ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-441/20 от 07.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №12-441/2020

г. Уфа 07 августа 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 ФИО15 на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 августа 2020 года, которым

ФИО2 ФИО16 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 3 (трое) суток, срок исчисляется с 06 августа 2020 года 11 часов 30 минут,

у с т а н о в и л а:

31 июля 2020 года УУП отдела полиции №... Управления МВД России по адресФИО5 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, которым в отношении последнего возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Судьей Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан
вынесено вышеприведенное постановление.

Не соглашаясь с вынесенным постановлением, ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобой, в которой просит постановление отменить или смягчить назначенное наказание, указав в обоснование, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований КоАП РФ, судом неверно определены обстоятельства по делу, так как ФИО2 организовал собрание граждан, в данном случае направление уведомления в соответсвующий орган власти не требовалось.

В судебном заседании защитники ФИО2 Хамзин У.И. и Чувилин Д.А. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам в полном объеме.

ФИО2, УУП отдела полиции №... Управления МВД по адресФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах суд, пересматривающий дело об административном правонарушении по жалобе, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле об административном правонарушении материалам.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1 и 2 ст. 5).

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

В силу ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года № 619-з «О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, осуществляемого одним участником) в специально отведенных местах регулируется Законом Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-3 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом, в Правительство Республики Башкортостан в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением собрания и одиночного пикета).

Из материалов дела следует, что 29 июля 2020 года из УОООП МВД по РБ в Отдел полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе поступил рапорт КУСП №... начальника УОООП МВД по РБ полковника полиции ФИО6 о том, что в ходе мониторинга сети Интернет установлен факт нарушения гр. ФИО2 положений Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», путем размещения на своей личной странице в социальной сети «Вконтакте» призыва для граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии 31 июля 2020 года в 12-00 часов на площади им. В.И. Ленина по адресу <...>.

Актом осмотра Интернет-сайта от 28 июля 2020 года, составленным ст.оперуполномоченным ЦПЭ МВД по РБ ФИО9 и ст.инспектором по особым поручениям УОООП МВД по РБ ФИО8 в помещении служебного кабинета №9 УОООП МВД по РБ, расположенном по адресу: адрес, подтверждается, что в результате осмотра Интернет-сайтов http://vk. com/, в частности Интернет-страниц, которые расположены по электронным адресам: ... и ..., установлено, что на указанных Интернет-страницах находится в открытом доступе и на всеобщем обозрении, в свободном доступе информация, доступ к которой имеет неопределенный круг пользователей (лиц), следующего содержания:

«Координационный совет общественного движения «СтопБашРТС» в связи с отсутствием финансов и невозможностью аренды помещения, 31 июля в 12.00 проведет собрание граждан по вопросу ЖКХ на площади Ленина напротив Горсовета. По примеру Хабаровска, будем кормить голубей, координаторы отчитаются о своей деятельности, проведут консультации, вместе наметим планы на ближайшее время.

Игнорируя наше требование о снижении высокого тарифа за отопление и горячую воду, с 1 июля республиканские власти снова повысили цены за услуги ЖКХ, в том числе и за услуги БашРТС. Хотя в некоторых регионах власти отказались от повышения цен в связи с пандемией короновируса. А разве жители нашей республики не пострадали? Разве мы и так не переплачиваем за услуги ЖКХ по повышенным тарифам? РСО и власти решили нас совсем задушить своими поборами??? Скажем нет коммунальному грабежу! Нет высоким тарифам за ЖКХ! Собрание граждан пройдет под девизом: «Лучше кормить голубей, чем БашРТС». Поэтому берем с собой семечки и обязательно защитные маски! Это не публичное мероприятие, поэтому плакатов быть не должно. Просим распространить информацию».

Согласно справке ст. оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РБ майора полиции ФИО9 от дата, в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что администратором Интернет-сайтов http://vk.com/, в частности Интернет-страниц, которые расположены по электронным адресам: ..., под ником «ФИО1» и ..., электронное сообщество под названием «СТОПБАШРТС», является ФИО2 ФИО17, дата г.р., зарегистрированный по адресу: адрес.

Из писем от 30 июля 2020 года №... Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (л.д.7) и от 05 августа 2020года, №... Правительства Республики Башкортостан (л.д.42) следует, что уведомления о проведении публичного мероприятия, проводимого в вышеуказанные время и месте, от ФИО2 и других лиц в Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан не поступали.

Из справки специалиста-лингвиста от 28 июля 2020 года, подготовленной доктором филологических наук, доцентом, сотрудником Инновационного центра «Технопарк» Центра правовых и технических экспертиз ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», экспертом-лингвистом по специальности «Судебная лингвистическая экспертиза», негосударственным судебным экспертом по специальностям «Исследование продуктов речевой деятельности» (сертификат судебного эксперта от 02 августа 2018 год), «Исследование психологии и психофизиологии человека (Психолингвистическая экспертиза. Исследование письменного или устного текста в целях решения вопросов его воздействия, смыслового восприятия и понимания)» (сертификат от 17 сентября 2018 года) ФИО10, следует, что содержание рассмотренного текста-обращения, размещенного в социальной сети «ВКонтакте», содержит лингвистические признаки призывов к несогласованным публичным акциям -то есть «организованной, активной форме реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способа удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся».

