Дело 12-8/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Богородское 06 февраля 2017 года
Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Вьюшина И.И., рассмотрев жалобу Главы Семейно-родовой общины «Кутувэ»ФИО1, привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 8.37 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., инспектора отдела организации государственного надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ, в производство Ульчского районного суда Хабаровского края поступила вышеуказанная жалоба. Согласно которой ФИО1 просит решение старшего государственного инспектора ФИО3, о привлечении председателя Семейно-родовой общины «Кутувэ» коренных малочисленных народов Севера ФИО1, к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обосновании жалобы ФИО1, ссылаясь на нормы ст. 24.1 КоАП РФ, указала, что в ходе административного расследования она поясняла должностному лицу о том, что сведения о добыче (вылове) водных биологических ресурсов по разрешениям посредством факсимильной связи своевременно направлялись в адрес Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. В период нереста, так как добыча не велась, «нулевые отчеты» составлялись, однако сведения, содержащиеся в них в распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не предоставлялись. Считает, что хотя в её действиях формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, однако по своему характеру не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, полагает, что ФИО3, обязан был выяснить в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов. В частности необходимо было учесть предмет административного правонарушения, если таковой имеется (разрешен ли данный вид биоресурсов к добыче (вылову), запрещен либо ограничен на момент совершения административного правонарушения, а также количество незаконно добытых (выловленных) биоресурсов); примененные правонарушителем орудия, способы рыболовства (являлись ли они запрещенными либо не разрешенными или ограниченными к применению в момент совершения административного правонарушения в данном месте либо данными лицами); место совершения административного правонарушения (относится ли оно к районам, где рыболовство запрещено либо ограничено, или отнесено к объектам общего пользования). Считает, что необходимо было рассмотреть вопрос о прекращении дела об административном правонарушении вследствие малозначительности совершенного правонарушения.
Материалы административного дела № поступили в Ульчский районный суд Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ФИО1, не явилась, о времени и месте рассмотрения данного дела извещена надлежащим образом, в установленном законом порядке. Причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Отдел организации государственного надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в лице представителя инспектора ФИО2, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела без её участия. Обжалуемое постановление просила оставить в силе.
Рассмотрев доводы жалобы, представленные материалы административного дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшими, их законными представителями, защитниками и представителями.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Следовательно, никто не может быть привлечен к административной ответственности за правонарушение которого он не совершал, либо не доказана вина лица в совершении данного правонарушения в установленном законом порядке.
В соответствии с нормами ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В целях выполнения предусмотренных данной статьёй задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия) (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 18.10.2012) "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства").
В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Квалификации по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила осуществления рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Постановления Пленума, исходя из положений Федеральных законов от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства. С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании, ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Целями статьи 8.37 КоАП РФ являются охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром.
На российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна распространяются и обязательны к соблюдению Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 N 385 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна".
Согласно п.п. «б», п. 88.2 которого следует, что при осуществлении традиционного рыболовства пользователи представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов в случае осуществления добычи (вылова) с предоставлением рыбопромыслового участка 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца (за исключением тихоокеанских лососей).
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов являются правила рыболовства. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использование водных биоресурсов деятельность (часть 4 ст. 43.1).
Как следует из материалов дела в 2016 г, СРО «Кутувэ» КМНС выдано 4 разрешения на добычу (вылов) частиковых видов рыб №№ со сроком добычи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 1 разрешение на добычу (вылов) частиковых видов рыб № со сроками добычи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со служебной запиской № от ДД.ММ.ГГГГ, отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков, СРО «Кутувэ» КМНС, сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов в установленные сроки, не предоставила.
С ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, является учредителем СРО «Кутувэ» КМНС, основным видом деятельности является рыболовство в реках озерах, водохранилищах и прудах. Что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что за период осуществления деятельности привлекаемое должностное лицо было осведомлено о требованиях порядка, сроков предоставления отчетов о добычи рыбы, которые являются для возглавляемого ею юридического лица обязательными.
Кроме того требования п.п. «б» п. 88.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, о предоставлении в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца (за исключением тихоокеанских лососей), введены в действие Приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 N 385 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна", с началом действия редакции с 11.04.2014. Данные требования в этой части не изменены, действуют по настоящее время. Вместе с этим нарушение требований указанных Правил, должностным лицом допущено дважды в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству не представлено шесть отчетов по добыче (вылову) рыбы.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, на момент совершения административного правонарушения, являясь должностным лицом, получая информацию об уловах водных биоресурсов от лиц, ответственных за добычу (лов) на промысловых участках, обобщая и анализируя полученную информацию, имела возможность предоставить в контролируемый орган достоверные сведения об условиях водных биоресурсов и в установленные сроки. Однако не приняла зависящие от неё мер по их соблюдению.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов.
