ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2022 от 25.02.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-48/2022

УИД 91RS0024-01-2021-008354-88

РЕШЕНИЕ

г. Ялта 25 февраля 2022 г.

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Кулешова Оксана Игоревна (Республика Крым, г. Ялта, ул. Дмитриева, 4), с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Тарасовой О.М., ее представителя Мельникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тарасовой Ольги Митрофановны на постановление временно исполняющей обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Драгомирецкой Е.А. №<номер> от 23 ноября 2021 г. о назначении административного наказания генеральному директору ООО «БРАВО» Тарасовой Ольге Митрофановне по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей,

установил:

постановлением временно исполняющей обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Драгомирецкой Е.А. №<номер> от 23 ноября 2021 г. генеральный директор ООО «БРАВО» Тарасова О.М. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Тарасова О.М. обратилась с жалобой об его отмене, прекращении производства по делу ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения. В частности указывает, что 20 июля 2018 г. учредитель ООО «БРАВО» - гражданин ФИО выдал ей, как частному лицу, нотариально удостоверенную доверенность, согласно которой назначил своим представителем и уполномочил получать в ООО «БРАВО» принадлежащие ему дивиденды независимо от их размера. Во исполнение данного поручения по указанной доверенности 26 декабря 2019 г. она подала в ООО «Браво» от имени ФИО заявление с требованием выплатить причитающиеся ему дивиденды на ее банковской счет №<номер>, открытый в РНБК Банк (ПАО). Платежным поручением № 278 от 26.12.2019 г. ООО «БРАВО» перечислило на указанный банковский счет 680 000 руб. с формулировкой назначения платежа: «Выплата дивидендов по ООО «Браво» за 9 месяцев 2019 год ФИО согл. Прот. №<номер> от <дата> (№<номер> Одновременно с перечислением на ее банковский счет дивидендов ФИО как его налоговый агент, перечислило в бюджет удержанные с них суммы НДФЛ. Исполнение функций юридического лица ООО «БРАВО» по расчетам с физическим лицом - нерезидентом ФИО было закончено на дату осуществления безналичного расчета через уполномоченный банк РНКБ, а именно <дата> К дальнейшему движению указанных сумм дивидендов ООО «БРАВО», как юридическое лицо, никакого отношения не имеет. Считает, что ссылка административного органа на «расписку» от <дата>, как на доказательство совершения валютной операции, является безосновательной, поскольку этот документ представляет из себя письмо, написанное по требованию Банка РНКБ, которым ФИО2 от имени ФИО подтверждает банку, что расчеты между нею и ФИО в отношении полученных им дивидендов в сумме 680 000 рублей завершены до указанной даты. Кроме того, в указанном письме отсутствуют какие-либо сведения о том, что, что расчеты между ними проводились наличными. Отсутствие в платежном поручении № 278 от 26.12.2019 кода валютной операции перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа», по ее мнению, также не свидетельствует о нарушений положений части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Тарасова О.И. и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель административного органа Межрайонной ИФНС России №8 в суд не явился, представил письменный отзыв.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы жалобы и дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, при осуществлении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, на основании поручения исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Крым от 07.10.2021 №<номер>, осуществлена проверка соблюдения ООО «БРАВО» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», по вопросам соблюдения порядка проведения валютных операций, в ходе которой установлено, что общество осуществляло выплаты дивидендов иностранным гражданам (учредителям) в российских рублях наличными, минуя уполномоченный банк.

Так, было установлено, что согласно документам, представленным ООО «БРАВО» в адрес Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Крым за исх. №14 от 18.08.2021, ответственным должностным лицом за соблюдение требований валютного законодательства по выплатам учредителям-нерезидентам дивидендов по состоянию на 06.04.2021 являлась генеральный директор Тарасова О.М.

Генеральным директором ООО «БРАВО» Тарасовой О.М. согласно приказа №<номер> от <дата> «О выплате дивидендов учредителям ООО «БРАВО» авансом по итогам работы за 9 месяцев 2019 года» осуществлено начисление дивидендов учредителям ООО «БРАВО», в том числе иностранному физическому лицу - гражданину ФИО. ООО «БРАВО» в лице генерального директора Тарасовой О.М. уполномочено выступить в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц для указанного иностранного лица.

Письмами №11 от <дата>; №<номер> от <дата>; №<номер> от <дата> ПАО «РНКБ» неоднократно уведомляло ООО «БРАВО» об изменениях валютного законодательства, в частности его ужесточения, что подтверждает осведомленность генерального директора Тарасовой О.М. как единоличного органа управления ООО «БРАВО» о том, что выплата указанных дивидендов (валюты Российской Федерации) в адрес гражданина Италии - нерезидента ФИО и гражданина Украины - нерезидента ФИО2. представляет собой передачу валюты Российской Федерации от юридического лица-резидента в адрес физического лица-нерезидента и как следствие является валютной операцией.

Зная требования валютного законодательства гражданка Тарасова О.М. (являясь также единоличным органом управления ООО «БРАВО») в качестве учредителя ООО «БРАВО» обращается с заявлением от <дата> в адрес ООО «БРАВО» в лице генерального директора Тарасовой О.М. и просит вышеуказанные денежные средства перечислить от юридического лица ООО «БРАВО» на её текущий счёт.

