Дело № 12-44/2016
РЕШЕНИЕ
06 июня 2016 года г. Пласт Челябинской области
Судья Пластского городского суда Челябинской области Данилкина А.Л., при секретаре Шестериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», по жалобе закрытого акционерного общества «Южуралавтобан» на постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-М ЗАО «Южуралавтобан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, заявитель просит об отмене постановления, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Южуралавтобан» состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в качестве доказательств совершенного заявителем правонарушения административным органом указаны договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ№, акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№. из фотоматериалов приложенных к акту не следует, что они произведены на территории Санарского государственного природного заказника, остальные фотоматериалы датированы ДД.ММ.ГГГГ и не являются приложением к акту. Согласно карте-схеме не возможно установить ни факт наличия аншлага на территории кадастрового квартала №, ни нахождение указанного квартала на территории Санарского государственного природного заказника. Заявителю не было известно, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ№ предполагает режим особой охраны для территории кадастрового квартала №, поскольку ни в тексте договора, ни в сведениях публичной кадастровой карты, такие данные отсутствуют. Считает, что договор не является заключенным в связи с отсутствием предмета договора пользования недвижимым имуществом – арендодателем, а именно не указан кадастровый номер земельного участка, расположенного на территории указанного кадастрового квартала, следовательно заявитель не обладает правами и обязанностями землепользователя по указанному договору. Считает, что вина заявителя во вменяемом административном правонарушении не доказана.
В судебном заседании представитель ЗАО «Южуралавтобан» ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по изложенным в них основаниям, представила в суд письменные дополнительные объяснения.
Должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях, ведущий специалист по экологии администрации Пластовского муниципального района ФИО3 в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее постановления по делам административных правонарушениях, - старший государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, в действиях ЗАО «Южуралавтобан» имеется состав административного правонарушения, факт разработки карьера на территории Санарского государственного природного комплексного заказника установлен, ЗАО «Южуралавтобан» вменяется, то что общество как арендатор земельного участка не предпринял меры к охране окружающей среды и режима особой охраны Санарского государственного природного комплексного заказника.
Заслушав пояснения представителя юридического лица, должностного лица, проверив материалы дел об административных правонарушениях, доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Нормы ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают при рассмотрении дела определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что в ходе проведенного рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что по территории Санарского заказника юго-западной части в 3 км на северо-восток от п.Бирюковский и в 300 м от автомобильной дороги на север было выявлено, что ООО «Пластовское ДРСУ» осуществили разработку карьера площадью 2,0 га, глубина 3-4 м., аншлаги вдоль границ заказника установлены.
По результатам рейдового осмотра начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования (осмотра) №, к акту обследования приложены план-схемы участка, где указаны границы заказника и место нарушения, и фототаблица.
Ведущим специалистом по экологии администрации Пластовского района ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Пластовское ДРСУ».
Представитель ООО «Пластовское ДРСУ» в письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ не смогла пояснить какому юридическому лицу принадлежит техника, находившаяся на территории Санарского государственного природного комплексного заказника, факт разработки карьера на территории Санарского заказника ООО «Пластовское ДРСУ» не подтверждает.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ведущего специалиста по экологии администрации Пластовского муниципального района ФИО3 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пластовское ДРСУ» по ст. 8.39 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. В качестве основания в постановлении указано, что автомобили, зафиксированные на фотографиях, выявленные на территории Санарского государственного природного комплексного заказника, принадлежат ЗАО «Южуралавтобан», ООО «Технопарк».
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом по экологии администрации Пластовского муниципального района ФИО3 вынесено определение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ЗАО «Южуралавтобан», ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении.
Материалы административного дела были переданы в Министерство экологии Челябинской области для принятия решения по существу.
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-М ЗАО «Южуралавтобан» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение арендатором ЗАО «Южуралавтобан» установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, допущена выемка грунта, нарушен напочвенный – раститиельный слой в юго-западной части заказника, чем нарушены нормы ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 5, 12 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Указанное постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В силу п. 5 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 года № 65-П, собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, расположенных на территории Заказника, другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в Заказнике режим особой охраны.
В соответствии с подпунктами 9, 11 и 12-1 пункта 13 Положения о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 65-П, на территории Заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: строительство автомобильных стоянок; распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий; движение вне дорог общего пользования механических транспортных средств, за исключением транспорта, используемого при исполнении служебных обязанностей Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Главным управлением лесами Челябинской области, областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», областным государственным учреждением «Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области».
