ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-51/2022 от 29.07.2022 Себежского районного суда (Псковская область)

КОПИЯ УИД 60RS0-94

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Себежский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тимаевой А.С.,

при секретаре Афанасьевой А.А.,

с участием представителя директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. - Демчук Е.В.,

помощника Псковского природоохранного межрайоного прокурора Скляровой Т.М.,

рассмотрев жалобу директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. на постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Псковской области Милонаец О.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу .32-163/2022 об административном правонарушении, в отношении директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Псковской области Милонаец О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, директор ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекина Н.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Директор ФГБУ «Национальный парк «Себежский» (Учреждения) Подоплекина Н.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, полагая его незаконным, поскольку выводы указанные в нем противоречат императивным нормам действующего законодательства РФ. Так в постановлении указано, что директор ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекина Н.Н. изменила сроки выполнения работ по контракту на благоустройство туристско-рекреационной зоны «Зеленый квартал» в 11 квартале Мидинского участкового лесничества «Национальный парк «Себежский» от ДД.ММ.ГГГГ Между тем путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ изменен срок действия контракта, а не срок выполнения работ, данные понятия не являются тождественными, т.е. срок действия контракта - это период времени, в течение которого контракт является обязательным для его сторон, действуют условия контракта, существуют те или иные обязательства, предусмотренные контрактом (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Ссылаясь на п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе полагает, что срок действия контракта не относиться к существенным условиям контракта, которые подлежат изменению только на основании ст. 95 закона 44-ФЗ. УФАС России по Псковской области в свою очередь не представлено доказательств нарушения публичных интересов, и изменения существенных условий контракта: условия поименованные в п. 1 ч. 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, а также условия, позволяющие определить конкретный вид работы (п. 1 ст. 702 ГК РФ); условие о начальном и конечном сроке выполнения работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

Выводы, изложенные в постановлении не обоснованы, поскольку ни событие, ни виновность должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, материалами дела не подтверждается, не содержится ссылка на конкретные доказательства.

Кроме того, Постановление вообще не содержит сведений о таких доказательствах по делу, как доводы и возражения директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н., которые неоднократно предоставлялись ею в письменном виде ходе рассмотрения дела, об обстоятельствах, предшествующих заключению указанного соглашения.

Эти доказательства имеют существенное значение для рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, изложенные в объяснениях должностного лица, полностью исключают его вину в совершении вменяемого административного правонарушения. Оценка этих доводов административным органом при вынесении Постановления не сделана, сведения об этом доказательстве в Постановлении отсутствуют, что, по мнению Заявителя, явилось нарушением процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и привело к принятию незаконного Постановления. Следовательно, административным органом в материалы дела не представлены допустимые доказательства события административного правонарушения.

Заявитель считает, что процессуальные нарушения, имевшие место в ходе рассмотрения настоящего дела, привели к нарушению ее прав, лишили ее возможности представлять свои доводы и доказательства по делу, что в конечном счете не позволило объективно рассмотреть дело с учетом всех фактических обстоятельств, в связи с чем вынесенное Постановление является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В своих возражениях на жалобу представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Юркина Н.Ю. указывает, что Подоплекина Н.Н. лично участвовала при рассмотрении дела в назначенное время, права на участие реализованы, позиция изложена. Подонлекина Н.Н., как директор учреждения не совершала ряд необходимых последовательных действий по взятым на себя обязательствам, которые привели к незаконным действиям по заключению дополнительного соглашения, изменяющего существенные условия контракта. Письменные объяснения привлекаемого лица при вынесении постановления изучены и нашли отражение в обжалуемом постановлении. Такие обстоятельства, как, заявление ходатайства о малозначительности при полном несогласии с вменяемым правонарушением, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

И.о. Псковского природоохранного межрайоного прокурора Конюхова Е.А. в своих возражениях на жалобу указала, что вынесенное УФАС по Псковской области постановление по делу об административном правонарушении .32-163/2022 является законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы - несостоятельны по следующим основаниям. ФГБУ «Национальный парк «Себежский» является бюджетным учреждением, осуществляющим деятельность в качестве заказчика в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. Доводы жалобы о необходимости разграничения понятий «срок действия контракта» и «срок исполнения обязательств по контракту» не правомерны, поскольку дополнительным соглашением стороны фактически изменили срок окончания работ по контракту. В жалобе директор Учреждения Подоплекина Н.Н. ссылается на пункт 6 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающий возможность изменения существенных условий контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Указанные нормы федерального законодательства регламентируют действия казенного учреждения в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Так ФГБУ «Национальный парк «Себежский» является бюджетным учреждением, в связи с чем положения пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации к Учреждению не применимы.

Также в возражениях указано, что действия по заключению дополнительного соглашения фактически направлены на легализацию факта неисполнения Заказчиком принятых обязательств по оплате выполненных работ в установленный срок в целях освобождения Учреждения от предусмотренной законом ответственности в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также исполнения судебных решений. С учетом изложенного полагает, что доводы жалобы не опровергают выводы УФАС по Псковской области и являлись предметом оценки при рассмотрении административного дела.

В судебном заседании представитель директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. - Демчук Е.В., поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней.

Помощник Псковского природоохранного межрайоного прокурора Склярова Т.М. в судебном заседании полагала, что постановление является законным, доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, жалоба - оставлению без удовлетворения.

