КОПИЯ
Дело № 12-422/2021
(УИД 70RS0004-01-2021-003603-18)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Томск 25 августа 2021 г.
И.о. судьи Советского районного суда г. Томска Бычкова И.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении начальника Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ начальник Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд по правилам п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, указав, что не согласна с назначенным наказанием в части примененной меры и размера административного штрафа. Согласно акту проверки от 11.06.2021, в рамках проведенных мероприятий было выявлено нарушение законодательства в части несвоевременного представления в уполномоченный орган сведений, подлежащих обязательному контролю. Задержка в передаче данных составила 1 день. Проверка проводилась по 20 пунктам. Нарушение было выявлено только в части срока предоставления необходимых сведений. Ранее при проведении плановых проверок нарушений в данной части выявлено не было. Работа УФПС Томской области в сфере деятельности, попадающей под действие Федерального закона № 115-ФЗ, всегда осуществлялась в соответствии с требованиями законодательства и с соблюдением всех необходимых правил и положений. Полагает, что мера наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. является не соответствующей характеру и последствиям выявленного нарушения при наличии смягчающих обстоятельств: совершения правонарушения впервые, раскаяния, оказания содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу, в установлении обстоятельств по делу, и отсутствии отягчающих обстоятельств. Также считает, что выявленное при проверке правонарушение можно отнести к малозначительным, т.к. каких либо вредных последствий не наступило. Просит изменить обжалуемое постановление в части назначения административного штрафа в размере 10000 руб. и назначить меру административного наказания в виде предупреждения.
Будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, ФИО1, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Изучив жалобу, проверив ее доводы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2 примечания к данной статье за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федерального закона N 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации федеральной почтовой связи.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по указанным в п. п. 1 - 1.4, 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 5.1 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом: не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.
В соответствии с п. 5.4 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утв. приказом АО «Почта России» от 18.12.2020 № 576/1-п, при приеме/выплате почтового перевода денежных средств, подпадающих под операции, подлежащие обязательному контролю, или в отношении которого возникают подозрения, что он осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, и носящего необычный (подозрительный) характер, операторы связи обязаны: а) зафиксировать данные о такой операции в журнале установленной формы согласно приложению N 8 к Правилам; б) составить на основании зафиксированных данных внутреннее сообщение об операции, подлежащей контролю (далее - внутреннее сообщение) (приложение N 9 к Правилам); в) не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции, направить внутреннее сообщение всеми возможными способами (электронная почта, факс телефон) специальному должностному лицу почтамта (специальному должностному лицу филиала, в случае отсутствия почтамта).
Согласно п. 5.5 вышеуказанных Правил внутреннего контроля специальное должностное лицо почтамта при получении внутреннего сообщения проверяет корректность его заполнения, делает соответствующую запись (отметку) и незамедлительно направляет его всеми возможными способами (электронная почта, факс, телефон) специальному должностному лицу филиала.
Как следует из материалов дела, начальник Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1, являясь специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение (исполнение) обязательных требований Федерального закона N 115-ФЗ на основании приказа УФПС Томской области – филиала ФГУП «Почта России» от 12.03.2018 № 12-па, допустила нарушение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в том что внутреннее сообщение от 13.01.2021, составленное в отделении почтовой связи № 21 на основании операции, подлежащей обязательному контролю, на сумму 240000 руб. поступило специальному должностному лицу почтамта 13.01.2021 в день совершения операции, однако направлено в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) 19.01.2021 с нарушением установленного законодательством РФ срока, замедление по направлению информации в уполномоченный орган составляет 1 день, что не соответствует пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, пунктам 5.5 Правил внутреннего в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утв. приказом АО «Почта России» от 18.12.2020 № 576/1-п; п. 5.1 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.06.2021 N АП-70/3/217; копией приказа от 04.05.2021 № 32-нд о проведении плановой выездной проверки; копией уведомления о проведении плановой выездной проверки АО "Почта России" от 04.05.2021; копией акта проверки А-70/3/32-нд/24 от 11.06.2021 с приложениями; копиями почтовых переводов; копиями внутренних сообщений об операции, подлежащей контролю; копией приказа УФПС Томской области от 20.04.2021 № 28-па "О назначении специальных должностных лиц"; копией письма о предоставлении информации о должностных лицах от 10.06.2021 № 3862-04/70; копией должностной инструкции начальника почтамта № 8.8.24-1/67 от 18.05.2020; копией должностной инструкции начальника почтамта № 8.8.24-1/115 от 21.04.2021; копией приказа АО «Почта России» об утверждении Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 18.12.2020 № 576/1-п.
При таких обстоятельствах, на основании совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, оценив все представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о законности привлечения начальника Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что должностное лицо ФИО1 допустила нарушение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в том что внутреннее сообщение от 13.01.2021, составленное в отделении почтовой связи № 21 на основании операции, подлежащей обязательному контролю, на сумму 240000 руб. поступило специальному должностному лицу почтамта 13.01.2021 в день совершения операции, однако направлено в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) 19.01.2021 с нарушением установленного законодательством РФ срока, замедление по направлению информации в уполномоченный орган составляет 1 день.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Исходя из характера совершенного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, фактических обстоятельств дела, оснований для признания деяния, совершенного ФИО1 малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Разрешая вопрос о назначении наказания ФИО1, должностное лицо Управления Роскомнадзора по Томской области установил наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. ст. 4.2 КоАП РФ – совершение правонарушения должностным лицом впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1. - 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пункт 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ устанавливает, что за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекалась, из жалобы следует, что она раскаивается в совершении данного правонарушения, оказывала содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, все необходимые документы, пояснения были представлены с ее стороны во время проведения проверки и после. Выявленное правонарушение заключается в несвоевременном представлении в уполномоченный орган сведений, подлежащих обязательному контролю, при этом задержка в передаче данных составила 1 день.
Учитывая вышеизложенное, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю необходимым изменить обжалуемое постановление, назначив ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь п.2 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя ФИО3 от 01 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении начальника Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1 изменить.
Назначить начальнику Томского почтамта УФПС Томской области – филиала АО «Почта России» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: /подпись/
Копия верна.
Судья И.В. Бычкова
Секретарь С.Е.Петкунов
Решение вступило в законную силу «___» __________________ 20____ года
Судья:
Секретарь:
Оригинал решения хранится в материале №12-422/2021 (УИД 70RS0004-01-2021-003603-18) в Советском районном суде города Томска.