ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-492/2021 от 03.06.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-492/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 03 июня 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. министра финансов Республики Марий Эл от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, которым

ФИО1, <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,

привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. министра финансов Республики Марий Эл от 07 апреля 2019 года ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано, что по итогам плановой камеральной проверки соблюдения Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл, в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, т.к. она входит в состав контрактной службы Минстроя и ЖКХ РМЭ. В соответствии с Положением о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, утвержденным приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 31.12.2013 №764, в функциональные обязанности контрактной службы входит, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В соответствии с распределением обязанностей на ФИО1 возложена обязанность по подготовке и проведению закупок стоимостью более 100 тыс. рублей. Минстроем и ЖКХ РМЭ в качестве метода определения начальной (максимальной) цены контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен, в целях реализации которого ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» были размещены запросы в ЕИС, использована информация из реестра контрактов в ЕИС. В рамках данного метода рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе; разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных; осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками; осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации. Заказчик свободен в выборе указанных процедур. В связи с тем, что в сжатые сроки до конца 2020 года Минстрою и ЖКХ РМЭ было необходимо провести закупки максимально возможного объема медицинского оборудования для объекта «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные> (I этап – привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям)» (34 закупки) для использования лимитов 2020 года, а также в связи с высокой загрузкой специалистов по закупкам по итогам совещания, проведенного Минстроем и ЖКХ РМЭ с участием представителей Министерства здравоохранения РМЭ и ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» было принято решение, что направление запросов коммерческих предложений на приобретаемое оборудование будет осуществляться ГБУ РМЭ «Перинатальный центр», являющимся по государственным контрактам получателем данного оборудования. В ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» имеются специалисты, обладающие необходимыми знаниями и квалификацией, позволяющими определить необходимые характеристики закупаемого оборудования и сформировать запросы. ГБУ РМЭ «Перинатальный центр», запрашивая коммерческие предложения, действовало по поручению государственного заказчика, от его имени и в его интересах. На основании поступивших коммерческих предложений от поставщиков и, исходя из информации из реестра контрактов в ЕИС, Минстроем и ЖКХ РМЭ было сформировано обоснование НМЦК, которое впоследствии было размещено в составе документации электронного аукциона в ЕИС. Документация электронного аукциона была утверждена приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ №396 от 24 августа 2020 г. Начальная (максимальная) цена контрактов была определена и обоснована государственным заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, замечаний по начальной (максимальной) цене контракта не было выявлено. Направление запросов получателем медицинского оборудования от имени и в интересах государственного заказчика не повлекло нарушения охраняемых общественных правоотношений. На основании вышеизложенного полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Кроме этого, статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

ФИО1, извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, заявление об отложении рассмотрения дела от нее не поступило, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.

С.В.А. защитник ФИО1 (доверенность от 22.03.2021) доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель министра финансов Республики Марий Эл М.Г.А. (доверенность от 11.04.2019) в суде с доводами жалобы не согласилась, полагая, что обжалуемое постановление от 07.04.2021 вынесено законно и обоснованно, поскольку ФИО1 как должностное лицо заказчика, ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, нарушила порядок определения НМЦК, установленный законом. Фактически обоснованием НМЦК занималось ГБУ РМЭ «Перинатальный центр».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы дела , предоставленные Министерства финансов по РМЭ, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», единый порядок размещения заказов устанавливается в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, в том числе методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно ч.5 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части 8 статьи 99 Федерального закона 44-ФЗ в Минстрое и ЖКХ РМЭ выявлены факты нарушения ч.1 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, установлено отсутствие документов, подтверждающих расчет и обоснование НМЦК заказчиком - Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, согласно положению утвержденному постановлением Правительства РМЭ от 05.08.2005 №194, является органом исполнительной власти Республики Марий Эл.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл осуществляются Минстроем и ЖКХ РМЭ с применением положений Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 23.12.2019 №654-р «О наделении Министерства строительства, архитектуры v жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл функциями государственного заказчика» на Минстрой и ЖКХ РМЭ возложены функции государственного заказчика по объекту «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные>» (1 этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям).

В соответствии с планом-графиком закупок (версия 16) на 2020 год Минстроем и ЖКХ РМЭ запланирована закупка «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» для объекта «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в <иные данные>» (1 этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям).

Документация электронного аукциона по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» утверждена приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 24.08.2020 №396.

Согласно пояснению члена контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл ФИО1, определением и обоснованием НМЦК по вышеуказанной закупке занималось ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» в связи со спецификой оборудования.

