Дело №12-51/2021
УИД: 91RS0005-01-2021-000045-26
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2021 года г. Армянск Республика Крым
Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием представителя ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1, представителя отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г.Севастополь ФИО2, рассмотрев жалобу директора Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО3 на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №10-82-371-П от 24.12.2020 г. по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 10-82-371-П от 24.12.2020 г. по делу об административном правонарушении ООО «Титановые Инвестиции» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000, 00 рублей.
Представитель ООО «Титановые Инвестиции» не согласившись с вынесенным постановлением, просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование незаконности постановления в жалобе указано, что пунктами 3, 5 приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. В соответствии с п.4 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях). Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях. Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Производственная и хозяйственная деятельность Армянского Филиала ООО «Титановые Инвестиции» осуществляется на земельных участках согласно договоров аренды земли от 16.01.2012 № 4/53-2 и № 4/53-3, в соответствии с которыми Совет Министров Автономной Республики Крым выделил в срочное платное пользование на 49 лет земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории Суворовского сельского совета г. Армянск Автономной Республики Крым. Общая площадь выделенных земельных участков - 38,7166 га., а также земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории Армянского местного совета Автономной Республики Крым. Общая площадь выделенных земельных участков - 4741,6334 га. Ссылка на пункт 4.5 Свода Правил 127.13330.2017 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию», о том, что максимальный срок эксплуатации полигона составляет 25 лет считается несостоятельной, так как область применения СП 127.13330.2017 распространяется на проектирование полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Кроме того, согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687, СП 127.13330.2017 отнесен к нормативным документам, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Утверждение, что непринятие обществом мер по рекультивации ОРО, может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, негативно влияет на состояние окружающей среды являются необоснованными, так как в ОРО «Огарконакопитель» отсутствуют накопленные отходы, в виде огарка, что подтверждается выкопировкой из паспорта места удаления отходов (МУО) от 2004 года. В ходе проверки предоставлена информационная справка о том, что 60% площади ОРО располагается на территории сопредельного государства Украина, а 40% площади на территории Республики Крым в приграничной зоне и отделен от промышленной площадки предприятия инженерно-защитными сооружениями пограничных войск, доступ лиц ограничен. Таким образом, обществом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для проведения рекультивации, которые не могли быть предвидены и предотвращены. Ссылаясь на п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» административный орган не приводит доказательства, подтверждающие окончание эксплуатации ОРО «Огарконакопитель». Административный орган не указывает на наличие документально подтвержденного факта причинения обществом вреда окружающей природной среде. В указанных действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, следовательно, нет основания для привлечения ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ. При назначении административного наказания административным органом не конкретизирована объективная сторона. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ, образуют несколько составов. Однако из постановления об административном правонарушении не усматривается, в чем именно состоит административное правонарушение.
Представитель ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1 в судебном заседании доводы о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что постановление о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности является законным и обоснованным изменению, отмене не подлежит.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
По результатам проверки соблюдения природоохранного законодательств в ООО «Титановые Инвестиции» должностными лицами Росприроднадзора составлен акт проверки N 10-82-40-П от 23.11.2020 г. Согласно акту в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что в ООО «Титановые Инвестиции» в нарушение природоохранного законодательства, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7 от 10.01.2020г., ст.13 Земельного Кодекса РФ, ст.12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018года №800 на объекте размещения отходов –«Огарконакоиитель» не приняты меры по проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации ОРО.
На основании материалов проверки должностным лицом отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь составлен протокол об административном правонарушении № 10-82-371-П от 10.12.2020 г. в отношении ООО «Титановые Инвестиции» по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №10-82-371 -П от 24.12.2020 г. по делу об административном правонарушении ООО «Титановые Инвестиции» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей.
Согласно ст.8.7 ч.3 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Совершение вмененного юридическому лицу административного правонарушения подтверждается актом проверки N 10-82-40-П от 23.11.2020 г. и приложенными к нему материалами, протоколом об административном правонарушении № 10-82-371-П от 24.12.2020 года в отношении ООО «Титановые Инвестиции», то есть надлежащими доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действие (бездействие) юридического лица подлежат квалификации по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ как неисполнение обязанности по проведению работ по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления. При этом в постановлении так же вменено неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду и проведении консервации земель. Данные обстоятельства не подтверждены доказательствами, подлежит исключению из объективной стороны состава административного правонарушения. В остальной части относительно объективной стороны административного правонарушения оспариваемое постановление является законным, вынесенным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В ходе рассмотрения жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа не опровергнута.
Доводы жалобы представителя ООО «Титановые Инвестиции» суд признает несостоятельными, которые не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу решения. Доводы представителя о неиспользовании указанного объекта и отсутствии отходов производства и потребления не освобождают от обязанности привести рекультивацию земель в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Согласно ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ по административному делу при назначении административного наказания по делу юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, финансовое, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено. Смягчающим обстоятельством в соответствии с ст. 4.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
В судебном заседании установлено и подтверждено доказательствами, тяжелое финансовое, а так же имущественное положение предприятия, которые суд признает в качестве смягчающих наказание. Данные обстоятельства не учтены при назначении административного наказания юридическому лицу. С учетом характера совершенного административного правонарушения и смягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить административное наказание, в виде административного штрафа, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ до минимального, в размере 70000,00 рублей.
Таким образом, имеются основания для изменения постановления заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 10-82-371 – П от 24.12.2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Титановые Инвестиции», привлеченного по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей.
Иных нарушений норм процессуального, материального права, являющихся основанием для отмены, изменения постановления не установлено.
Согласно ч.1 п.2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу представителя ООО «Титановые Инвестиции» удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности по ч.3 ст.8.7 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, изменить, снизив административный штраф до 70000,00 рублей. Исключить из объективной стороны административного правонарушения неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду и проведении консервации земель.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.9 КоАП РФ.
Судья подпись Т.Н. Феденева
Копия верна.
Судья Т.Н. Феденева