ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/18 от 02.11.2018 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-52/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск 2 ноября 2018 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи: Седалищева Г.А.,

при секретаре судебного заседания: Брагиной Т.М.,

с участием защитника привлеченного к административной ответственности должностного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 57 Олёкминского района РС(Я) от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 57 Олёкминского района РС(Я) от 17 августа 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - инженера ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ, прекращено связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Данное постановление обжаловано начальником отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФИО4, составившей протокол об административном правонарушении в отношении инженера ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5

Начальник отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФИО4, будучи надлежащим образом извещённой о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, своего представителя в суд не направила, не просила об отложении судебного заседания. Суд не считает обязательной участие ФИО4 в судебном заседании. Поэтому судебное заседание в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ проводится без ее участия.

Из жалобы начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФИО4 видно, что ст.49 ЛК РФ установлена отчетность об использовании лесов. Согласно ст.50.6 ЛК РФ Единая государственная автоматизированная инновационная система ( Далее – ЕГАИС ) учета древесины и сделок с ней является федеральной инновационной системой, которая создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представлено в неё информации и контроля за достоверностью такой информации ( ч.3 ст.50.6 ЛК РФ ). Согласно ч.5 ст.50.6 ЛК РФ предоставление информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется в электронной форме без взимания платы. Данная статья ЛК РФ не имеет изъятий либо оговорок ни по лицам, ни по поводу использования древесины. Считает, что мировым судьей не проверена достоверность пояснений, данных в ходе рассмотрения дела защитником должностного лица об отсутствии необходимости внесения в ЕГАИС информации о договорах купли-продажи с физическими лицами, а также не изучены полномочия и компетенция должностного лица Департамента по лесным отношениям РС(Я), ссылка на письмо которого имеется в пояснениях. Правонарушения посягают на порядок предоставления информации, порядок учета и обозначения на отдельных этапах оборота древесины. Оконченным деяние считается с момента истечения установленного законом срока для предоставления информации о сделках с древесиной. 4 февраля 2017 года Правительственной телеграммой за подписью заместителя Рослесхоза ФИО1 направлена информация о проведении проверки правильности внесения в ЕГАИС по итогам 2016 года в срок до 28 февраля 2017 года и гарантировано, что корректировка недостоверно внесенных данных до указанного срока не повлечет административной ответственности. Таким образом, Рослесхоз дал субъекту и срок и возможность приведения данных ЕГАИС в соответствие с нормами действующего федерального законодательства, без наступления неблагоприятных последствий. Считает, что вывод мирового судьи, о том, что в ЕГАИС не размещается информация по договору купли-продажи лесных насаждений по физическим лицам, не являющимися ИП, заготавливающих древесину для собственных нужд, является ошибочным, основанным на неверном толковании закона. Поэтому просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 57 Олёкминского района РС(Я) от 17 августа 2018 года и направить дело на новое рассмотрение.

Инженер ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5, в отношении которой вынесено обжалуемое постановление, просит рассмотреть дело без ее участия. Суд не считает обязательным участие инженера ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5 в судебном заседании. Поэтому судебное заседание в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ проводится без ее участия.

Защитник должностного лица ФИО5 по доверенности ФИО3 в ходе судебного разбирательства просит оставить решение мирового судьи без изменения. При этом пояснил, что инженер ЛПОЗЛ 2 категории ФИО5, согласно приказа ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» от 10 ноября 2015 года назначена оператором для работы в системе ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней с правом владения ключа электронно-цифровой подписи. ФИО5 с приказом ознакомлена, имеется ее подпись. Договор купли-продажи лесных насаждений от 1 декабря 2017 год заключен с физическим лицом ФИО2 для собственных нужд гражданина. Согласно п.9 ст.50.6 ЛК РФ информация по договорам с физическими лицами в ЕГАИС не вносится. По итогам 2017 года произошло расхождение данных в части заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Поэтому в декабре 2017 года Департамент по лесным отношениям РС(Я) довёл до лесничеств сведения о том, что Рослесхоз потребовал внести информацию о договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан и отчёты об использовании лесов по данным договорам. Для устранения расхождения по заготовленной древесине между отраслевыми отчетом в ЛесЕГАИС была проведена работа по внесению данных объёмов древесины предоставленных для собственных нужд граждан. По этой причине ФИО5 была внесена информация по договорам купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд, в том числе и договор от 1 декабря 2017 года в ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней. Так как ЛК РФ не предусмотрено внесение информации в ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней по физическим лицам, считает постановление мирового судьи судебного участка № 57 Олекминского района РС(Я) от 17 августа 2018 года законным.

Выслушав защитника привлеченного к административной ответственности должностного лица, изучив жалобу, возражение и представленные доказательства, нахожу постановление мирового судьи законным и обоснованным, исходя из следующих оснований:

13 июля 2018 года начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям по Дальневосточному федеральному округу ФИО4 по факту не своевременного в период с 1 по 6 декабря 2017 года представления оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней ( ЕГАИС ) информации, предусмотренной ст.50.6 ЛК РФ, о договоре купли-продажи с физическим лицом ФИО2, размещенную в сети «Интернет» по адресу: http://www.lesegais.ru/portal/, в отношении инженера ЛПОЗЛ 1 категории - помощника лесничего Олёкминского лесничества ФИО5 составлен протокол № РС(Я)-ЕГАИС (ч.2)_499_/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ ( л.д.4 ), который сопроводительным письмом направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 57 Олекминского района ( л.д.1 ).