В этих целях, в частности необходимо учитывать предмет административного правонарушения, если таковой имеется (разрешен ли данный вид биоресурсов к добыче (вылову), запрещен либо ограничен на момент совершения административного правонарушения, а также количество незаконно добытых (выловленных) биоресурсов); примененные правонарушителем орудия, способы рыболовства (являлись ли они запрещенными либо не разрешенными или ограниченными к применению в момент совершения административного правонарушения в данном месте либо данными лицами); место совершения административного правонарушения (относится ли оно к районам, где рыболовство запрещено либо ограничено, или отнесено к объектам общего пользования) (п. 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда от 23.11.2010 N 27)
Согласно правового содержания вышеуказанных правовых норм, следует, что при прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, - не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с этим, подавляющее большинство административных правонарушений являются формальными, что не предполагает оценку размера вредных последствий. В таких случаях решение вопроса о малозначительности деяния должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
Доводы ФИО1, изложенные в жалобе, а также в её пояснениях изложенных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что её действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, отчеты не направлялись исключительно из за их нулевых показателей, и начнут их отправлять когда начнут рыбачить не могут быть приняты судом во внимание, вопреки принципа относимости доказательств.
Поскольку применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, следует учитывать требования установленные Правилами рыболовства, которые в сою очередь не разграничивают условия и основания для предоставления отчетов при добыче рыбы, а устанавливают строго определенные сроки их предоставления (п.п. «б», п. 88.2 Правил). Правил рыболовства которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации.
На основании обстоятельств по данному делу, в судебном заседании установлено, что в действиях ФИО1, имеет место состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 статьи 8.37 КоАП РФ, выразившееся в не предоставлении Сведений о добыче (вылове) частиковых видов рыб по предоставленным разрешениям в территориальный орган росрыболовства за период времени действовавшего разрешения на добычу (вылова) рыбы.
Согласно административного дела, вина должностного лица в совершении административного правонарушения установлена, что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, в частности: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, служебной запиской № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, разрешениями на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. А так же доводами ФИО1, о том, что отчеты составлялись, но сведения, содержащиеся в них в распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не предоставлялись, и пояснениями, изложенными в вышеуказанном протоколе.
При таких обстоятельствах, нахожу, что вина должностного лица доказана. Поскольку нарушение требований п. 88.2 вышеуказанных Правил, составило несколько месяцев, следовательно, можно сделать вывод, что данное правонарушение обладает высокой степенью интенсивности и поэтому не может являться малозначительным, как не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Напротив, непредставление отчетов в установленные законом сроки, напрямую нарушают требования Правил рыболовства, которые являются обязательны для исполнения юридическими, должностными лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство, в соответствии с федеральным законодательством (п. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ).
В связи с чем, в силу ст. 2.9 КоАП ФИО1, не возможно освободить от административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
При этом, рассматривая данную жалобу, руководствуясь Федеральным законом от 31.12.2014 г., № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1. КоАП РФ», которым реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г., № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, исключительных обстоятельств, для снижения назначенного наказания, связанных с характером совершенного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица не нахожу.
Поскольку объективных причин, не зависящих от должностного лица, для предоставления отчетов в установленные законодательством срок, а так же доказательств, подтверждающих уважительность пропуска данного срока, либо документального подтверждения имущественного и финансового положения привлекаемого должностного лица, материалы дела не содержат, дополнительно суду не представлены.
При таких обстоятельствах, считаю, что административное наказание назначено привлекаемому к ответственности юридическому лицу в минимальном размере предусмотренной данной санкцией ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, соразмерно характеру совершенного им административного правонарушения, и является справедливым.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность должностного лица, в соответствии со ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом характера правонарушения, совершенного ФИО1, в области природоохранного законодательства, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, оснований для отмены обжалуемого Постановления, снижению наказания в виде штрафа не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь содержанием вышеуказанных правовых норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, прихожу к выводу, что жалоба ФИО1, не полежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
1. Жалобу Главы Семейно-родовой общины «Кутувэ» ФИО1, - оставить без удовлетворения, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., инспектора отдела организации государственного надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии Решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты> Оригинал Решения подшит к материалам административного дела № 12-8/2017 и находится в Ульчском районном суде Хабаровского края.
<данные изъяты>
Судья И.И. Вьюшина