ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-538/2022 от 05.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-538/2022

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2022 г. г. Челябинск

Судья Ленинского районного суда г. Челябинска Кутепова Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио директора Государственного унитарного предприятия Тверской области «Лесное дорожное ремонтно-строительное управление» (далее по тексту ГУП «Лесное ДРСУ») Кузнецова А.А. на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее по тексту УФАС России) ФИО1 о привлечении к административной ответственности врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецова А.А. по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецова А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецов А.А. обратился в Ленинский районный суд г. Челябинска с жалобой на указанное постановление, в которой просит вынесенное постановление признать незаконным и отменить.

В обоснование своих доводов врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецов А.А. указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии признаков ограничения конкуренции в соответствии с пп. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, отсутствуют и признаки антиконкурентного соглашения, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ между ООО «СпецДорМаш» и заказчиком – ГУП «Лесное ДРСУ» никогда не достигалось никаких договоренностей о каких-либо совместных действиях в отношении закупки грейдера. ГУП «Лесное ДРСУ» не совершало действий, ограничивающих конкуренцию, соглашений с участниками торгов, не осуществляло согласованных действий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции среди поставщиков или к созданию преимущественных условий для кого-либо из поставщиков.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецов А.А. просил рассмотреть жалобу на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ с учетом письменных уточнений к жалобе и освобождении Кузнецова А.А. от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту - Закона о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Следовательно, соглашением может быть признана договорённость хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определённым Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки и при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило решение комиссии Челябинского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу , согласно которому в действиях ООО «СпецДорМаш» выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антикокурентного соглашения на торгах. Извещение о проведении электронного аукциона на поставку автогреййдера размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный аукцион являлся предметом рассмотрения Комиссии по контролю в сфере Тверского УФАС России, по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о признании жалобы необоснованной. По результатам проведения аукциона на дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе подана единственная заявка ООО «СпецДорМаш», согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от ДД.ММ.ГГГГ. между ГУП «Лесное ДРСУ» и ООО «СпейцДорМаш» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку автогрейдера на сумму 8 032 000, 00 рублей. Контракт исполнен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно проведенному анализу анитомонопольной службы документации ГУП «Лесное ДРСУ» установлено наличие доказательств участия в подготовке документации об электронном аукционе специалистов ООО «СпецДорМаш», кроме того Тверским УФАС установлено, что представитель ГУП «Лесное ДРСУ» контактировал с представителем ООО «СпецДорМаш» при подготовке письменных пояснений в антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ООО «Автомобили и тракторы».

Указанные обстоятельства подтверждают факт того, что представитель ГУП «Лесное ДРСУ» контактировал с ООО «СпецДорМаш» на стадии обоснования НМЦК, формирования технического задания, подготовки разъяснений аукционной документации, рассмотрения жалобы в Тверском УФАС России, что свидетельствует о создании преимущественных условий для ОО «СпецДорМаш» со стороны ГУП «Лесное ДРСУ» в ходе подготовки, а так же проведения аукциона, и заключении соглашения, запрещенного п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольной службой был установлен факт наличия на рынке сбыта продукции, соответствующей техническому заданию, установленному заказчику, при этом был в полном объеме обоснован довод, согласно которому, представленные коммерческие предложения, с учетом установленных заказчиком технических характеристик представляют собой продукцию не являющуюся взаимозаменяемой, либо не соответствующую установленной ценовой политики. Исходя из установленных фактических данных ООО «СпецДорМаш» изначально являлось хозяйствующим субъектом, заинтересованным в результате аукциона.

Таким образом, заключение между ГУП «Лесное ДРСУ» и ООО «СпецДорМащ» антиконкурентного соглашения обусловлено совокупностью обстоятельств: формирование заказчиком объекта закупки, соответствующего товару одного производителя – ООО «СпецДорМаш»; обоснование НМЦК с использованием коммерческих предложений трех организаций, отправленных сотрудником ООО «СпецДорМаш» с закупкой товара по максимальной цене; предоставление заказчиком возможности ООО «СпецДорМаш» ознакомиться с аукционной документацией по закупке до ее официального опубликования; помощь сотрудника ООО «СпецДорМаш» заказчику при подготовке разъяснений аукционной документации; содействие заказчику при подготовке к заседанию Комиссии Тверского УФАС России по рассмотрению жалобы на аукционную документацию по закупке; отсутствие возможности у других поставщиков поставить указанный товар; заключение контракта с единственным участником закупки ООО «СпецДорМаш».

Таим образом, материалами дела об административном правонарушении установлен факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при заключении антиконкуретного соглашения на торгах.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения свободы экономической деятельности и создания условий для возникновения и поддержания конкуренции.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители.

В соответствии с п. 5.1 Устава ГУП «Лесное ДРСУ» единоличным исполнительным органом управления Предприятия является директор. Назначение на должность и увольнение с должности директора осуществляется .

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.А. назначен на должность врио директора.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является должностное лицо, а именно врио директора Кузнецов А.А.

Объективную сторону совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составляют действия должностного лица по заключению и реализации соглашения, противоречащего п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации выяснению подлежит наличие субъктивной стороны административного правонарушения, а так же обстоятельства исключающие производство по делу.

Материалами дела об административном правонарушении установлено наличие в действиях должностного лица ГУП «Лесное ДРСУ» виновного поведения, выраженного в форме умысла.

Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Таким образом, в действиях Кузнецова А.А. доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.

Оснований для признания малозначительными действия Кузнецова А.А. при совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с ч.2.9 КоАП РФ, суд не находит.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пп. 2-4 ч. 2 ст. 317 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, суд не находит оснований для отмены постановления об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее по тексту УФАС России) ФИО1 о привлечении к административной ответственности врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецова А.А. по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, либо изменения данного постановления, так как оно законно и обоснованно, наказание Кузнецову А.А., в соответствии с данным постановлением, назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, и с учетом личности правонарушителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее по тексту УФАС России) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецова А.А. оставить без изменения, а жалобу врио директора ГУП «Лесное ДРСУ» Кузнецова А.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.О. Кутепова