ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-50/2022 от 08.07.2022 Славгородского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-50/2022

УИД: 22MS0103-01-2022-001298-66

Р Е Ш Е Н И Е

г. Славгород 08 июля 2022 года

Судья Славгородского городского суда Алтайского края Нелина Е.Н., рассмотрев жалобу администрации города Славгорода Алтайского края на постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Славгорода Алтайского края от 01 июня 2022 года, которым администрация города Славгорода Алтайского края, ИНН 2210002135, место нахождения: Алтайский край, г.Славгород, ул. Карла Либкнехта, д. 136, признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении 22ОР № 687207 от 20 мая 2022 года, государственным инспектором дорожного надзора отделения надзора ОГИБДД МО МВД России «Славгородский» И.А.С. 11 апреля 2022 года с 14 часов 05 минут по 16 часов 30 минут проведено обследование улично-дорожной сети города Славгорода на участках автодорог: ул. Жукова в районе строения № 47А (АЗС), ул. Жукова в районе дома № 48А, ул. Ленина в районе дома № 215 на пешеходном переходе, ул. Ленина в районе дома № 302, ул. Ленина в районе дома № 287А на пешеходном переходе, ул. Урицкого в районе дома № 246, ул. Калинина пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 192, ул. Комсомольская пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 146, ул. Героев Советского Союза пересечение с ул. Энгельса в районе дома № 24А, ул. 1-я Вокзальная в районе дома № 49 на которых имеются множественные выбоины, а именно:

- на участке проезжей части ул. Жукова в районе строения № 47А (АЗС) имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 300 см., глубиной 12,5 см., длиной 240 см., общая площадь выбоины 7,02 м?,

- на участке проезжей части ул. Жукова в районе дома № 48А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 90 см., глубиной 13 см., длиной 280 см., общая площадь выбоины 2,52 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 215 на пешеходном переходе имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 165 см., глубиной 12,5 см., длиной 170 см., общая площадь выбоины 2,8 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 302 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 225 см., глубиной 15 см., длиной 235 см., общая площадь выбоины 5,29 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 287А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 100 см., глубиной 11 см., длиной 150 см., общая площадь выбоины 1,5 м?,

- на участке проезжей части ул. Урицкого в районе дома № 246 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 240 см., глубиной 14 см., длиной 300 см., общая площадь выбоины 7,2 м?,

- на участке проезжей части ул. Калинина пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 192 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 150 см., глубиной 11 см., длиной 125 см., общая площадь выбоины 2,81 м?,

- на участке проезжей части ул. Комсомольская пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 146 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 105 см., глубиной 15 см., длиной 153 см., общая площадь выбоины 1,6 м?,

- на участке проезжей части ул. Героев Советского Союза пересечение с ул. Энгельса в районе дома № 24А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 251 см., глубиной 12 см., длиной 230 см., общая площадь выбоины 7,53 м?,

- на участке проезжей части ул. 1-я Вокзальная в районе дома № 49 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 140 см., глубиной 15 см., длиной 230 см., общая площадь выбоины 3,22 м?.

Действия администрации города Славгорода Алтайского края были квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей вынесено вышеназванное постановление.

Представитель администрации города Славгорода Алтайского края глава города П.Л.В. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление и просит его отменить. В обоснование жалобы указала, что мировым судьей не принят во внимание довод о том, что администрация города является казенным учреждением, финансирование которого осуществляется в виде дотаций из краевого бюджета в размере 70 %. Также не учтено, что 01 марта 2022 года была сформирована заявка на проведение электронного аукциона по ямочному ремонту улично-дорожной сети г. Славгорода Алтайского края. В настоящий момент осуществлен ямочный ремонт на участках автодорог: ул. Ленина в районе дома № 215, ул. Ленина в районе дома № 302, ул. Ленина в районе дома № 287А, ул. Урицкого в районе дома № 246, ул. Комсомольская пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 146, ул. Героев Советского Союза пересечение с ул. Энгельса в районе дома № 24А. По мнению заявителя, администрация города предпринимает все возможные меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Также не учтены погодные условия, при которых необходимо приступать к ремонтным работам. В действиях администрации города, как полагает заявитель, отсутствовал умысел.

В судебном заседании представитель администрации г. Славгорода Алтайского края П.Т.П. жалобу поддержала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Аналогичные положения воспроизведены в пункте 5 статьи 7 Устава муниципального образования г. Славгород Алтайского края.

Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

В соответствии с пунктом 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В Таблице 5.3 указаны размеры дефектов покрытия и сроки их устранения, при этом максимальный срок устранения дефектов определен 20 суток.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором дорожного надзора отделения надзора ОГИБДД МО МВД России «Славгородский» И.А.С. 11 апреля 2022 года с 14 часов 05 минут по 16 часов 30 минут проведено обследование улично-дорожной сети города Славгорода на участках автодорог: ул. Жукова в районе строения № 47А (АЗС), ул. Жукова в районе дома № 48А, ул. Ленина в районе дома № 215 на пешеходном переходе, ул. Ленина в районе дома № 302, ул. Ленина в районе дома № 287А на пешеходном переходе, ул. Урицкого в районе дома № 246, ул. Калинина пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 192, ул. Комсомольская пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 146, ул. Героев Советского Союза пересечение с ул. Энгельса в районе дома № 24А, ул. 1-я Вокзальная в районе дома № 49 на которых имеются множественные выбоины, а именно:

- на участке проезжей части ул. Жукова в районе строения № 47А (АЗС) имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 300 см., глубиной 12,5 см., длиной 240 см., общая площадь выбоины 7,02 м?,

- на участке проезжей части ул. Жукова в районе дома № 48А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 90 см., глубиной 13 см., длиной 280 см., общая площадь выбоины 2,52 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 215 на пешеходном переходе имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 165 см., глубиной 12,5 см., длиной 170 см., общая площадь выбоины 2,8 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 302 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 225 см., глубиной 15 см., длиной 235 см., общая площадь выбоины 5,29 м?,

- на участке проезжей части ул. Ленина в районе дома № 287А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 100 см., глубиной 11 см., длиной 150 см., общая площадь выбоины 1,5 м?,

- на участке проезжей части ул. Урицкого в районе дома № 246 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 240 см., глубиной 14 см., длиной 300 см., общая площадь выбоины 7,2 м?,

- на участке проезжей части ул. Калинина пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 192 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 150 см., глубиной 11 см., длиной 125 см., общая площадь выбоины 2,81 м?,

- на участке проезжей части ул. Комсомольская пересечение с ул. Первомайская в районе дома № 146 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 105 см., глубиной 15 см., длиной 153 см., общая площадь выбоины 1,6 м?,

- на участке проезжей части ул. Героев Советского Союза пересечение с ул. Энгельса в районе дома № 24А имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 251 см., глубиной 12 см., длиной 230 см., общая площадь выбоины 7,53 м?,

- на участке проезжей части ул. 1-я Вокзальная в районе дома № 49 имеется повреждение дорожного полотна в виде выбоины шириной 140 см., глубиной 15 см., длиной 230 см., общая площадь выбоины 3,22 м?.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г. Славгорода Алтайского края протокола об административном правонарушении и привлечения ее постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения администрацией указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2022 года, рапортом сотрудника полиции от 20 мая 2022 года, актом о выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 11 апреля 2022 года, фототаблицами от 11 апреля 2022 года, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собранные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, отвечают требованиям, предъявляемым к соответствующего вида доказательствам положениями главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязанности, возложенные на администрацию как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, положениями приведенных выше норм, не выполнены.

Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Действия администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что администрация г. Славгорода Алтайского края является казенным учреждением с финансированием, преимущественно, из краевого бюджета, не может быть принят во внимание.

Диспозиция ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

Отсутствие статей расходов на ремонт дорог в бюджете муниципального образования не снимает с лица, ответственного за состояние дорог, обязанности по выполнению требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Довод жалобы об отсутствии умысла у администрации г. Славгорода Алтайского края также не может быть принят во внимание.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вместе с тем названная норма не касаются юридических лиц, вина которых определяется по правилам, закрепленным в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, где суд указал, что в силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения, которая определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.

Тот факт, что недостатки дорожных покрытий на вышеуказанных участках дорог частично были устранены, повлиял на определением размера назначенного наказания – мировым судьей применено наказания ниже установленного санкцией ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суд отмечает, что указанный состав правонарушения является формальным и не требует наступления негативных последствий.

Нормы ГОСТа Р 50597-2017 устанавливают сокращенные сроки устранения недостатков дорожного полотна, независимо от сроков проведения аукционов и иных процедур. Администрация г. Славгорода Алтайского края обязана систематически осуществлять мониторинг состояния дорог и осуществлять их ремонт заблаговременно. В связи с чем довод жалобы о погодных условиях нельзя признать состоятельным.

Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Славгорода Алтайского края от 01 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу администрации города Славгорода Алтайского края без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья Нелина Е.Н.