприятия в лесах, в рамках лесного контроля, для выявления и пресечения нарушений лесного законодательства.

22.01.2020 года должностными лицами <данные изъяты> лесничества проведено обследование территории на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков начальника <данные изъяты> лесничества ФИО6, от 22.01.2020 года и установлен факт, что на арендованном лесном участке в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества, складирования заготовленной древесины в непосредственном прилегании к стене смешанного леса без отделения, складируемой древесины и порубочных остатков, минерализованной полосой и отсутствия отступа от стены леса (навал на стены леса) на площади 0,2, по выявленным нарушениям был составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 22.01.2020 года, отчет о выполнении планового (рейдового) задания от 23.01.2020 года.

ООО МК «<данные изъяты>» не оспаривает выявленные нарушения 22 января 2020 года в ходе проведенной проверки на арендованном лесном участке в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества.

Факт совершения ООО МК «<данные изъяты>» вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:

-протоколом об административном правонарушении от 03.02.2020 года, из которого следует, что 22.01.2020 года в 15 часов 30 минут, на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра от 22.01.2020 года в соответствии с приказом (распоряжения) от 14.01.2020 г. начальника <данные изъяты> лесничества ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» ФИО6, в ходе проведения планового рейдового осмотра на территории <данные изъяты> участкового лесничества, <данные изъяты> лесничества на лесном участке в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты><данные изъяты> лесничества, <данные изъяты> участкового лесничества (договор аренды лесного участка от 24.12.2008 года ), выявлено правонарушение выразившиеся в складировании заготовленной древесины в непосредственном прилегании к стене смешанного леса без отделения, складируемой древесины и порубочных остатков, минерализованной полосой и отсутствия отступа от стены леса (навал на стены леса) на площади 0,2 га, чем ООО МК «<данные изъяты>» нарушило п. 21, п.п. «б» п.17 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417;

-актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 22.01.2020 года;

- отчетом о выполнении планового (рейдового) задания от 23.01.2020 года с фототаблицей;

- договором аренды лесного участка от 24.12.2008 года.

Дав оценку представленным доказательствам, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что ООО МК «<данные изъяты>» нарушило пп. « б» п.17, п.21 Правил пожарной безопасности в лесах.

Приказом Минприроды России от 27.06.2016 года, № 367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения; форма технологической карты лесосечных работ; форма акта осмотра лесосеки; порядок осмотра лесосеки. Согласно порядка осмотра лесосеки, осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ. Данный порядок осмотра лесосеки не распространяется на плановый (рейдовый) осмотр, обследования территории (лесного участка).

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В силу пункта 12 данного Положения Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, лесных участков в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора),органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 года № 373 утвержден порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований. Согласно п. 11 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка). Требования к содержанию акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) установлены пунктом 12.

Законодательством не предусмотрено обязательное предупреждения лица, осущевляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка), как и не предусмотрено обязательное участие представителя юридического лица при составлении акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка).

Судом установлено, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 22.01.2020 г., в данном конкретном случае был составлен по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, порядок проведения и оформление результатов которого проведены уполномоченными лицами в соответствии с требованиями вышеизложенного законодательства, и выявленные в результате проведенного осмотра нарушения требований пожарной безопасности в лесах послужили основанием для возбуждения в отношении ООО МК «<данные изъяты>» дела об административном правонарушении. предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО МК «<данные изъяты>» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Выводы должностного лица о виновности ООО МК «<данные изъяты>» в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности, собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления не установлено, неустранимые сомнения в виновности ООО МК «<данные изъяты>" в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу постановления не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, совершившее противоправные действия, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения.

Доводы жалобы ООО МК «<данные изъяты>" о том, что извещение о проведении 22.01.2020 года осмотра лесосек в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества в адрес ООО МК «<данные изъяты>» за 10 дней до проведения осмотра лесосеки не направлялось, являются необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено уведомлять юридическое лицо о проведении обследования территории на основании планового (рейдового) задания начальника <данные изъяты> лесничества и не свидетельствуют об отсутствии у ООО МК «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление исполняющего обязанности директора ГКУ «Управление лесничествами <адрес>» ФИО3 от 17.08.2020 года о признании ООО МК «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «МК <данные изъяты>» ФИО1- без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде в течение 10 дней с даты получения копии настоящего решения

Судья: Лазарева М.Б.