ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/19 от 25.06.2019 Еткульского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-46/2019

РЕШЕНИЕ

25 июня 2019 г. с. Еткуль Челябинской области

Судья Еткульского районного суда Челябинской области А.Н. Акатышев при секретаре О.А. Бабинцевой, с участием лица, привлеченного к административной ответственности председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области ФИО1,

рассмотрев жалобу председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области ФИО4/з от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, которым

ФИО1, <данные изъяты>

привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей,

установил:

Постановлением заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области государственного советника 2 класса ФИО4/з от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб., за то, что он, являясь председателем комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, несвоевременно представил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, документы о приеме по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 145800 рублей, подлежащей включению в такой реестр контактов, если представление указанной информации (сведений) является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

ФИО1 с указанным постановлением не согласился, в жалобе просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с малозначительностью данного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что существенность угрозы для охраняемых общественных отношений в сфере расходования бюджетных средств и способствование коррупционных связей не установлена.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, по основаниям указанным в жалобе.

Представитель Главного контрольного управления Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения данного дела извещен, просил рассмотреть жалобу ФИО1 в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме согласно с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

Из материалов дела следует, что 09 января 2018 года Комитетом по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области (Потребитель) был заключен договор с ПАО «<данные изъяты>)» (Продавец) об энергоснабжени. Цена договора 145800 рублей. Росчетный период - один календарный месяц.

Согласно пункта 1.2 данного договора, договор заключен с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Со стороны Учреждения договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен председателем Комитета ФИО1.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 13 ч.2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Указанная информация направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в редакции от 01 июля 2018 года).

В соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в редакции, действовавшей до 01 июля 2018 года, информация, указанная в п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение 3 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ч. 3 ст. 103 данного Закона внесены изменения, вступившие в силу с 01 июля 2018 года, согласно которым информация, указанная в п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение 5 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В связи с чем, в порядке ст. 1.7 КоАП РФ срок в течении 3 дней по указанному договору был заменен на 5 рабочих дней, что является несомненным улучшением положения лица, совершившего административное правонарушение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее по тексту - Правила), согласно п. 11 которых информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней со дня изменения контракта: информацию и документы, указанные в п. 2 Правил (п. 12 Правил).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 136н утвержден Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, (далее по тексту - Порядок), который устанавливает правила формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством для ведения реестра контрактов.

Согласно п. 4 Порядка информация должна быть сформирована в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направлена в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в целях формирования информации, подлежащей включению в реестр контрактов, в форме электронного документа, содержащего информацию, сформированную в соответствии с Порядком, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 5 Порядка документы, включаемые в реестр контрактов, формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, и в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде.

В силу пункта 14 Порядка в целях ведения реестра контрактов заказчик обеспечивает формирование информации и документов, указанных в пункте 2 Правил.

В соответствии с пунктом 36 Порядка при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, а также информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества токаров, работ, услуг, указываются сведения, в том числе:

- код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта (далее - приемка товаров, работ, услуг), предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта, или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений), или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг;

- реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг;

- количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений).

Согласно ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ заключен на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, следовательно, положения ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе в части невключения информации в реестр контрактов на него не распрастраняются.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, определенных законодательством России о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, установленными в ч. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 6 Порядка персональную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет лицо, имеющее право действовать от имени заказчика, электоронной подписью которого подписаны соответствующая информация и документы.

Правом использованияч электронной подписи в ЕИС председатель Комитета ФИО1 наделен приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ-а-пр, а значит именно ФИО1 несет ответственность за использование его элетронной подписи независимо от того, оформлены ли какие-либо приказы, доверенности или иные документы на использование подписи другим лицом, так как информация в электронной форме, подписанная элетронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, поджписанному собственноручной подписью (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ « Электронной подписи»).

Электронная подпись является аналогом собственоручной подписи, что закреплено в п. 2 ст. 160 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 данного Федерального закона, лицо, подписывающее информацию с использованием своей электронной подписи, обязано обеспечивать конфиденциальность ключей электронной подписи.

Учитывая изложенное выше, именно действия ФИО1, связанные с несвоевременным представлением акта приема-передачи энергии от ДД.ММ.ГГГГ по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное казначейство для размещения в ЕИС, с нарушением сроков, установленных частями 2, 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пункта 12 Правил.

Несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (статья 2.4 КоАП РФ).

Приказом администрации Еткульского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-К ФИО1 назначен на должность председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 на момент совершения административного правонарушения являлся должностным лицом - председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области и подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Факт нарушения ФИО1 законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении /з от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении; актом плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; положением о Комитете по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области; распоряжением администрации Еткульского муниципального района Челябинской области -К от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области а-пр от ДД.ММ.ГГГГ; договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ; приложением к указанному договору; порядком учета электроэнергии; актом приема-передачи энергии от ДД.ММ.ГГГГ; информацией об исполнении контракта от ДД.ММ.ГГГГ; карточкой электронной подписи ФИО1; должностной инструкцией председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области; копией паспорта ФИО1; постановлением администрации Еткульского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ; иными документами и сведениями, имеющимися в материалах дела.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Выводы должностного лица об отсутствии в деянии ФИО1 признаков малозначительности мотивированы нарушением порядка осуществления закупок и ненадлежащим отношением заказчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм Закона о контрактной системе, что представляет существенную угрозу для охраняемых общественных отношений в сфере расходования бюджетных средств и закупок товаров, поощряет ненадлежащее отношение к необходимости исполнения своих обязанностей.

Однако, с таким выводом согласиться нельзя, поскольку ФИО1 выполнил возложенную на него чч. 2, 3 ст. 103 Закона о контрактной системе обязанность, направив необходимые документы в Федеральное казначейство. При этом, суд учитывает незначительный период просрочки, а также количество договоров (один), по которому допущена просрочка. Кроме того, в настоящее время просрочек размещения документации ФИО1 не допускается, а нарушение им установленных сроков направления указанных сведений не повлекло вредных последствий и существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, при наличии всех признаков состава административного правонарушения, действия ФИО1 не повлекли и не могли повлечь серьезных негативных последствий либо причинить значительный ущерб общественным интересам, что свидетельствует о низкой степени общественной опасности совершенного деяния.

Как разъяснено в абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9, 24.5 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области государственного советника 2 класса ФИО4/з от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Еткульского муниципального района Челябинской области ФИО1 отменить.

Освободить ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Судья А.Н. Акатышев