Призывы к сбору на площади им. Ленина перед Горсоветом 31 июля 2020 года в 12:00 часов присутствуют в тексте как в явной форме (По примеру Хабаровска, будем кормить голубей, вместе наметим планы на ближайшее будущее), так и в косвенной (...проведет собрание по вопросам ЖКХ), лозунгового типа высказываниях (Скажем нет коммунальному грабежу!!! Нет высоким тарифам, за ЖКХ!).

Языковая форма «будем кормить голубей» с элементом иронии здесь выступает как один из способов вуалирования публичности мероприятия, хотя в самом тексте имеется отрицание такового: «Это не публичное мероприятие, поэтому плакатов быть не должно».

Из справки о лингвистическом исследовании от 31 июля 2020 года, проведенном специалистом-экспертом ОТЭ ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО11, имеющим высшее филологическое образование (специальность «Филология») и стаж экспертной работы два года по экспертной специальности: «Исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания», следует, что в представленном на исследование тексте, начинающемся словами: «ВНИМАНИЕ! Координационный совет» и заканчивающемся словами: «Просим распространить информацию», имеются высказывания побудительного характера, содержащие побуждения к действиям: «Собраться на площади Ленина напротив Горсовета на собрание, проводимое координационным советом общественного движения «СтопБашРТС»; «Распространить информацию о собрании, проводимом координационным советом общественного движения «СтопБашРТС».

Таким образом, судом установлено, что ФИО2 в нарушение требований ст.ст. 4, 7, 10 Федерального закона № 54-ФЗ публично призывал через сеть Интернет на принадлежащих ему страницах в социальной сети по электронным адресам: ... и ... и агитировал граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии, которое должно состояться 31 июля 2020 года в 12-00 часов на площади им. В.И.Ленина по адресу <...> и являясь организатором публичного мероприятия, начал проводить агитацию за участие в нем до согласования его проведения с компетентным органом власти, что является нарушением установленного порядка организации публичного мероприятия.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

протоколом об административном правонарушении от 31 июля 2020 года, при составлении которого ФИО2 были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 2);

рапортом командира взвода БОР ПППСП УМВД России по г. Уфе ФИО12 от 31 июля 2020 года (л.д.3);

письмом Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30 июля 2020 года №... (л.д.7);

рапортом начальника УОООП МВД по Республике Башкортостан ФИО6 от 29 июля 2020 года (л.д.8);

актом осмотра интернет-сайта от 28 июля 2020 года со скриншотами (л.д.9-14);

справкой старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Башкортостан ФИО9 (л.д.15);

справкой специалиста-лингвиста от 28 июля 2020 года (л.д.17,18);

справкой о лингвистическом исследовании №... от 31 июля 2020 года (л.д.19-21).

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Нарушений при составлении процессуальных документов, на основании которых установлена вина ФИО2 по делу, не выявлено, в связи с чем не доверять зафиксированным в них сведениям оснований не усматриваю. В соответствии с нормами главы 26 КоАП РФ они являются допустимыми доказательствами, и обоснованно приняты в качестве таковых судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО2 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее, как организатор публичного мероприятия, нарушение установленного порядка его проведения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО2, поскольку по его мнению публичное мероприятие проводилось в форме собрания и направление уведомления не требовалось, являлся предметом проверки в суде первой инстанции, подтверждения не нашел. Не согласиться с выводами суда предыдущей инстанции оснований не имеется.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года № 12-П, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.

Как верно установлено судом, организованное ФИО2 мероприятие не отвечало признакам собрания. Данное мероприятие проводилось в городском парке, то есть не в специально отведенном или приспособленном для этого месте, что создавало угрозу общественному порядку и безопасности, а также соблюдению прав и свобод как участников публичного мероприятия, так и лиц, в нем не участвующих.

При таких обстоятельствах довод жалобы является необоснованным.

Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Наказание в виде административного ареста сроком на трое суток назначено ФИО2 с учетом вышеизложенных требований, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению законодательства о митингах.

Вместе с тем, имеются основания для исключения из описательно-мотивировочной части постановления судьи районного суда указание на непризнание ФИО2 вины в совершенном административном правонарушении, поскольку ст. 4.3 КоАП РФ содержит исчерпывающий список отягчающих административную ответственность обстоятельств, и непризнание вины указанной статьей не предусмотрено. Однако исключение данного указания из судебного постановления не влияет на законность обжалуемого акта и его изменение по существу не влечет.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

исключить из постановления судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от 06 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 ФИО18 указание на непризнание ФИО2 вины в совершении административного правонарушения, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

Справка: судья Зайдуллин Р.Р.