ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-510/18 от 09.10.2018 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-510/18

РЕШЕНИЕ

09 октября 2018 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Находке Приморского края ФИО2 от 20.08.2018 года № 103 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ

Постановлением ИФНС России по г. Находке Приморского края от 20.08.2018 № 103 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 в лице своего защитника по доверенности – ФИО5 обратилась в суд с жалобой, указав на неверное применение норм материального права.

В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности – ФИО5 доводы жалобы полностью поддержала, пояснив, что ФИО1 в соответствии с требованиями ФЗ от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 140-ФЗ) 12.07.2018 подала в ИФНС России по г. Находке Приморского края декларацию, которая была принята налоговым органом и тем самым подтверждено ненарушение ФИО1 закона и соответствие предоставленных ею документов действующему законодательству.

Статьей 4 Федерального закона № 140-ФЗ предусмотрены гарантии для предоставляющих декларации лиц.

В силу п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 140-ФЗ, если иное не установлено частью 8 настоящей статьи, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются:

- от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

- от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Предоставление декларации 12 июля 2018 года соответствует установленным законом срокам (п. 2 ст. 5 Закона № 140-ФЗ).

Представленное в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 140-ФЗ уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются зачисленными на эти счета (вклады) в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»

Предоставленная ФИО1 декларация соответствует Федеральному закону № 140-ФЗ ФЗ, обязанность по предоставлению ежегодного отчета до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря), возникает у ФИО1 в 2019 г. и до 01.06.2019 г.

Просила постановление в отношении ФИО1 отменить, а производство по делу прекратить.

Представители административного органа - ИФНС России по г. Находке по доверенностям ФИО3 и ФИО6 с доводами жалобы не согласились, пояснив, что в отношении ФИО1 на основании решения и.о. начальника ИФНС России по г. Находке была проведена проверка соблюдения валютного законодательства по вопросам соблюдения требования о представлении в налоговый орган в установленный срок по установленной форме отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации за периоды с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., а также с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., в ходе которой были установлены факты несвоевременного представления ФИО1 отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, более чем на 30 дней за 2016г. и 2017г., повлекшие нарушение требований п. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

По результатам данной проверки в отношении ФИО1 было вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по п. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 2 500 руб. (несвоевременное преставление отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации за 2016г.)

Обязанности, связанные с наличием счетов (вкладов) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации для физических лиц - резидентов, установлены частями 2 и 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

По общему правилу граждане - резиденты РФ при открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за границей, а также при изменении реквизитов таких счетов (вкладов) обязаны в месячный срок направить соответствующее уведомление в налоговые органы по месту своего учета, а при отсутствии такового - в любой налоговый орган (за исключением тех, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) (ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ; п. 1 Приказа ФНС России от 12.04.2018 N ММВ-7-14/214@).

Кроме того, законом предусмотрена обязанность резидентов представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации.

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган либо направляется по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ; п. п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей частями 2, 2.1, 6 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Вместе с тем, 8 июня 2015г. вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого направлены на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

Однако на правонарушения, связанные с нарушением сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, положения вышеназванного Закона № 140-ФЗ и примечание к ст. 14.1 КоАП РФ, не распространяется, так как представление отчета о движении денежных средств не является действием, связанным с совершением валютных операций, такой отчет является документом, который связан с ведением счетов.

ИФНС России по г. Находке считает, что постановление о назначении административного наказания в отношении ФИО1 вынесено с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, права и законные интересы заявителя не нарушают, административный штраф назначен минимальный.

Просили постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья, выслушав защитника ФИО1, представителей административного органа, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 6. ст. 15.25 КоАП РФ, признается нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации установлен Правилами представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (далее – Правила № 1365).

Согласно п. 2 указанных Правил № 1365 физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Согласно п. 8 Правил № 1365 физическое лицо – резидент вправе представлять в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом.

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что резидент ФИО1, имеющая валютный счет, находящийся за пределами территории Российской Федерации: наименование банка Kasikornbank № , Код <данные изъяты>, Наименование страны банка: <.........> (код страны – ), дата открытия счета ДД.ММ.ГГ.., обязана была представить по месту своего учета - ИФНС России по г. Находке Приморского края, отчет о движении средств физического лица – резидента по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2016 год в срок до 1 июня 2017г.

Вместе с тем, по делу установлено, что отчет о движении средств физического лица – резидента по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2016 год поступил от ФИО1 в ИФНС России по г. Находке Приморского края - 18.07.2018г., т.е. за пределами установленного законом срока, что является нарушением требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6. ст. 15.25 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ИФНС Росси по г. Находке Приморского края 10.08.2018г. в отношении ФИО1 протокола № 250820180725004301 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с нарушением срока предоставления отчета о движении средств физического лица – резидента по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2016 год, который следовало предоставить до 1 июня 2017 года, и который был предоставлен ФИО1 - 18.07.2018г.

За указанное правонарушение ФИО1 на основании постановления ИФНС России по г. Находке Приморского края от 20.08.2018 № 103 привлечена к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом – ИФНС России по г. Находке Приморского краю при принятии решения по делу была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 25 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения полностью доказана и ее действия квалифицированы верно.

Доводы защиты не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 и основаны на неверном толковании закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 140-ФЗ), если иное не установлено частью 8 статьи 4 Федерального закона № 140-ФЗ, декларант и лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, освобождаются от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указывается, что лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ, и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 140-ФЗ, примечаниям к ст. 14.1 КоАП РФ, неприменимы санкции за несвоевременное представление уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, а также за действия, связанные с совершением валютных операций по указанным счетам.

Однако представление ФИО1 отчета о движении денежных средств за пределами установленного законом срока, не является действием, связанным с совершением валютных операций, такой отчет является документом, который связан с ведением счетов.

В связи с чем, на правонарушения, связанные с нарушением сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, примечания к ст. 14.1 КоАП РФ, не распространяются.

Оснований для переоценки установленных административным органом фактических обстоятельств дела не имеется и поводы к отмене вышеуказанного постановления отсутствуют, поскольку наказание ФИО1 назначено с учетом требований ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, минимальное, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого постановления, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Находке Приморского края ФИО2 от 20.08.2018 года № 103 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Елистратова О.Б.