ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2022 от 12.05.2022 Енисейского районного суда (Красноярский край)

№ 12-41/2022

РЕШЕНИЕ

г. Енисейск 12 мая 2022 года

Судья Енисейского районного суда Красноярского края Бондаренко Ж.Я.

с участием защитников Акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» ФИО1, Фролова Н.М.

Начальника Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО2

рассмотрев в судебном заседании жалобу Акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» ФИО1 на постановление Начальника Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечениик административной ответственности предусмотренной ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ юридического лица Акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс», юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Начальника Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» (далее АО «НЛХК») привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ к штрафу в размере 110 000 рублей за несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, при следующих обстоятельствах: 09.12.2021г. в 12.40 час, <адрес>, в затоне АО «Новоенисейский лесохимический комплекс», <адрес> по лоцкарте от устья <адрес>, левый берег, юридическое лицо АО «Новоенисейский лесохимический комплекс» допустило загрязнение реки Енисей нефтепродуктами в результате затопления четырех катеров в затоне АО «НЛХК», т.е. осуществляло деятельность не применяя меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания предусмотренные законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Обжаловав данное постановление, защитник АО «НЛХК»просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что АО «НЛХК» не занималось в затоне <адрес> строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, внедрением новых технологических процессов, не вело никакой иной деятельности.Факт произошедшего затопления 4-х теплоходов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, т.к. суда не эксплуатировались, на момент затопления происходили резкие перепады уровня воды. Видами деятельности по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ являются: применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.АО «НЛХК» данными видами деятельности не занимается.

В судебном заседании защитник АО «НЛХК» ФИО1 доводы жалобы поддержал по указанным в нём основаниям, дополнив, что отсутствуют доказательства причинения вреда биоресурсам. Так данные теплоходы не использовались, были законсервированы.

Защитник Фролов Н.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по указанным в нём основаниям, дополнительно указав на то, что территория затона не является акваторией реки <данные изъяты> При этом считает, что в постановлении административный орган необоснованно сослался на «Положение о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», так как он определяет меры по сохранению ВБР и среды их обитания, на деятельность планового характера, на форс мажор данные Положения не распространяются. Кроме того в постановлении отсутствует описание объекта и объективной стороны правонарушения. Также при назначении наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей, материальное положение юридического лица не исследовалось. В настоящее время с акватории затона указанные суда подняты.

Начальник Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав, что оснований для отмены постановления не имеется, так как АО «НЛХК» в указанном затоне вели деятельность по отстою судов.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.30.7 КоАП РФ в решении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Кроме того, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст.8.48 КоАП РФ за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений ст.1.5 КоАПРФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридическоголицаимеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностноелицо, которые приняли решение о привлечении кадминистративнойответственности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу юридическим лицом соблюдено не было.

На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 27.01.2022 года должностным лицом государственным инспектором Енисейского МРО госконтрнадзора и охраны ВБР ФИО6 в отношении АО «НЛХК» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ и должностным лицом Начальником Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО2 14.02.2022 года вынесено постановление о привлечении юридическое лицо к ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения АО «НЛХК» к административной ответственности послужил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что 09.12.2021г. в 12.40 час, <адрес>, в затоне АО «НЛХК», <адрес> по лоцкарте от устья <адрес>, левый берег, юридическое лицо АО «НЛХК»допустило загрязнение реки <адрес> нефтепродуктами в результате затопления четырех катеров в затоне АО «НЛХК», т.е. осуществляло деятельность не применяя меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания предусмотренные законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Юридическому лицу АО «НЛХК» вменяется несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а именно п. 1, 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04г. № 166-ФЗ; п.2 пп. «г», «е», п.6, п.7 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380.

Частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления (далее - Положение).

Согласно пункту п.2 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

п.п. «е» выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);

- п.п. «г» предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыб хозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;

Согласно п. 6,7 Положения, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения. Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыб хозяйственную мелиорацию водных объектов.

Состав вменяемого правонарушения является формальным. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом определяется самим фактом совершения действий или бездействия. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в части несоблюдения установленных правил федеральных нормативно-правовых актов.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; донесением об обстановке сложившейся в результате обнаружения нефтяных пятен в <адрес>; заключением о согласовании условий водопользования для ЗАО «Новоенисейский ЛХК» с целью использования акватории <адрес> в том числе для отстоя судов от ДД.ММ.ГГГГ, договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГ; фотоснимками и иными материалами дела.

Всем доказательствам, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностным лицом дана надлежащая оценка, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты административным органом и положены в основу вынесенного постановления. Постановление административного органа мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО НЛХК являясь коммерческой организацией и эксплуатируя часть <адрес> обязано соблюдать экологические требования.

По результатам исследования вышеперечисленных доказательств представляется возможным сделать вывод о том, что АО НЛХК не приняло всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства.

Доводы защитника о том, что действия АО НЛХК не привели к каким-либо вредным последствиям, следовательно, состав административного правонарушения отсутствует, «Положение о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», определяет меры по сохранению ВБР и среды их обитания, на деятельность планового характера, на форс мажор данные Положения не распространяются, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Ссылка на отсутствие доказательства того, что затопление судов оказало вредное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, не может служит основанием для освобождает АО НЛХК от соблюдения требований экологического законодательства и не свидетельствует об отсутствии в деянии юридического лица события административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ.

При этом ссылка на форс-мажорные обстоятельства, которые повлекли затопление теплоходов, ничем не подтверждена и суду доказательств этого не предоставлено.

С учетом изложенного, состав административного правонарушения нашел свое подтверждение, действия АО НЛХК правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены.

На основании изложенного, суд не находит оснований для изменения постановления по делу об административном правонарушении и изменению наказания. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО НЛХК подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Начальника Енисейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, вынесенное в отношении Акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья Ж.Я.Бондаренко

Копия верна

Судья: