Дело №12-492/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 03 июня 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. министра финансов Республики Марий Эл № от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, которым
ФИО1, <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,
привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. министра финансов Республики Марий Эл № от 07 апреля 2019 года ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано, что по итогам плановой камеральной проверки соблюдения Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл, в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, т.к. она входит в состав контрактной службы Минстроя и ЖКХ РМЭ. В соответствии с Положением о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, утвержденным приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 31.12.2013 №764, в функциональные обязанности контрактной службы входит, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В соответствии с распределением обязанностей на ФИО1 возложена обязанность по подготовке и проведению закупок стоимостью более 100 тыс. рублей. Минстроем и ЖКХ РМЭ в качестве метода определения начальной (максимальной) цены контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен, в целях реализации которого ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» были размещены запросы в ЕИС, использована информация из реестра контрактов в ЕИС. В рамках данного метода рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе; разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных; осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками; осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации. Заказчик свободен в выборе указанных процедур. В связи с тем, что в сжатые сроки до конца 2020 года Минстрою и ЖКХ РМЭ было необходимо провести закупки максимально возможного объема медицинского оборудования для объекта «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные> (I этап – привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям)» (34 закупки) для использования лимитов 2020 года, а также в связи с высокой загрузкой специалистов по закупкам по итогам совещания, проведенного Минстроем и ЖКХ РМЭ с участием представителей Министерства здравоохранения РМЭ и ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» было принято решение, что направление запросов коммерческих предложений на приобретаемое оборудование будет осуществляться ГБУ РМЭ «Перинатальный центр», являющимся по государственным контрактам получателем данного оборудования. В ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» имеются специалисты, обладающие необходимыми знаниями и квалификацией, позволяющими определить необходимые характеристики закупаемого оборудования и сформировать запросы. ГБУ РМЭ «Перинатальный центр», запрашивая коммерческие предложения, действовало по поручению государственного заказчика, от его имени и в его интересах. На основании поступивших коммерческих предложений от поставщиков и, исходя из информации из реестра контрактов в ЕИС, Минстроем и ЖКХ РМЭ было сформировано обоснование НМЦК, которое впоследствии было размещено в составе документации электронного аукциона в ЕИС. Документация электронного аукциона была утверждена приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ №396 от 24 августа 2020 г. Начальная (максимальная) цена контрактов была определена и обоснована государственным заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, замечаний по начальной (максимальной) цене контракта не было выявлено. Направление запросов получателем медицинского оборудования от имени и в интересах государственного заказчика не повлекло нарушения охраняемых общественных правоотношений. На основании вышеизложенного полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Кроме этого, статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
ФИО1, извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, заявление об отложении рассмотрения дела от нее не поступило, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
С.В.А. защитник ФИО1 (доверенность от 22.03.2021) доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала.
Представитель министра финансов Республики Марий Эл М.Г.А. (доверенность № от 11.04.2019) в суде с доводами жалобы не согласилась, полагая, что обжалуемое постановление от 07.04.2021 вынесено законно и обоснованно, поскольку ФИО1 как должностное лицо заказчика, ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, нарушила порядок определения НМЦК, установленный законом. Фактически обоснованием НМЦК занималось ГБУ РМЭ «Перинатальный центр».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы дела №, предоставленные Министерства финансов по РМЭ, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», единый порядок размещения заказов устанавливается в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, в том числе методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно ч.5 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части 8 статьи 99 Федерального закона 44-ФЗ в Минстрое и ЖКХ РМЭ выявлены факты нарушения ч.1 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, установлено отсутствие документов, подтверждающих расчет и обоснование НМЦК заказчиком - Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».
Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, согласно положению утвержденному постановлением Правительства РМЭ от 05.08.2005 №194, является органом исполнительной власти Республики Марий Эл.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл осуществляются Минстроем и ЖКХ РМЭ с применением положений Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 23.12.2019 №654-р «О наделении Министерства строительства, архитектуры v жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл функциями государственного заказчика» на Минстрой и ЖКХ РМЭ возложены функции государственного заказчика по объекту «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные>» (1 этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям).
В соответствии с планом-графиком закупок (версия 16) на 2020 год Минстроем и ЖКХ РМЭ запланирована закупка «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» для объекта «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные>» (1 этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям).
Документация электронного аукциона по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» утверждена приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 24.08.2020 №396.