Платёжным поручением № 278 от 26.12.2019 денежные средства перечислены на текущий счет Тарасовой О.М. (№<номер>) открытый в ПАО «РНКБ». При этом код платежа «50 110» (Расчеты резидента в пользу нерезидента при выплате дивидендов (доходов) от инвестиций в форме капитальных вложений), определяющий принадлежность операций к валютным, в платежном поручении не указан.

Согласно сообщению от <дата> дивиденды в размере 680 000 рублей, принадлежащие иностранному гражданину ФИО, получены по доверенности серии ННС 641229 от <дата> иностранным гражданином ФИО2. от генерального директора ООО «БРАВО» Тарасовой О.М.

Документы, подтверждающие отсутствие текущих счетов в банке у иностранных граждан ФИОФИО и ФИО2 в странах их проживания не представлены, при этом согласно имеющихся сведений ранее ФИО2 имел на территории РФ расчетный счет, открытый в ПАО «Агроинвестиционный коммерческий банк» <данные изъяты>), также не представлены документы, препятствующие ООО «БРАВО» открыть счета в банках, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации и имеющих возможность беспрепятственно осуществлять транзакции (перечисление и получение денежных средств) с иностранными банками и их клиентами.

Таким образом, установлено, что ООО «БРАВО» в лице генерального директора Тарасовой О.М., являющейся единоличным органом управления юридического лица, и под её контролем на всех стадиях как единоличного органа управления ООО «БРАВО», <дата> осуществлена выплата дивидендов (передача наличных денежных средств) иностранному гражданину - нерезиденту ФИО в сумме 680 000 рублей в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках.

Установленные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют об осуществлении валютных операций - расчетов с физическим лицом - нерезидентом без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что является нарушением положений части 2 статьи 14 Федерального Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Федеральный закон N 173-ФЗ).

Административный орган квалифицировал указанное нарушение по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8 ноября 2021 г. административным органом составлен протокол N №<номер> об административном правонарушении в присутствии Тарасовой О.М.

<дата> административным органом вынесено постановление №<номер> о привлечении генерального директора ООО «БРАВО» Тарасовой О.М. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Суд считает указанное решение административного органа законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой.

Субъектами комментируемой статьи являются лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона о валютном регулировании указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

В подпункте "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Согласно сведениям ООО «БРАВО» ФИО и ФИО2 на указанный период времени вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавалось, следовательно, по смыслу подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании они являются физическими лицами – нерезидентами.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.

На основании указанных норм передача дивидендов иностранным гражданам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен, этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту дивидендов наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая операция не входит.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).

Согласно статье 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарасова О.М. считает, что в рассматриваемом случае правоотношения по выплате дивидендов не могут быть отнесены к валютным операциям. При этом действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения дивидендов от юридического лица - резидента.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании открытие банковского счета (банковского вклада) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках является правом, а не обязанностью нерезидента.

При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства заявитель имел возможность самостоятельно с учетом согласия нерезидентов открыть на их имена соответствующие банковские счета.

Несмотря на то, что открытие физическим лицом-нерезидентом расчётного счёта в банке для получения доходов в безналичной форме является его правом, а не обязанностью, необходимо учитывать, что для резидента, согласно статье 14 Закона № 173-ФЗ, данное требование является обязательным, и КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение подобной валютной операции в виде наложения административного штрафа на резидента (граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц). Таким образом, ООО «БРАВО» необходимо было предпринять все зависящие от него меры для осуществления расчётов с учредителем-нерезидентом в безналичной форме.

Положения статьи 14 Закона о валютном регулировании не содержат противоречий и неясностей, не вызывают сомнений в их применении, которые могли бы быть квалифицированы как неустранимые и истолкованы в пользу заявителя.

Поскольку в рассматриваемом случае ФИО и ФИО2 являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация их права на получение дивидендов должна осуществляться с соблюдением норм Закона о валютном регулировании, и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного закона.

В нарушение требований части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании генеральный директор ООО «БРАВО» выплатила дивиденды иностранному гражданину - нерезиденту, минуя счета в уполномоченных банках, что подтверждено материалами проверки налогового органа.

Доказательств, подтверждающих принятие генеральным директором ООО «БРАВО» всех зависящих от нее достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований валютного законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина Тарасовой О.М., как генерального директора ООО «БРАВО», во вмененном правонарушении налоговым органом доказана.

Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что ею были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Существенных нарушений административным органом не допущено.

Таким образом, поскольку факт совершения административного правонарушения установлен, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено, должностное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности.

Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и условий для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) не имеется.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания.

Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, соответствует совершенному деянию.

Доводы, изложенные в жалобе, по своей сути сводятся к несогласию с толкованием административным органом норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Суд считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление временно исполняющей обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Крым советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Драгомирецкой Е.А. №<номер> от 23 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «БРАВО» Тарасовой Ольги Митрофановны - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья О.И. Кулешова