ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-498/16 от 19.04.2016 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело №12-498/16

Р Е Ш Е Н И Е

19 апреля 2016 года город Казань

Судья Ново-Савиновского районного суда г.Казани Муллагулов Р.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – председателя правления ---ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды №-- от --.--.---- г.

У С Т А Н О В И Л:

--.--.---- г. в 14 часов 00 минут по адресу: РТ, ... ..., председатель правления ---ФИО1 не выполнил требования п.1,2 приказа №557 от 08.06.2006 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о внесении платежей за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, а именно: не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года в размере ---, за 2 квартал 2015 году в размере ---, за 3 квартал 2015 года в размере ---, чем нарушил требования ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды №-- от --.--.---- г. должностное лицо – председатель правления ---ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ---.

ФИО1 обжаловал указанное постановление в суд, просит постановление отменить и прекратить в отношении него производство по делу, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. --- не осуществляет деятельность связанную с негативным воздействием на окружающую среду, а следовательно, на --- не возложена законом обязанность по внесению указанных платежей.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник поддержали жалобу по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель административного органа в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствие со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно ст. 8.41. КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов, -----.--.---- г. представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года, согласно которой размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил ---, --.--.---- г. представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, согласно которой размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил ---, --.--.---- г. представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года, согласно которой размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил ---.

Платежным поручением №-- от --.--.---- г.--- оплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 года и 2016 годы.

--.--.---- г. в отношении председателя правления ---ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №--, согласно которому ФИО1 не выполнил требования п.1,2 приказа №557 от 08.06.2006 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о внесении платежей за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, а именно: не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года в размере ---, за 2 квартал 2015 году в размере ---, за 3 квартал 2015 года в размере ---, чем нарушил требования ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

Нарушение председателем правления ---ФИО1 п.1,2 приказа №557 от 08.06.2006 года, ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения, подтверждается материалами дела, а именно:

- протоколом об административном правонарушении №-- от --.--.---- г.;

- представленными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года, за 2 квартал 2015 года и за 3 квартал 2015 года;

- платежным поручением №-- от --.--.---- г..

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания указанных доказательств недопустимыми у суда не имеется.

Однако Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнена ст. 16.1. согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанная норма Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вступила в силу с 1 января 2016 года.

Указанные положения закреплены также ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом.

Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 136 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Однако необходимо учитывать, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 г., подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы, т.е. в данном случае региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Суд, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в решении от 09.02.2016 года NАКПИ15-1379 «О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого письма Федеральной службы в сфере природопользования от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов» приходит к выводу о том, что с 1 января 2016 года на --- не возложена обязанность осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку --- не относиться к региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При этом следует иметь в виду, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды №-- от --.--.---- г., подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.3, 30.6- 30.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Роспублики Татарстан в области охраны окружающей среды №-- от --.--.---- г., в отношении должностного лица – председателя правления ---ФИО1 по ст. 8.41 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, жалобу заявителя – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г. Казани в течение 10 суток.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Р.С. Муллагулов