ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-529/2023 от 24.03.2005 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №12-529/2023

26RS0001-01-2023-008520-41

Р Е Ш Е Н И Е

26 октября 2023 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

с участием

директора ООО «ГУК «Высотка» - Карцевой Г.И.,

защитника директора ООО «ГУК «Высотка» - Карцевой Г.И. – Шавшиной О.В., допущенной к участию в деле по устному заявлению, в соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5,

представителя Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции Алексеевой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И. на постановление № <номер обезличен>, вынесенное заместителем начальника управления – заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края Махиня Е.Г., по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И., предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением № <номер обезличен>, вынесенным заместителем начальника управления – заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края Махиня Е.Г., директор ООО «ГУК «Высотка» Карцева Г.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Директор ООО «ГУК «Высотка» Карцева Г.И. с указанным постановлением не согласилась и направила в суд жалобу.

В обоснование своих требований заявитель указала, что постановление <номер обезличен> о назначении административного наказания от 15.08.2023 считает незаконным и подлежащим отмене, а дело подлежащим прекращению. Карцева Г.И. считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция (далее - Управление) посчитало, что в действиях Карцевой Г.И. выявлены нарушения п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, (далее - Правила № 416), а именно нарушен срок ответа на обращение потребителя № 26-2023-4729 от 26.06.2023, поступившее в адрес ООО «ГУК Высотка» посредством ГИС ЖКХ. Из обращения потребителя, поступившего в ООО «ГУК Высотка» посредством ГИС ЖКХ 26.06.2023, следует, что информацией о размере цены (тарифа) потребитель обладает. Так, в обращении дословно указано «на данный момент по платежному документу на оказание коммунальных услуг, тариф за услугу содержания и ремонт общего имущества составляет 19,16 руб. Считаю данный тариф необоснованно завышенным». Таким образом, суть обращения потребителя заключалась не в запросе информации о размере цены (тарифа), а в обосновании данного размера с приложением «всех необходимых расчетов». Полагает, что обращение потребителя № 26-2023-4729 от 26.06.2023, исходя из существа его содержания, относится к запросу (обращению), указанному в п. 36 Правил № 416. Таким образом, в действиях должностного лица - директора ООО «ГУК Высотка» нарушения Правил № 416 отсутствуют, что является основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу. Кроме того, должностным лицом управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей в нарушение действующих процессуальных норм, а также в сложных экономических условиях, связанных с проведение специальной военной операции, наложением санкций на все сферы экономики, снижением покупательской способности потребителей, снижением уровня заработка и соответственно снижением платёжеспособности населения, не применены нормы статей 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не рассмотрен вопрос о возможности назначения наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного просит: отменить постановление № <номер обезличен> о назначении административного наказания от 15.08.2023 и прекратить производство по делу в отношении Карцевой Г.И. по ч.1 ст. 7.23.3 КоАП РФ; в случае отсутствия оснований для отмены - изменить постановление № <номер обезличен> о назначении административного наказания от 15.08.2023, заменив административный штраф на административное предупреждение или снизив сумму административного штрафа.

В судебном заседании директор ООО «ГУК «Высотка» - Карцева Г.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление отменить.

В судебном заседании защитник директора ООО «ГУК «Высотка» - Карцевой Г.И. – Шавшина О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции Алексеева Т.А. пояснила, что считает постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В судебное заседание иные извещенные лица не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не известили.

Руководствуясь правовой позицией, изложенной в абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», прихожу к выводу, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными о времени и месте судебного рассмотрения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в невыполнении Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила № 416 предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления в адрес управляющей организации.

Пунктом 34 указанных Правил предусмотрен перечень, порядок и сроки предоставления информации по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, товариществом или кооперативом.

Согласно пункту 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:

в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 названных Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 указанных Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 данных Правил каналам связи;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354;

иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (пункт 35 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).

Пунктом 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено, что срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 этих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).

Как разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № <номер обезличен> и в пункте 34 раздела VIII названных Правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.

Как следует из материалов дела, в период с 25.07.2023 по 31.07.2023 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «ГУК Высотка» по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а именно Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом <номер обезличен>

Между собственниками помещений в МКД и обществом с ООО «Городская управляющая компания» (после переименования - ООО «ГУК Высотка») заключен договор управления МКД от 14.09.2015 № б/н.

Сведения об управлении МКД с 22.05.2015 по настоящее время содержатся в реестре лицензий Ставропольского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами у лицензиата ООО «ГУК Высотка», ИНН 2635131585, лицензия № 026-000104 от 22.04.2015.

Из обращения следует, что в ООО «ГУК Высотка» через ГИС ЖКХ заявителем направлено обращение № 26-2023-4729 от 26.06.2023 по вопросу предоставления сведении о цене (тарифе) на услугу содержание и ремонт общего имущества за период с 14.09.2015 по настоящее время включительно с приложением всех необходимых расчетов и копий документов.

ООО «ГУК Высотка» подготовлен ответ от 03.07.2023 исх. № 346 (№ 26-2023-4729/1) и размещен в ГИС ЖКХ 03.07.2023.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Перечисленные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не доверять которым не имеется.

Не доверять этим доказательствам у суда оснований не имеется.

Действия правильно квалифицированы по ч.1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не нарушены.

С доводом о применении положений ст. 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласиться нельзя.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

При таких обстоятельствах возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Так, в силу ч.1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером, последствиями и степенью вины, исходя из обеспечения принципов справедливости, неотвратимости и соразмерности наказания, суд приходит к выводу о том, что назначение директору ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И. административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И. на постановление № <номер обезличен> от 15.08.2023, - удовлетворить частично.

Изменить постановление № <номер обезличен> от 15.08.2023, вынесенное заместителем начальника управления – заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края Махиня Е.Г., по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ГУК «Высотка» Карцевой Г.И., предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 25 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения сторонами административного производства.

Судья Ю.С. Романенко