ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-420/20 от 12.11.2020 Завьяловского районного суда (Удмуртская Республика)

дело

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики

<адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 ноября 2020 года <адрес>

Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Тимофеева ЕВ,

с участием:

- представителя Администрации МО «Завьяловский район» КФВ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

- представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике БЕЮ., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации МО «Завьяловский район» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике КСВ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике КСВ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Администрация МО «Завьяловский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Администрация МО «Завьяловский район» обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, где указала, что с вынесенным постановлением не согласна, поскольку указанная «свалка» фактически является проездом (дорогой), который в указанном болотистом месте сооружен хозяйственным способом силами и за счет местного населения. Администрацией муниципального образования «Якшурское» получено разрешение на размещение объекта «подъездной путь д.Старые Марасаны». Имеющийся проезд не является свалкой, следовательно, состав административного правонарушения отсутствует. В связи с указанным просит суд постановление по делу об административном правонарушении отменить.

В судебном заседании представитель Администрации МО «Завьяловский район» КФВ жалобу поддержал, по существу дав объяснения, аналогичные изложенным в жалобе. Дополнительно пояснил, что на землях сельскохозяйственного назначения допускается проезд.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике БЕЮ. считает доводы жалобы несостоятельными, постановление законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав письменные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлен принцип использования земель в соответствии с установленным для них правовым режимом, который определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 3 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны, в том числе, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Пунктом 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1482, признаками использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации являются: в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными с ведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельного участка.

В соответствии с оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут при выезде в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на земельный участок с кадастровым номером , расположенный северо-западнее от д. Старые Марасаны Завьяловского района УР установлено перекрытие плодородного слоя почвы твердым строительным мусором на общей площади 250 кв.м. Правообладателем на праве собственности данного земельного участка является Муниципальное образование «Завьяловский район». Таким образом, Администрация МО «Завьяловский район» допустила нарушение требований в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в захламлении земельного участка с кадастровым номером категории земель сельскохозяйственного назначения твердым строительным мусором, не предприняло все зависящие от него меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Данный факт подтверждается следующими доказательствами: выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей осмотра территории ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, пришло к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации МО «Завьяловский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ имелись нарушения в виде перекрытия плодородного слоя почвы твердым строительным мусором на общей площади 250 кв.м.

Довод жалобы об отсутствии состава правонарушения со ссылкой на то, что имеющийся проезд не является свалкой, судьей отклоняется.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», действующим от имени Администрации МО «Завьяловский район», выдано разрешение Администрации МО «Якшурское», которое дает получателю право на размещение объекта: «подъездной путь д.ФИО5» площадью 2985,98 кв.м., частично в границах земельного участка с кадастровым номером категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: «для сельскохозяйственного назначения», частично в границах кадастрового квартала категории земель сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование «Якшурское».

Согласно данному разрешению к обязанностям лица, получившего разрешение, относятся: 1) после использования земель, в случае порчи или уничтожения плодородного слоя почвы, привести земли в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) использовать испрашиваемый земельный участок под дорожную деятельность без возведения и строительства объектов и сооружений, ограждающих устройств, при наличии проекта рекультивации на землях сельскохозяйственного назначения; 3) не допускать ограничения проезда третьим лицам по размещаемому объекту; 4) мероприятия, указанные в пунктах 1-4 осуществить в течение срока действия настоящего разрешения.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83 выделяют следующие термины внутрихозяйственных дорог:

3.1: внутрихозяйственные автомобильные дороги: Местные автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения, предназначенные для транспортного обслуживания объектов по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции. Внутрихозяйственные автомобильные дороги разделяются на две группы: магистральные и полевые.

3.5: местные автомобильные дороги в сельских поселениях (внутрихозяйственные дороги <*>): Дороги, обеспечивающие транспортную связь между хозяйственными центрами производственных подразделений, населенными пунктами, животноводческими фермами и комплексами, севооборотными массивами, другими производственными объектами, автомобильными дорогами общего пользования.

Согласно п. 3.2 «СП 312.1325800.2017. Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации» внутрихозяйственные дороги: Автомобильные дороги, расположенные на территории сельских поселений, за исключением автомобильных дорог и улиц в границах населенных пунктов, расположенных на территории сельских поселений.

Вместе с тем, как пояснил представитель Администрации МО «Завьяловский район», на настоящий момент проект рекультивации на землях сельскохозяйственного назначения отсутствует, в генеральный план сведения о наличии объекта: «подъездной путь д.Старые Марасаны» не внесены.

Иных доказательств, что перекрытие плодородного слоя почвы твердым строительным мусором является проездом, внутрихозяйственной дорогой, не представлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией МО «Завьяловский район» не организованы мероприятия по использованию земельного участка в сельскохозяйственном использовании.

Проанализировав материалы дела, судья приходит к выводу о доказанности вмененного Администрации МО «Завьяловский район» состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Администрации МО «Завьяловский район» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, наказание соответствует принципам справедливости и соразмерности.

Обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не установлено.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ судья вправе вынести решение об отмене вынесенного по делу постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, которые могли бы служить основанием для прекращения настоящего дела об административном правонарушении.

Оснований для отмены вынесенного по делу постановления и возвращения дела на новое рассмотрение правомочному должностному лицу также не установлено, поскольку заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике КСВ от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, жалобу Администрации МО «Завьяловский район» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Тимофеева