№12-531/2021
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 13 октября 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Егорова И.Б.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 – Новичковой Е.Г., действующей на основании доверенности №3-14-1199от 20 сентября 2021года,
представителей Министерства финансов Пензенской области ФИО3, действующей на основании доверенности №13-1167 от 23 сентября 2021 года, и ФИО4, действующей на основании доверенности №13-01 от 9 января 2021 года,
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н.,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 на постановление временно исполняющего обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 от 16 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением временно исполняющего обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 от 16 августа 2021 года заместитель главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Заместитель главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, просил данное постановление отменить.
В обоснование доводов жалобы, ФИО2 указал, что нарушение п. 4.3.9.11 соглашения №56701000-1-2021-015 от 27 января 2021 года о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской Среды», которым предусмотрено, что заключение муниципального контракта по результатам закупки товаров, работ и услуг должно обеспечиться до 1 апреля года предоставления субсидий, произошло вследствие недостаточности первоначальных доведенных лимитов МКУ «УКС г. Пензы».
Как следует из доводов жалобы, при вынесении обжалуемого постановления не были учтены положения п. 1.22 и п. 1.23 ст. 44.2 Устава города Пензы, согласно которым Управление градостроительства и архитектуры города Пензы определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, формирует и утверждает муниципальные задания, производит расчет субсидии на выполнение муниципальных заданий, осуществляет контроль за выполнением муниципальных заданий, определяет цели и объем предоставления субсидии на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление градостроительства м архитектуры города Пензы; является главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, в рамках своих полномочий.
Кроме того, в соответствии с Уставом МКУ «УКС г. Пензы», утвержденным постановлением администрации города Пензы от 2 марта 2011 года №195, учредителем МКУ «УКС г. Пензы» является муниципальное образование город Пенза, а полномочия учредителя в области управления Управлением от имени муниципального образования осуществляет Управление градостроительства и архитектуры города Пензы, являющееся главным распорядителем бюджетных средств.
Доведение субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды до получателя бюджетных средств осуществлялось в следующем порядке: на основании проекта Закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», размещенном на официальных сайтах Министерства финансов Пензенской области и Законодательного Собрания Пензенской области, бюджетные ассигнования были включены в проект решения Пензенской городской Думы «О бюджете города Пензы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 года»; после вступления в силу указанного решения Финансовое управление города Пензы довело уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств (Управления градостроительства и архитектуры города Пензы), а те в свою очередь довели уведомления до подведомственных учреждений – получателей бюджетных средств (МКУ УКС г. Пензы).
В случае внесения корректировок в Закон о бюджете Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области направляет соответствующее уведомление в муниципальный финансовый орган. Финансовое управление города Пензы доводит соответствующее уведомление до главных распорядителей бюджетных средств (Управления градостроительства и архитектуры города Пензы), а те – до получателей бюджетных средств (МКУ УКС г. Пензы).
Заместитель главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 полагает, что нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетного трансфера произошло не в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей как заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам.
Заявитель заместитель главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, на рассмотрении жалобы с его участием не настаивал. При таких обстоятельствах, принимая во внимание участие в судебном заседании защитника Новичковой Е.Г., что обеспечивает защиту прав и интересов ФИО2, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО2 – Новичкова Е.Г. пояснила, что факт совершения заместителем главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не оспаривают. Вместе с тем, учитывая незначительный характер совершенного административного правонарушения, возможно освобождение ФИО2 от административной ответственности с вынесением устного замечания.
Представители Министерства финансов Пензенской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе на постановление, и доводами защитника ФИО2 не согласились, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н. в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, нахожу ее необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» государственной программой Пензенской области «Формирование комфортной городской среды на территории Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 1 сентября 2017 года №414-пП, предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ.
Разделом государственной программы «Формирование комфортной городской среды на территории Пензенской области» утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области на поддержку муниципальных программ формирования комфортной городской среды на 2018-2024 годы», согласно которому субсидии предоставляются Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области на софинансирование реализации муниципальных программ, на условиях софинансирования из бюджета муниципального образования в размере не менее 3,85% от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий является заключение Соглашения между Управлением ЖКХ и администрацией муниципального образования о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области в соответствии с Порядком, которое должно содержать следующие положения: размер субсидии из бюджета Пензенской области, порядок, условия и сроки ее перечисления, а также объем бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области на исполнение соответствующих расходных обязательств (п. 12.1 Порядка); уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (п. 12.2 Порядка); объем средств бюджета Пензенской области подлежит направлению на софинансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий и благоустройству общественных территорий и распределяется органом местного самоуправления муниципального образования на благоустройство дворовых территорий и благоустройство общественных территорий с учетом результатов общественного обсуждения (п. 12.3 Порядка); значения результатов предоставления субсидии из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области на поддержку муниципальных программ формирования комфортной (современной) городской среды, предусмотренные приложением №1 к настоящему Порядку, и обязательства муниципального образования по их достижению (п. 12.4 Порядка); обязательства муниципального образования (п. 12.5 Порядка).
Согласно пп. 12.5.3 п. 12.5 Порядка включаемые в Соглашение обязательства муниципального образования должны содержать условие о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 апреля года предоставления субсидии, за исключением: случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования; случаев проведения повторного конкурса или новой закупки, если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок проведения конкурсных процедур; случаев заключения таких соглашений в пределах экономии средств при расходовании субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ, в том числе мероприятий цифровизации городского хозяйства, включенных в муниципальную программу, при которых заключение таких соглашений продлевается до 15 декабря года предоставления субсидии.Постановлением администрации города Пензы от 28 марта 2018 года №505 утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Пенза на 2018-2024 годы», в рамках которой запланировано проведение работ по благоустройству территорий по объекту «ул. Московская в границах ул. Кураева – ул. Карла Маркса, г. Пенза».
Ответственным исполнителем по муниципальной программе определено Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, соисполнителем – Управление градостроительства и архитектуры города Пензы, участником программы выступает МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы».
Между Управлением ЖКХ и гражданской защиты населения Пензенской области и администрацией города Пензы 27 января 2021 года заключено соглашение №56701000-1-2021-015 о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирование комфортной (современной) городско среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
В соответствии с п. 1.1 данного соглашения из бюджета Пензенской области в 2021-2023 годах бюджету города Пенза предоставляется субсидия на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета Пензенской области 840, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 231F255550, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы I «Благоустройство дворовых, общественных территории» государственной программы Пензенской области «Формирование комфортной городской среда на территории Пензенской области».
Размер субсидии в 2021 году составил 110 341 212 руб. 12 коп., уровень софинансирования 96,15% (п. 2.2 соглашения).
Согласно п. 4.3.9.11 соглашения от 27 января 2021 года администрация города Пензы обязуется обеспечить заключение соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальной программы – до 1 апреля года предоставления субсидии (на выполнение работ по благоустройству дворовых и общественных территорий), за исключением: случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупоки (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования; случаев проведения повторного конкурса или новой закупки, если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок проведения конкурсных процедур;случаев заключения таких соглашений в пределах экономии средств при расходовании субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ, в том числе мероприятий цифровизации городского хозяйства, включенных в муниципальную программу, при которых заключение таких соглашений продлевается до 15 декабря года предоставления субсидии.
В рамках муниципальной программы МКУ «УКС г. Пензы» 15 марта 2021 года объявлена закупка подрядных работ по объекту «ул. Московская в границах ул. Кураева – ул. Карла Маркса, г. Пенза», проводимая в форме электронного аукциона, извещение №0355300047921000007 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 15 марта 2021 года. Начальная (максимальная) цена контракта составила 219 400 512 руб. 12 коп. Дата проведения аукциона в электронной форме – 29 марта 2021 года.
До окончания срока подачи заявок 22 марта 2021 года заказчиком в лице МКУ «УКС г. Пензы» принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения указанного электронного аукциона, указанное решение в тот же день размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Повторный электронный аукцион на закупку подрядных работ по данному объекту объявлен 9 апреля 2021 года, начальная (максимальная) цена контракта составила 265 422 050 руб.
По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка от ООО «Автодорога», в связи с чем электронный аукцион признан несостоявшимся.
Между администрацией города Пензы и ООО «Автодорога» 30 апреля 2021 года заключен муниципальный контракт №0355300047921000011_66166 Выполнение работ по объекту: «ул. Московская в границах ул. Кураева – ул. Карла Маркса, г. Пенза».
Учитывая изложенное, муниципальный контракт был заключен с нарушением установленного срока, то есть администрацией города Пензы не обеспечено выполнение условий, установленных п. 12.5.3 Порядка и п. 4.3.9.11 соглашения от 27 января 2021 года.
Статьей 32.2 Устава города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 года №130-12/4, предусмотрено, что заместители главы администрации являются должностными лицами местного самоуправления, координируют и направляют в соответствии с распределением обязанностей работу структурных подразделений администрации, контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают вопросы, вносимые на рассмотрение главы администрации, а также проекты постановлений и распоряжений администрации по этим вопросам.
В соответствии с постановлением администрации города Пензы от 4 апреля 2016 года №463 «О распределении обязанностей между главой администрации г. Пензы, первым заместителем главы администрации г. Пензы и заместителями главы администрации г. Пензы», с учетом последующих изменений, заместитель главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам непосредственно координирует и контролирует деятельность МКУ «УКС г. Пензы».
Постановлением главы администрации г. Пензы от 22 августа 2017 года №1533 на должность заместителя главы администрации г. Пензыс 22 августа 2017 года назначен ФИО2
Признавая заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, временно исполняющий обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 признала установленным и исходила из того, что в связи с ненадлежащим исполнением заместителем главы администрации города Пензы ФИО2 своих должностных обязанностей, допущено нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.
Факт неисполнения заместителем главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 указанного предписания подтверждается:
- постановлением прокурора Ленинского района города Пензы Мустафина Т.Х. о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 июля 2021 года;
- соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» №56701000-12021-015 от 27 января 2021 года;
- постановлением администрации города Пензы от 22 августа 2017 года №1533 «О назначении на должность ФИО2»;
- постановлением администрации города Пензы от 4 апреля 2016 года №463 «О распределении обязанностей между главой администрации города Пензы, первым заместителем главы администрации города, заместителями главы администрации города»;
- постановлениями администрации города Пензы от 15 апреля 2016 года №521, от 31 мая 2016 года №841/52, от 6 июля 2016 года №1066/1, от 1 декабря 2016 года №2113/1, от 6 апреля 2017 года №576, от 23 июня 2017 года №1139, от 17 апреля 2018 года №663, от 8 ноября 2018 года №2048/1, от 30 ноября 2018 года №2224/2 «О внесении изменений в постановление администрации города от 04.04.2016 №463 «О распределении обязанностей между главой администрации города Пензы, первым заместителем главы администрации города, заместителями главы администрации города»;
- муниципальным контрактом №035530004721000011_66166 от 30 апреля 2021 года Выполнение работ по объекту: «Ул. Московская в границах ул. Кураева – ул. Карла Маркса, г. Пенза».
Исследовав и оценив представленные доказательства, временно исполняющий обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1обоснованно признала заместителя главы администрации города Пензы ФИО2 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, дав его действиям верную юридическую квалификацию.
При рассмотрении дела временно исполняющим обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 правильно определены юридически значимые обстоятельства. Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности заместителя главы администрации города Пензы ФИО2 мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не исключают наличие в действиях заместителя главы администрации города Пензы ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления временно исполняющего обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта. Переоценка собранных по делу доказательств не является основанием для удовлетворения жалобы.
Порядок и срок давности привлечения заместителя главы администрации города Пензы ФИО2 к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При назначении наказания временно исполняющим обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности виновного, а также характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Довод защитника ФИО2 о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, несостоятелен исходя из следующего.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий непредставляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Доводы защитника о том, что имеются основания для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью деяния не являются обоснованными.
Каких-либо оснований для изменения назначенного заместителю главы администрации города Пензы ФИО2 наказания не имеется.
Таким образом, исходя из анализа примененных норм законодательства, учитывая все имеющиеся в материалах административного дела доказательства, нахожу жалобу заместителя главы администрации города Пензы ФИО2 необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление временно исполняющего обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 от 16 августа 2021 года подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление временно исполняющего обязанности первого заместителя Министра финансов Пензенской области ФИО1 от 16 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя главы администрации города Пензы по земельным и градостроительным вопросам ФИО2 – без удовлетворения.
Судья И.Б. Егорова