Согласно частям 1 и 3 ст.50.6 ЛК РФ единая государственная автоматизированная информационная система ( ЕГАИС ) учёта древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учёта древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в неё информации и контроля за достоверностью такой информации.

В силу п.1 ч.12 ст.50.6 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, приём лесных деклараций и отчётов об использовании лесов, представляют в ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней в срок не более чем 3 ( три ) рабочих дня со дня подписания договора купли-продажи лесных насаждений о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 ч.9 ст.50.6 ЛК РФ.

Из пунктов 1-4 ч.9 ст.50.6 ЛК РФ видно, что в ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней включается информация: о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), об индивидуальных предпринимателях ( сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика ), осуществляющих заготовку древесины ( пункт 1 ); о договорах аренды лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя: местоположение арендуемого лесного участка, дата заключения и номер этого договора, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором) ( пункт 2 ); о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя: местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия) ( пункт 3 ); о контрактах, указанных в части 5 статьи 19 Лесного Кодекса РФ ( наименования сторон контракта, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя: местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим контрактом, дата заключения и номер этого контракта, срок его действия ); о праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками (дата и номер документа о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками; в отношении лица, предоставляющего данное право, наименование и место нахождения; в отношении лица, которому такое право предоставляется, наименование, организационно-правовая форма, место нахождения; местоположение предоставляемого лесного участка, объем подлежащей заготовке древесины) (пункт 4 ).

Согласно п.4 Правил предоставления информации в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1301 от 3 декабря 2014 года, оператор системы учета древесины представляет в систему учета древесины информацию, указанную в пунктах 7 и 8 части 9 ст.50.6 ЛК РФ, в электронном виде по форме согласно приложению N 8 посредством официального сайта системы учета древесины в сети "Интернет" в течение 3 дней после поступления декларации о сделке с древесиной от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, совершивших сделку с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию и ( или ) вывоза из Российской Федерации.

В ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в соответствии с пунктами 7 и 8 ч.9 ст.50.6 ЛК РФ должна содержатся документированная информация о юридических лицах ( наименование, организационно-правовая форма, место нахождения ), об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной; а также о декларациях о сделках с древесиной ( номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной, наименование лица, подавшего такую декларацию, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, а также наименование лица, в собственность которого отчуждается древесина, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя ).

Согласно перечню размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также информации, размещаемой в форме открытых данных ( утвержден распоряжением Правительства РФ № 2320-р от 19 ноября 2014 года ) информация о сделках с древесиной должна содержать в том числе: наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, совершивших сделку с древесиной, объем древесины, в отношении которой совершена сделка, и дата подачи декларации о сделке с древесиной.

Инженер ЛПОЗЛ II категории - помощник лесничего ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5 приказом от 10 ноября 2015 года назначена оператором для работы в системе ЕГАИС учета древесины и сделок с ней с правом владения ключа электронно-цифровой подписи (л.д.33). ФИО5 имела в период исполнения служебных обязанностей квалифицированный сертификат юридического лица, относящийся к усиленной электронной цифровой подписи, что подтверждается письмом Удостоверяющего центра РС(Я) от 3 октября 2017 года.

Из скриншотов страниц портала ЕГАИС учета древесины и сделок с ней видно, что покупатель ФИО2 согласно договору купли-продажи от 1 декабря 2017 года приобрела 10 м3. хвойной древесины. Данная информация внесена в ЕГАИС 26 апреля 2018 года, подписана 26 апреля 2018 года ( л.д.10-12 ).

Таким образом, по мнению правоприменительного органа, уполномоченное должностное лицо ФИО5, не внеся информацию ( фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, совершившего сделку с древесиной ) в ЕГАИС в срок до 7 декабря 2017 года совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Прекращая производство по делу, мировой судья указала, что информация о договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней не должна включатся, такая информация представляется только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры. С такой оценкой мирового судьи у суда второй инстанции нет оснований не соглашаться.

ФИО2, которая заключила 1 декабря 2017 года договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не является представителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем. Между тем, действующим законодательством понятия юридического лица, граждан и индивидуального предпринимателя различаются. Так, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде ( п.1 ст.48 ГК РФ ). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ( ст.23 ГК РФ ).

Указанный перечень предоставляемой в ЕГАИС информации, касающейся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Размещение персональных данных ( а к таковым относятся размещение фамилий, имен, отчеств, адреса проживания физических лиц ( граждан ), реквизитов их паспортов, данных ИНН ) в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней с целью устранения противоречий между отраслевым отчетом и ЕГАИС по объемам заготовленной древесины прямо нарушает требования ч.2 ст.5 ФЗ «О персональных данных» № 152 от 27 июля 2006 года, не допускающего обработки персональных данных, несовместимых с целями сбора персональных данных.

Мировым судьей дело об административном правонарушении рассмотрено на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется. Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, с которым у суда второй инстанции нет оснований не соглашаться.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление суда как незаконное и необоснованное, по делу не установлено. Оснований для изменения либо отмены судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 57 Олёкминского района Республики Саха ( Якутия ) от 17 августа 2018 года, вынесенное в отношении инженера ЛПОЗЛ II категории - помощника лесничего ГКУ РС(Я) «Олёкминское лесничество» ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.28.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ФИО4 без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.30.12 КоАП РФ.

Председательствующий судья: п/п

Копия верна:

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев