ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-456/18 от 18.09.2018 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№12-456/18

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 сентября 2018г. г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Жалсанов Б.Б. на постановление от ДД.ММ.ГГГГг.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. по делу ..., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по ..., должностное лицо- Жалсанов Б.Б., замещающий должность министра образования и науки Республики Бурятия, привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

На указанное постановление Жалсанов Б.Б. подана жалоба в Советский районный суд ..., в которой просит отменить вынесенное постановление. Доводы жалобы заявителя мотивированы тем, что в действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения.

Также указал, что в 2017 году в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ... между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия была предоставлена субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы ... предоставлена субсидия в размере 386 534,0 тыс. рублей.

В рамках данного Соглашения были предусмотрены следующие показатели результативности использования субсидии:

Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую иену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях.

При плане 79% по факту составил 76,7% в связи с объективными обстоятельствами,а именно- миграцией населения из периферийных населенных пунктов в ..., ..., ...ы. Численность обучающихся в дневных общеобразовательных организациях на 01.09.2017г. составила 136 246 чел., что на 3 881 чел. больше, чем на ДД.ММ.ГГГГ При этом прирост по вышеуказанным населенным пунктам от общего прироста составил 88 % (3426 чел.).

Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену. При плане 0,6 % по факту составил 0,8%.

Рост числа детей школьного возраста, обучающихся в третью смену, в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 562 чел. (74,1%), что также связано с притоком населения в ... и близлежащие районы.

Плановые показатели по первой и третьей смене были рассчитаны с учетом прогноза роста численности населения в целом по Республике, но без учета миграционного движения, так как это фактор носит непредсказуемый характер.(Утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»).

Согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ... от ДД.ММ.ГГГГ... население ..., Иволгинского, Тарбагатайского и ...ов растет опережающими темпами за счет как естественного, так и миграционного прироста населения по сравнению и остальными муниципальными образованиями.

Поскольку показатели не были достигнуты в связи с указанными выше объективными обстоятельствами, не зависящими от действий (или бездействия) министерства, носящими непредсказуемый характер, считает, что в данном деле его вина достоверно не установлена и событие административного правонарушения отсутствует.

В судебное заседание Жалсанов Б.Б. не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель Ангашанова Л.Д. жалобу поддержала в полном объеме, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении по основаниям изложенным в ней.

Представитель административного органа по доверенности Пантина И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения поданной жалобы, ссылаясь на представленное письменное возражение.

Выслушав представителей заявителя жалобы и административного органа, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение равным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления. Субъектами правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой выездной проверки исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ..., в Министерстве образования и науки Республики Бурятия за истекший период 2018 года (приказ Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГ...) установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Программа), Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (Приложение ... к Программе), Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от ДД.ММ.ГГГГ... в 2017 году из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы предоставлена субсидия в размере 386 534 000,00 рублей по КБК ... (далее - Субсидия), из которых средства федерального бюджета в размере 1 541 243,16 рублей использованы с нарушением порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).

Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее -Правила ...).

Согласно пункту 9, подпункту «б» пункта 10 Правил ... предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, содержащего, в том числе, значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) и (или) значениям целей и показателей приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ), целевых показателей и индикаторов ведомственных целевых программ, входящих в состав государственных программ Российской Федерации, и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» утверждены специальные Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (далее -Правила ...).

Пункт 9 и подпункт «б» пункта 10 Правил ... содержат аналогичные положения о том, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, содержащего, в том числе, положения, устанавливающие значения показателей результативности использования субсидии, предусмотренные пунктом 32 настоящих Правил, которые должны соответствовать значениям целевых показателей (индикаторов) Государственной программы, и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.

В соответствии с пунктом 32 Правил ... оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на основании сравнения планируемых и достигнутых значений следующих показателей результативности использования субсидии субъектом Российской Федерации:

а) удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях
общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами в общей численности обучающихся в
образовательных организациях общего образования;

б) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в
общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;

в) количество новых мест в общеобразовательных организациях;

г) количество новых мест в общеобразовательных организациях, введенных за
счет софинансирования из федерального бюджета;

д) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях,
требующих капитального ремонта или реконструкции, в общей численности
обучающихся общеобразовательных организаций;

е) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях,
имеющих все виды благоустройств;

ж) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, в
общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы ... (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ...) (далее - Соглашение).

Приложением ... «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» к Соглашению предусмотрены следующие показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия:

1) Удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования, плановое значение - 64,2%;

2) Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организациях, плановое значение - 79%;

3) Количество новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, плановое значение - 450 мест;

4) Количество новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, введенных за счет софинансирования из средств федерального бюджета, плановое значение - 450 мест;

5) Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции, плановое значение - 8,9%;

6) Удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства, плановое значение - 86,02%;

7) Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, плановое значение - 0,6%.

В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения Правительство Республики Бурятия обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установленных в соответствии с приложением ... к Соглашению.

Согласно данным Отчета о достижении значений показателей результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленным Министерством образования и науки Республики Бурятия в Министерство образования и науки Российской Федерации, два показателя результативности: «Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организациях» и «Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену» не достигнуты, фактическое значение данных показателей составило 76,7% и 0,8% соответственно.

В соответствии с пунктом 16 Правил ..., в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по установленной формуле.

Пунктом 30 Правил ... установлено, что порядок и условия возврата субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных в соглашении, и их последующее использование установлены пунктами 16-20 Правил ....

Согласно пункту 4.1.4, в случае если Правительством Республики Бурятия по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами ..., указанные нарушения не устранены, Министерство образования и науки Российской Федерации обязуется рассчитать в соответствии с пунктами 16-19 Правил ... объем средств, подлежащий возврату из бюджета Республики Бурятия в федеральный бюджет, и направить Правительству Республики Бурятия требование о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет в указанном объеме.

Так во исполнение указанного пункта 4.1.4 и в соответствии с пунктом 20 Правил ..., пунктом 20 Правил ... Министерством образования и науки Российской Федерации Правительству Республики Бурятия направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ... о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет в объеме 1 541 243,16 рублей, рассчитанном в соответствии с пунктами 16-19 Правил ....

Согласно пункта 4.3.2 Соглашения Правительство Республики Бурятия обязуется обеспечивать исполнение требований Министерства образования и науки Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16-19 Правил ....

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Бурятия требование главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерства образования и науки Российской Федерации по возврату из бюджета Республики Бурятия в федеральный бюджет средств в размере 1 541 243,16 рублей не исполнено.

Следовательно, невозврат средств в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления Субсидии, является нарушением порядка и условий предоставления (расходования) такого межбюджетного трансфера, как субсидия из федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом РФ, Правилами ..., Правилами ... и Соглашением.

Оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях Жалсанов Б.Б. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признает законным и обоснованным постановление о привлечении его к административной ответственности.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства, а потому основанием для отмены постановления не являются.

При назначении Жалсанов Б.Б. административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.

Исходя из изложенного, прихожу к выводу, что оснований для отмены, изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, все обстоятельства совершенного правонарушения были учтены при вынесения постановления должностным лицом, постановление содержит правильные выводы, действия квалифицированы верно, наказание назначено в пределах санкции и соразмерно содеянному. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. по делу ..., вынесенное заместителем руководителя УФК по РБ в отношении должностного лица Жалсанов Б.Б. по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья: Н.А.Матвеева