Дело № 12-442/2017
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2017 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Кудряшова М.В., с участием секретаря судебного заседания Козленко И.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17 октября 2017 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия ФИО2 ... от *** руководитель АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
На указанное постановление ФИО1 подана жалоба, в которой он просил указанное постановление отменить, в связи с отсутствием события правонарушения, в виду отсутствия у заказчика правовых оснований осуществлять закупку в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 44ФЗ от 05.04.2013 г., т.к. 44-ФЗ устанавливает проведение закупок автономными учреждениями в соответствии с названным законом в случае направления средств на цели «капитальные вложения». В иных случаях применяются положения Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2017 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности доводы, изложенные в жалобе поддержала. Дополнила, что в экстренных случаях, нет возможности соблюсти требования о закупках.
Представитель Бурятского УФАС России по Республике Бурятия ФИО2, с доводами жалобы не согласился. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно. Полагает, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд в силу наделения его соответствующими полномочиями государственным органом, а не целях удовлетворения потребностей самого учреждения, при определении поставщика работ (услуг) на основании ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе должно было осуществляться АУ РБ «Забайкальская авиационная охрана лесов», как государственным заказчиком в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
Помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Подопригора А.В., действующая на основании доверенности, доводы представителя Бурятского УФАС России по РБ поддержала, полагает постановление от 17 октября 2017 г. является законным и обоснованным.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Частью 1 статьи 1 Закон о контрактной системе установлено, что настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного закона.
В соответствии частью 1 статьи 8 Закон о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Согласно статьи 3 Закона о контрактной системе к государственным заказчикам относится, в частности государственный орган, либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Статьей 13 Закона о контрактной системе определено, что закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются для достижения целей реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами, выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 08.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ (в том числе автономных учреждений), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Исходя из смысла статьи 1 Закона о контрактной системе и статьи 1 Закона №223-Ф3 следует, что Закон № 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самих учреждений. В тех случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон №223-ФЗ и предусмотренные им Положения о закупках, утвержденные наблюдательными советами автономных учреждений, не подлежат применению.
В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона о контрактной системе, и в определенных случаях - у единственного поставщика.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 19 Лесного Кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Данные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 19 Лесного Кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Таким образом, при осуществлении учреждением закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд в силу наделения его соответствующими полномочиями государственным органом, а не в целях удовлетворения потребностей самого учреждения, определение поставщика работ (услуг) на основании части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе должно осуществляться автономным учреждением как государственным заказчиком в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше требований части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, статьи 1 Закона №223-Ф3, статьи 19 Лесного Кодекса Российской Федерации, с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов»10 марта 2017 года заключен договор №46/17 с ООО «Байкальская авиационная компания» на предоставление в найм (аренду) воздушного судна с экипажами для выполнения авиалесоохранных работ на территории земель лесного фонда Республики Бурятия в 2017 году.
Предметом данного договора является предоставление исполнителем в найм (аренду) воздушного судна для выполнения авиалесоохранных работ на территории земель лесного фонда Республики Бурятия в 2017 году, на территории заповедников, в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, предусмотренных договором и техническим заданием к договору.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу положений части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Из положений статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, прямо указанных в данной статье и перечисленных в пунктах части 1. Таким образом, статья 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика.
На основании вышеизложенного, учитывая общую стоимость закупки в размере 13 699 719,00 рублей, рассматриваемая закупка должна была быть осуществлена путем проведения конкурса или аукциона.
Таким образом, доводы представителя ФИО3 о том, что у них отсутствовали правовые основания для заключения договора в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 44ФЗ от 05.04.2013 г., в ввиду его применения лишь в случае направления средств на цели «капитальные вложения», суд считает необоснованными.
В части доводов представителя ФИО3 о том, что в чрезвычайных ситуациях соблюсти предусмотренную законом процедуру заключения контракта, невозможном, суд также отклоняет.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В части 3 статьи 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, суд поддерживает доводы УФАС о том, АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в лице руководителя ФИО1, заключен договор №46/17 с ООО «Байкальская авиационная компания» на предоставление в найм (аренду) воздушного судна с выполнения авиалесоохранных работ на территории земель лесного фонда Республики Бурятия в 2017 году без учета требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что нарушает часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
решил:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении руководителя АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: М.В.Кудряшова