ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2021 от 26.02.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД 26RS0-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 г. <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края

в составе:

судьи

Мороховец О.А.,

при секретарес участием представителя правонарушителяпредставителей Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

ФИО1,ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев жалобу должностного лица-директора ООО «Экосервис» ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от 02.06. 2020 /П/1-037/3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от 02.06.2020 /П/1-037/3 должностное лицо – директор ООО «Экосервис» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

ФИО5 не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, из которой следует, что постановлением о назначении административного наказания от / вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6., он, как директор ООО «Экосервис» был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ - выразившегося в невыполнении ООО «Экосервис» обязанности по предоставлении всех данных о состоянии и загрязнении окружающей среды и природных ресурсов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории расположения объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в Отчете мониторинга за 2019 год.

По мнению административного органа, объективная сторона вмененного административного правонарушения выразилась в следующем.

Для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6-ть наблюдательных скважин , , , , , и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).

Административный орган пришел к выводу о том, что по результатам рассмотрения Отчета мониторинга, Обществом не проводились наблюдения в скважинах в июне и декабре 2019 г., в июне 2019 г., в декабре 2019 г., по причине слишком малого столба воды в скважинах.

При этом, в представленных материалах отсутствуют акты испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины).

Вместе с тем, отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине .

Кроме того, по результатам рассмотрения отчета мониторинга за 2018 г. (письмо от дата (вх. от дата)) установлено, что отчет мониторинга за 2018 г. не соответствует установленным требованиям по объему необходимой информации и по ее содержанию;

В разделе отчета мониторинга «Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)» отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от дата;

В разделе отчета «Приложения» отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации.

Отчет мониторинга за 2018 г. не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине в июне 2018 г., в декабре 2018 г.

Кроме того, обществу вменяется, что ими не представлена декларация о воздействии на окружающую среду.

Оспариваемое постановление незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Между ООО геофирма «Пласт», выступающий в качестве исполнителя и ООО «Экосервис», выступающий в качестве Заказчика, дата, заключен договор на выполнение работ «Геолого-гидрогеологический контроль участка подземного захоронения стоков».

В соответствии с данным договором исполнитель по итогам выполненной работы каждое полугодие представляет заказчику отчет о проведенном геолого-гидрогеологическом контроле полигона подземного захоронения.

Общество проводило наблюдения в скважинах в июне и декабре 2019 г., в июне 2019 г., в декабре 2019 г., что подтверждается отчетами за указанный период, предоставленными ООО геофирма «Пласт» (стр. 4 Отчета), где указано, что взять пробу из скважин ,78 по причине слишком малого столба воды, было невозможно.

Отчет о результатах мониторинга направлялся за указанный период в Росприроднадзор.

Акты о невозможности отбора проб из указанных скважин ООО геофирма «Пласт» не обязана была предоставлять ООО «Экосервис», поскольку это не предусмотрено договором.

Указание в акте на то, что отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине , несостоятельно, поскольку в соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата, нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для подземных водных объектов - на границе участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод.

Согласно технологической схемы проекта, скважина не расположена на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов по направлению течения подземных вод находится на дамбе (т.е. за границей участка). Мониторинг проводится на границе земельного участка с использованием других наблюдательных скважин , , .

Так же необоснованными являются выводы комиссии о не предоставлении ООО «Экосервис» декларации о воздействии на окружающую среду, поскольку данная декларация в ходе проведения проверки предоставлялась должностным лицам Росприроднадзора. Копии данной декларации представлялась проверяющим.

На основании изложенного, полагает, что в его действиях, как директора ООО «Экосервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия оспариваемого постановления была получена им дата.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от дата/П/1-037/3, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3, о привлечении директора ООО «Экосервис» ФИО5 к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Экосервис» ФИО7 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В судебном заседании представители Северо - Кавказского межрегионального правления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3, ФИО4 просили отказать в удовлетворении жалобы, оставить постановление без изменения.

Изучив жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях.

Так, принимая решение по делу, судья оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по принципу относимости, допустимости и достаточности доказательственной базы.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Из материалов дела следует, что дата в 16 часов 30 минут ( Акт проверки от дата/П/8 по адресу <адрес>, литер Л1, помещение 43 выявлено административное правонарушение.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление Росприроднадзора) на основании Приказа Управления Росприроднадзора от дата в отношении юридического лица - ООО «Экосервис» была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения.