Факт совершения административного правонарушения и виновность ЗАО «Южуралавтобан» подтверждены:
актом обследования (осмотра) № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником участка № 14 ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области», с приложенными к нему планом-схемой и фототаблицей, на которых зафиксировано осуществление разработки карьера техникой на территории Санарского заказника, на плане-схеме указаны границы заказника, место разработки карьера, места установки аншлагов;
сведениями Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о том, что владельцем техники, находившейся на месте разработки, является ЗАО «Южуралавтобан»;
карточками учета транспортных средств, представленными УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, согласно которым собственником автомобилей КАМАЗ <данные изъяты> является ЗАО «Южуралавтобан»;
актом обследования (осмотра) № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем директора ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области» ФИО5, с участием заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области ФИО6, главного специалиста отдела регионального надзора управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области ФИО7, согласно которому на земельном участке, расположенном на юго-западной части Санарского заказника на территории Пластовского муниципального района Челябинской области (2,5 км юго-восточнее п.Бирюковский, 30 м севернее автодороги Степное-Кидыш) выявлен факт ведения работ по добыче открытым способом общераспространенных полезных ископаемых – строительного камня, в кадастровом квартале 74:20:101001. Работы ведутся в карьере неправильной формы (максимальные размеры: с севера на юг 334м, с востока на запад 269м), плодородный слой почвы снят при помощи бульдозерной техники и перемещен в валы по периметру карьера, при помощи GPS-навигатора получены контуры карьера, его площадь составляет 46243 кв.м, периметр имеет протяженность 1 км. Нахождение карьера в границах Санарского заказника подтверждается наложением географических координат центра карьера на карты Санарского заказника с использованием программы ГИС ИнГео. Разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением плодородного слоя почвы на вышеуказанном земельном участке (карьер) не представлено, в чем усматривается самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы методом перекрытия. Лицензии на право пользования недрами на указанном участи Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области не выдавалось. Учитывая, что добыча полезного ископаемого (строительный камень) осуществлялась с использованием техники, принадлежащей ЗАО «Южуралавтобан», в действиях общества содержатся признаки состава административного правонарушения по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами. К акту обследования приложена фототаблица, где зафиксирована техника, производящая разработку карьера, план-схема с указанием границ Санарского заказника и места выявленного нарушения, карта установления местонахождения карьера по координатным точкам;
государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (Государственный заказчик) и ЗАО «Южуралавтобан» (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона), согласно приложению № 2 к государственному контракту в перечне автомобильных дорог указан и участок дороги «Южноуральск-Магнитогорск» (Нижнеусцелемово-Кидыш-Степное), где располагаются границы Санарского заказника. Согласно условиям государственного контракта Подрядчик несет ответственность перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение работ, выполнение которых поручено Подрядчиком Субподрядчику;
договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Пластовское ДРСУ» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (2 зона) во исполнение Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ;
письмом ЗАО «Южуралавтобан» от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованное главе администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района ФИО8 с просьбой предоставить в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 25000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, в рамках исполнения Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (2 зона);
договором № безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в лице главы и ЗАО «Южуралавтобан», согласно которому администрация предоставила в безвозмездное срочное пользование ЗАО «Южуралавтобан» земельный участок общей площадью 25000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, земельный участок предоставляется во исполнение п. 2 приложения № 5 к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно плану земельного участка Санарский заказник находится в границах квартала №
Доводы жалобы о том, что согласно карте-схеме не возможно установить факт наличия аншлага на территории кадастрового квартала 74:20:0101001, и нахождение указанного квартала на территории Санарского государственного природного заказника, суд находит не обоснованными
Данные доводы опровергаются представленными в материалы дела актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено, что земельный участок, на котором выявлена разработка карьера находится в границах Санарского заказника и в границах кадастрового квартала №, что и изображено на плане-схеме и подтверждается наложением географических координат центра карьера на карты Санарского заказника с использованием программы ГИС ИнГео.
Доводы жалобы, что ЗАО «Южуралавтобан» не было известно о режиме особой охраны территории кадастрового квартала 74:20:0101001, поскольку ни в тексте договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ№, ни в сведениях публичной кадастровой карты, такие данные отсутствуют, являются несостоятельными, поскольку из представленных в суд фотоматериалов видно, что аншлаги вдоль границ заказника были установлены, один из аншлагов находится под колесом находящийся там техники (фото № 8), таким образом ЗАО «Южуралавтобан» как арендатор земельного участка должен был убедиться на каких землях ему предоставляется земельный участок в аренду.
Ссылки представителя ЗАО «Южуралавтобан» на то, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, поскольку заключен неуполномоченным лицом, не могут служить основанием для признания незаконным вынесенного в отношении ЗАО «Южуралавтобан» постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку ЗАО «Южуралавтобан», как сторона по договору, условия заключенного договора не оспаривало, в установленном законном порядке договор не признан недействительным.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что именно ЗАО «Южуралавтобан» является лицом, ответственным по нахождению его техники и разработке карьера в границах Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области, что послужило нарушением установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Санарского заказника, а именно в границах арендованного ЗАО «Южуралавтобан» земельного участка допущено выемка грунта, чем нарушен напочвенный растительный слой на территории Санарского заказника.
В действиях ЗАО «Южуралавтобан» правильно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным, обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и влекущих отмену постановления старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, в отношении закрытого акционерного общества «Южуралавтобан», по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ЗАО «Южуралавтобан» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения, с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
Судья