Представитель УФАС по Псковской области, извещенный надлежащим образом о дате судебного заседания, в суд не явился.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного процесса, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, закрепленных в пунктах 1-13 части 1 статьи 95 Федерального закона - ФЗ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды) и ФГБУ «Национальный парк «Себежский» заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология».

Субсидия предоставлялась Учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств федерального бюджета в 2020 году в размере 20 761 477 рублей.

Приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-лс директором Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ назначена Подоплекина Н.Н.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГБУ «Национальный парк «Себежский» (Заказчик) и с АО «ФИНТЕКО» (Подрядчик) заключен государственный контракт (далее - Контракт) на сумму 5 931 391 рублей 69 копеек на выполнение работ по благоустройству туристско-рекреационной зоны «Зеленый квартал» в 11 квартале Мидинского участкового лесничества Национального парка «Себежский».

Согласно пункту 5.1 Контракта срок выполнения работ – ДД.ММ.ГГГГ В силу пункта 13.1 Контракт действует с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 2.1 контракта Заказчик выплачивает подрядчику аванс в размере 30% - 1 779 417 рублей 51 коп., на основании счета полученного от Подрядчика, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты выставленного счета по Контракту.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Финтеко» выставил Заказчику счет на оплату аванса по контракту.

Между тем, во исполнение требований Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды указано учреждениям на необходимость не позднее ДД.ММ.ГГГГ перечислить в доход федерального бюджета соответствующие неподтвержденные остатки целевых субсидий. Учреждением сумма целевой субсидии ДД.ММ.ГГГГ была возвращена в федеральный бюджет.

В связи с отзывом целевых субсидий, не израсходованных в текущем году, ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и АО «Финтеко» заключено дополнительное соглашение к контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 1 указано, что действие контракта приостанавливается до момента доведения до Заказчика остатков целевых субсидий на иные цели, ранее установленных условиями их предоставления, на срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 2 сторонами согласовано, что приостановление выполнения работ по независящим от сторон причинам Заказчик не считается пропустившим срок выполнения своих обязательств по контракту, в части оплаты аванса и к нему не применяются штрафные санкции.

На период приостановления действия контракта стороны прекращают исполнение всех обязательств по нему. В этот период заказчик не вправе требовать от подрядчика исполнения обязательств по выполнению работ, а подрядчик не вправе требовать оплаты (пункт 3).

Пунктом 5 соглашения стороны приняли решение об изменении пункт 13.1 Контракта, изложив его в новой редакции «настоящий контракт действует с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ».

Как следует из изученных материалов, в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе выявлено нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в заключении указанного дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменены существенные условия указанного государственного контракта в части срока исполнения контракта и срока действия контракта.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки исполнения контракта были продлены до ДД.ММ.ГГГГ на срок, превышающий срок исполнения и действия контракта, предусмотренный при его первоначальном заключении, суд приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

Так, директор Учреждения своими действиями, по заключению указанного дополнительного соглашения, которым приостанавливается действие контракта, в том числе выполнения самих работ и их оплата, в установленные контрактом сроки, фактически сдвигает (изменяет) сроки выполнения подрядных работы и их своевременной оплаты, что в силу ст.ст. 702, 708, 776 ГК РФ относится к изменению существенных условий.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

Суд отмечает, что сроки выполнения работ и порядок их оплаты относятся к существенным условиям контракта, изменение сторонами таких условий прямо противоречит установленным законом принципам и нормам, а также существу законодательного регулирования, направленного на надлежащее исполнение обязательств и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок.

Как усматривается из дела, таких оснований, предусмотренных действующим законодательством, для изменения существенных условий контракта по соглашению сторон, не имелось.

Доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, и предоставляющих право изменить существенные условия контракта, Заказчик не представил.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Подоплекиной Н.Н. в совершении данного административного правонарушения подтверждается копией государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, копией дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Подоплекиной Н.Н., и иными материалами дела в их совокупности.

Деяние директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н., допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что дополнительное соглашение заключено в связи с отсутствием объективной возможности своевременного выполнения обязательств по контракту, подлежит отклонению, поскольку изменение существенных условий контракта допустимо только по основаниям, предусмотренным законом, а поскольку такого основания Федеральный закон не предусматривает, заключение директором ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. указанного дополнительного соглашения к контракту, является ничтожным даже в случае наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению контракта.

Кроме того, заключение директором Учреждения Подонлекиной Н.Н. дополнительного соглашения фактически направлено на избежание правовых последствий неисполнения заключенного контракта и принятых по нему обязательств по оплате подрядных работ в установленный срок.

Доводы жалобы о том, что не представлено доказательств нарушения публичных интересов и действия директора не повлекли никаких последствий также отклоняются, поскольку исходя из объекта рассматриваемого правонарушения и конкретных обстоятельств дела, должностное лицо пришло к обоснованным выводам об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, поскольку в настоящем случае наступило существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений в виде нарушения Федерального закона, целью которого является предотвращение коррупции и злоупотреблений при осуществлении закупок для муниципальных нужд, что не может соответствовать признаку малозначительности деяния, и не требует наступления каких-либо материальных последствий.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Псковской области Милонаец О.В. от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Псковской области Милонаец О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении директора ФГБУ «Национальный парк «Себежский» Подоплекиной Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Подоплекиной Н.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Себежский районный суд Псковской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья А.С. Тимаева