1, ООО «Экосервис» эксплуатирует 3 объекта размещения (хранения) отходов (ОРО), включенных - в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО):

- шламохранилище . Введено в эксплуатацию 1989 <адрес> мощность 15,5 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: , В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) от дата, относится к 3 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от дата-АЗ ;

шламонакопитель . Введен в эксплуатацию 1989 <адрес> мощность 77 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: . В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от дата, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от дата-АЗ

шламонакопитель . Введен в эксплуатацию 1979 <адрес> мощность 90 тыс. куб. м. Включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: . В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от дата, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права дата-.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от дата N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в. пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержден Приказом Минприроды России от дата N 66 (далее - Порядок мониторинга).

Пунктом 1 Порядка мониторинга установлены требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

Согласно п. 2, 4 Порядка мониторинга, мониторинг, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшений) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов, и предназначен в том числе для использования лицами заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

В соответствии с п. 5 Порядка мониторинга, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов ив пределах его воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга).

В соответствии с п. о Порядка мониторинга, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке направляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов,

В соответствии с п. 22, 25 Порядка мониторинга, отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать раздел «Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» в котором приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей подземных вод.

ООО «Экосервис» в 2019 г. утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов ив пределах их воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в адрес Управления Росприроднадзора дата (письмо от дата (вх. от дата)), реестр почтового отправления от 14,01.2020) (далее - Программа мониторинга).

Отчет о-результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах и воздействия на окружающую среду за 2019 год направлен в адрес Управления Росприроднадзора дата (письмо от дата (вх. от )), реестр почтового отправления от дата) (далее - Отчет мониторинга).

Согласно п. 5.3 (стр. 12) и п. 6.3 (стр. 13) Программы мониторинга для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6-ть наблюдательных скважин , , , , , и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).

По результатам рассмотрения Отчета мониторинга, установлено, что Обществом не проводились наблюдения в скважинах в июне и декабре 2019т., в июне 2019 г., в декабре 2019 г., по причине слишком малого столба воды в скважинах.

При этом, в представленных материалах отсутствуют акты испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины).

Вместе с тем, Отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО ив пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине .

В разделе отчета мониторинга «Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)» отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от дата.

В разделе отчета «Приложения» отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации.

Отчет мониторинга за 2018г. не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине в июне 2018 г., в декабре 2018 г.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от дата № ЮЭ ООО «Экосервис» является по категории - микропредприятие.

Должностным лицом - директором ООО «Экосервис» ФИО5 административное правонарушение по ст. 8.5 КоАП РФ совершено впервые.

Событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, наступает, в том числе за несвоевременное сообщение экологической информации заинтересованным лицам (контролирующим органам).

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ, образует неправомерное деяние, выразившееся в несообщении или несвоевременном сообщении, намеренном искажении информации о состоянии окружающей среды, либо искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в силу закона либо иных норм права.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.

По смыслу ст. 8.5 КоАП РФ под экологической информацией следует понимать соответствующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от должностное лицо – директор ООО «Экосервис» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Наличие в действиях должностного лица – директора ООО «Экосервис» ФИО5 состава административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении от дата,актом проверки /П/8, приказом от дата, иными материалами.

Поскольку ФИО5 является директором ООО «Экосервис» то постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от дата о привлечении его к административной ответственности, как должностного лица, обоснованно.

Оспариваемое постановление составлено в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 28.3 и 23.48 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства в совокупности объективно свидетельствуют о правомерности привлечения ФИО5 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО5 с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для применения в отношении ФИО5 положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Между тем основания, позволяющие признать совершенное ФИО5 правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют.

На процессуальные нарушения заявитель не ссылался и судом такие нарушения не установлены.

В связи с чем, оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО6 от 02 06 2020 /П/1-037/3 оставить без изменения, жалобу должностного лица-директора ООО «Экосервис» ФИО5– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 суток.

Судья подпись О.А. Мороховец

Копия верна. Судья О.А. Мороховец

Подлинный документ подшит в материалах дела Судья: ______________ / О.А. Мороховец/