В целях обоснования НМЦК ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» направляло запросы организациям, осуществляющим поставку медицинских изделий, о цене на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, с указанием требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам медицинского изделия, обязательности осуществления монтажа и наладки медицинского оборудования.

Расчет и обоснование НМЦК (без подписи исполнителя) по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий», включенные в раздел 2 документации электронного аукциона, произведен посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), на основе коммерческих предложений ООО «<иные данные>» (4 056 ООО рублей), ООО «<иные данные>» (4 343 500 рублей), ООО «<иные данные>» (4 279 800 рублей). НМЦК составила 4 226 433,33 рубля (1 компл.).

Таким образом, в целях определения и обоснования НМЦК по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл не направлялись запросы о предоставлении коммерческих предложений потенциальных поставщиков, а также коммерческие предложения потенциальных поставщиков Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл не поступали.

В нарушение положений ч.1 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, согласно которой НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения определенного метода или нескольких методов, отсутствуют документы, подтверждающие расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком Минстроем и ЖКХ Республики Марий Эл по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

В соответствии с п.2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. №567, обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

Пунктом 3.7 Рекомендаций определено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько процедур, указанных в данном пункте, в том числе предусмотрена возможность направления запросов о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

В соответствии с п.3.12 Рекомендаций все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, предусмотренным пунктами 3.7.1 и 3.7.2 Рекомендаций, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК.

Частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.

В соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона №44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно подпункту «е» пункта 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2013 №631, контрактная служба определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок.

В соответствии с Положением о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, утвержденного приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 31.12.2013 №764 (ред. от 24.04.2019 №156), в функциональные обязанности контрактной службы входит, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также названным приказом утвержден состав контрактной службы министерства, в который включена ФИО1 (консультант отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве, ответственный за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. руб.).

Приказом Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл от 24.04.2019 №156 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. №764» утверждено Положение о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл и состав контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, руководителем контрактной службы назначен заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ Х.К.А., назначенный на должность распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 26.04.2018 №264-р.

Согласно п.8 Положения о контрактной службе Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя между ними функциональные обязанности.

Руководителем контрактной службы распределены обязанности между работниками контрактной службы Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл, в соответствии с которыми ответственность за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. рублей возложена на консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве ФИО1, назначенную на должность приказом от 10.10.2016 №48 л/с.

Согласно приказу от 10 октября 2016 года №48 л/с, ФИО1 переведена на должность консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл с 10 октября 2016 года.

В соответствии с должностным регламентом консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве, ФИО1 участвует в работе по формированию котировочной, конкурсной документации, документации об аукционе, рассмотрению и оценке заявок, поступивших на участие в торгах; осуществляет формирование и ведение плана-графика закупок.

Таким образом, ФИО1, замещавшая на дату совершения административного правонарушения должность консультанта отдела формирования информационных ресурсов в градостроительстве Минстроя и ЖКХ РМЭ, входившая в состав контрактной службы министерства и являясь ответственной за подготовку и проведение закупок более 100 тыс. руб., совершила административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий», ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Вывод административного органа о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 25 марта 2021 года; актом плановой камеральной проверки соблюдения законодательства закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл от 22 января 2021 года; приказом о проведении электронного аукциона от 24 августа 2020 года ; наименованием товара, его показатели; запрос о цене на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия; приказом министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл от 24 апреля 2019 года и приложением к приказу, согласно которому ФИО1 входит в состав контрактной службы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл, должностным регламентом и другими материалами дела.

Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, административный орган обоснованно исходил из вышеустановленных обстоятельств, подтверждающих вину ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Ввиду изложенного является несостоятельным, как опровергающийся материалами дела, довод жалобы ФИО1 об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Вопрос о применении малозначительности к данному правонарушению рассматривался должностным лицом административного органа, которое оснований для этого не установило.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст.1, ч.2 ст.6, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, и ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

Так, в процессе рассмотрения жалобы судом установлено, что при обосновании НМЦК по закупке «Поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации универсальная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» ФИО1, являясь должностным лицом Минстроя и ЖКХ РМЭ (заказчик по закупке), фактически свои должностные обязанности не выполнила, поскольку мероприятия по обоснованию НМЦК по закупке были проведены другим учреждением.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено оснований для применения в отношении ФИО1 ст.2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление и.о. министра финансов Республики Марий Эл от 07 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 10 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Т.Н. Касаткина