Согласно пояснению члена контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл ФИО1, определением и обоснованием НМЦК по вышеуказанной закупке занималось ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» в связи со спецификой оборудования.
В целях обоснования НМЦК ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» направляло запросы организациям, осуществляющим поставку медицинских изделий, о цене на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, с указанием требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам медицинского изделия, обязательности осуществления монтажа и наладки медицинского оборудования.
Расчет и обоснование НМЦК (без подписи исполнителя) по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий», включенные в раздел 2 документации электронного аукциона, произведен посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), на основе коммерческих предложений ООО «<иные данные>» (4 056 ООО рублей), ООО «<иные данные>» (4 343 500 рублей), ООО «<иные данные>» (4 279 800 рублей). НМЦК составила 4 226 433,33 рубля (1 компл.).
Таким образом, в целях определения и обоснования НМЦК по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл не направлялись запросы о предоставлении коммерческих предложений потенциальных поставщиков, а также коммерческие предложения потенциальных поставщиков Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл не поступали.
В нарушение положений ч.1 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, согласно которой НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, отсутствуют документы, подтверждающие расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».
В соответствии с п.2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. №567, обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Пунктом 3.7 Рекомендаций определено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько процедур, указанных в данном пункте, в том числе предусмотрена возможность направления запросов о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).
В соответствии с п.3.12 Рекомендаций все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, предусмотренным пунктами 3.7.1 и 3.7.2 Рекомендаций, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК.
Частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.
В соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона №44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно подпункту «е» пункта 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2013 №631, контрактная служба определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок.
В соответствии с Положением о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, утвержденного приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 31.12.2013 №764 (ред. от 24.04.2019 №156), в функциональные обязанности контрактной службы входит, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также названным приказом утвержден состав контрактной службы министерства, в который включена ФИО1 (консультант отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве, ответственный за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. руб.).
Приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 24.04.2019 №156 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. №764» утверждено Положение о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл и состав контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, руководителем контрактной службы назначен заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ Х.К.А., назначенный на должность распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 26.04.2018 №264-р.
Согласно п.8 Положения о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя между ними функциональные обязанности.
Руководителем контрактной службы распределены обязанности между работниками контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, в соответствии с которыми ответственность за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. рублей возложена на консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве ФИО1, назначенную на должность приказом от 10.10.2016 №48 л/с.
Согласно приказу от 10 октября 2016 года №48 л/с, ФИО1 переведена на должность консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл с 10 октября 2016 года.
В соответствии с должностным регламентом консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве, ФИО1 участвует в работе по формированию котировочной, конкурсной документации, документации об аукционе, рассмотрению и оценке заявок, поступивших на участие в торгах; осуществляет формирование и ведение плана-графика закупок.
Таким образом, ФИО1, замещавшая на дату совершения административного правонарушения должность консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве Минстроя и ЖКХ РМЭ, входившая в состав контрактной службы министерства и являясь ответственной за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. руб., совершила административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий», ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Вывод административного органа о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: протоколом № об административном правонарушении от 25 марта 2021 года; актом плановой камеральной проверки соблюдения законодательства закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл от 22 января 2021 года; приказом о проведении электронного аукциона от 24 августа 2020 года №; наименованием товара, его показатели; запрос о цене на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия; приказом министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл от 24 апреля 2019 года № и приложением к приказу, согласно которому ФИО1 входит в состав контрактной службы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл, должностным регламентом и другими материалами дела.
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, административный орган обоснованно исходил из вышеустановленных обстоятельств, подтверждающих вину ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Ввиду изложенного является несостоятельным, как опровергающийся материалами дела, довод жалобы ФИО1 об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Вопрос о применении малозначительности к данному правонарушению рассматривался должностным лицом административного органа, которое оснований для этого не установило.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст.1, ч.2 ст.6, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, и ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Так, в процессе рассмотрения жалобы судом установлено, что при обосновании НМЦК по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» ФИО1, являясь должностным лицом Минстроя и ЖКХ РМЭ (заказчик по закупке), фактически свои должностные обязанности не выполнила, поскольку мероприятия по обоснованию НМЦК по закупке были проведены другим учреждением.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено оснований для применения в отношении ФИО1 ст.2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. министра финансов Республики Марий Эл № от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 10 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Т.Н. Касаткина