Дело № 12-513/21
УИД 25RS0010-01-2021-002872-11
Р Е Ш Е Н И Е
«20» сентября 2021 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Жила Н.Л., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.05.2021 года № 15-197/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Восточно-Уральский Терминал» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением ДМУ Росприроднадзора от 19.05.2021 № 15-197/2021 генеральный директор ООО «ВУТ» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указано на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Лыхина О.Н. полностью поддержавшая доводы жалобы, пояснила, что вследствие технической неполадки канализационной насосной станции системы ливневой канализации акустический датчик расходомер был сдан в ремонт. В связи с переходом на зимний период 17.11.2020 Обществом произведена консервация очистных сооружений производственной площадки, следовательно, сброс сточных вод не осуществлялся. Акустический датчик расходомер отремонтирован и введен в эксплуатацию актом от 15.03.2021, запуск очистных сооружений произведен 26.03.2021; журнал учета сточных и дренажных вод ведется.
Объект-здание пассажирский павильон переведен на консервацию. Накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод в районе проходной не учтен в программе ПЭК, инвентаризации выбросов по причине незначительного воздействия.
Выводы административного органа о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, сделаны без оценки всех обстоятельств по делу и доказательств.
Просила указанное постановление ДМУ Росприроднадзора в отношении генерального директора ООО «ВУТ» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судья, выслушав защитника ФИО1, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.1 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Пунктом 6 Положения от нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
По делу установлено, что в отношении ООО «Восточно-Уральский Терминал», осуществляющего хозяйственную деятельность на промышленной площадке, расположенной по адресу: <...> «а» ДМУ Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, ФГБУ «ТОтехмордирекция» в период с 02.02.2021 по 31.03.2021 (приказ от 02.03.2021 № 138) была проведена плановая выездная проверка на основании приказа И.О. руководителя ДМУ Росприроднадзора от 22.01.2021 № 73-КНД.
В ходе осмотра территории Общества 02.02.2021 было установлено, что в контрольном колодце хозяйственно-бытовых сточных вод и в следующем за ним колодце хозяйственно-бытовые сточные воды отсутствовали.
На объекте установлены очистные сооружения, предназначенные для очистки поверхностного ливневого стока с последующим сбросом очищенных сточных вод в акваторию б. Врангель. Мощность очистных сооружений принимается по производительности канализационной насосной и составляет: 13,48 л/сек, 48,54 м3/час, 1 164,96 м3/сут., 425, 210 тыс. м3/год.
После очистки сточные воды канализационной насосной станцией перекачиваются в транзитный городской ливневой коллектор и сбрасываются по выпуску № 1 в бухту Врангеля.
В соответствии с положительным заключением государственной экологической экспертизы по осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, утвержденным Приказом от 14.12.2018 № 1030 «Об утверждении заключения экспертной комиссии, государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность ООО «Восточно-Уральский Терминал» во внутренних морских водах и территориальном море для учета объема сбрасываемых сточных вод Обществом установлен расходомер с интегратором акустическим «ЭХО-Р-02» № 6410.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется в отсутствии водоизмерительной аппаратуры.
Поступление ливневых сточных вод на очистных сооружениях предусмотрено по системе ливневых каналов (лотки), закрытых металлическими решетками, водоприемные колодцы и подземные ливневые каналы.
В Журнале учета водоотведения средствами измерения (Форма 1.3) не указывается количество сброшенных сточных вод ООО «ВУТ» выпуском № 1 в акваторию б. Врангеля. Журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод ООО «ВУТ» не ведется.
В ходе проведения плановой выездной проверки журнал учета водоотведения средствам измерения (Форма 1.3) и журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод Обществом не представлены.
Согласно Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточенных, в том числе дренажных, вод их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, водопользователи обязаны:
Вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Собственники водных ресурсов осуществляют учет объема забора (изъятых) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1-1.4, указанным в приложении к Порядку.
Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосборных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.
Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.
В ходе проведения осмотра 02.02.2021 также было установлено, что хозяйственно-бытовые стоки от пассажирского павильона (домик докеров) поступают в накопительную емкость (септик), которая расположена с северной стороны от пассажирского павильона.
Кроме того, хозяйственно-бытовые сточные воды от проходной производственной территории Общества сбрасываются в накопительную емкость (септик).
Согласно представленному Обществом договору № 01 ЖБО/20 на вывоз жидких бытовых отходов от 23.03.2020 с ООО «Врангель-Водосток», жидкие бытовые отходы, образованные в ходе жизнедеятельности сотрудников предприятия, передаются на очистные сооружения п. Береговой, расположенные по адресу: ул. Васяновича, 18.
В ходе проведения осмотра были выявлены следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не учтенные (не указанные) в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в Разрешении от 12.03.2018 № 09-04/18 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенный с северной стороны от пассажирского павильона (домик докеров); накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод от проходной.
Соответственно в программу экологического контроля Общества не внесены загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух накопителей хозяйственно-бытовых сточных вод.
В разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 12.03.2018 № 09-04/18, выданном Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, не учтены сведения о загрязняющих веществах от источников выбросов накопителя хозяйственно-бытовых сточных вод.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 31.03.2021 № 73-КНД.
В связи с выявленными нарушениями ДМУ Росприроднадзора в отношении генерального директора ООО «ВУТ» ФИО1 21.04.2021 был составлен протокол № 15-197/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ДВМУ Росприроднадзора ФИО2 от 19.05.2021 № 15-197/2021 генеральный директор ООО «ВУТ» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 руб. в связи с нарушением ст. 22, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточенных, в том числе дренажных, вод их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903.
Также 19.05.2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ДВМУ Росприроднадзора ФИО2 вынесено представление № 15-197/2021, обязывающее генерального директора ООО «ВУТ» ФИО1 принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым ДМУ Росприроднадзора при вынесении постановления была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы защиты об отсутствии в материалах дела доказательств вины генерального директора ООО «ВУТ» несостоятельны и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе, фототаблицей, актом проверки от 31.03.2021 № 73-КНД, согласно которому в ходе проверки установлено, что сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется Обществом в отсутствие водоизмерительной аппаратуры; в журнале учета водоотведения средствами измерения (Форма 1.3) не указывается количество сброшенных сточных вод ООО «ВУТ» выпуском № 1 в акваторию б. Врангель; журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод не ведется; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенный с северной стороны от пассажирского павильона (домик докеров) и накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод от проходной не учтены (не указаны) в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в Разрешении от 12.03.2018 № 09-04/18 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в программу экологического контроля Общества не внесены загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух накопителей хозяйственно-бытовых сточных вод; в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 12.03.2018 № 09-04/18, выданном Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю не учтены сведения о загрязняющих веществах от источников выбросов накопителя хозяйственно-бытовых сточных вод.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, вина должностного лица ООО «ВУТ» в совершении указанного административного правонарушения полностью доказана, действия генерального директора ООО «ВУТ» ФИО1 квалифицированы верно, а доводы жалобы не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.
Оснований для переоценки выводов, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к его отмене отсутствуют. Наказание должностному лицу – генеральному директору ООО «ВУТ» ФИО1 назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.05.2021 года № 15-197/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Восточно-Уральский Терминал» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Жила Н.Л.