Судья Водостоева Н.П. Дело №21-352-2023
№12-54-2023
УИД46RS0006-01-2023-001779-02
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Курского областного суда Бабкина О.С., рассмотрев жалобу Р. на решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 12 октября 2023 г., вынесенное по жалобе Р. на постановление заместителя начальника отдела по Железногорскому лесничеству, заместителя старшего государственного лесного инспектора в Железногорском лесничестве Курской области от 31 июля 2023 года в отношении Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л А:
31 июля 2023 года заместителем начальника отдела по Железногорскому лесничеству - заместителем старшего государственного лесного инспектора в Железногорском лесничестве Курской области ФИО1 принято постановление № о привлечении Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, за которое он подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Р. обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 12 октября 2023 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу, без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, в порядке ст.30.9 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу Р., просит решение судьи городского суда и постановление должностного лица отменить, как незаконные.
Проверив материалы дела, выслушав Р., поддержавшего доводы жалобы, возражения на нее должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Диспозиция статьи 8.32 КоАП РФ по своей правовой природе является бланкетной и отсылает к другим нормативным правовым актам, содержащим правила и требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 8.32 КоАП РФ.
К основным нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, за которые устанавливается административная ответственность по вышеуказанной статье, относятся следующие общие положения:
- пункт 8. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
- пункт 9. Запрещается засорение леса отходами производства и потребления;
- пункт 10. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером;
- пункт 11. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра;
Постановлением Правительства Курской области от 10.04.2023 N 440-пп "Об установлении особого противопожарного режима на территории Курской области" (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Курской области от 16.10.2023 N 1089-пп), на период действия особого противопожарного режима установлены дополнительные меры пожарной безопасности, предусматривающие:
организацию работы оперативных штабов муниципальных образований по контролю за пожарной обстановкой и выполнением противопожарных мероприятий;
установление запрета на разведение костров, использование открытого огня, мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи открытым огнем, за исключением мангалов и иных приспособлений, находящихся на объектах общественного питания;
установление запрета на посещение гражданами лесов, блокирование лесных дорог шлагбаумами, канавами и другими заграждениями;
организацию работы мобильных постов, ограничивающих доступ населения в леса, а также временных противопожарных постов в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;
проведение рейдов по патрулированию наиболее пожароопасных участков, выявлению палов сухой травянистой растительности, а также оперативному реагированию на возникающие очаги пожаров;
привлечение к профилактической работе и патрулированию представителей добровольной пожарной охраны, волонтеров, а также добровольцев из жителей населенных пунктов;
установку дополнительных информационных стендов (аншлагов) о соблюдении мер пожарной безопасности;
приближение подвижных постов полиции к лесным массивам с целью ограничения заезда в них транспортных средств;
разъяснительную работу с населением, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и местах массового нахождения людей, о введении особого противопожарного режима и связанных с ним ограничениями и ответственностью, о соблюдении мер пожарной безопасности и порядка действий при возникновении пожаров в населенных пунктах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах;
организацию работы по расчистке территорий населенных пунктов, неэксплуатируемых приусадебных земельных участков от сухой травянистой растительности, валежника, мусора и других горючих материалов;
содержание в исправном состоянии естественных и искусственных источников противопожарного водоснабжения, подъездных путей для беспрепятственного забора воды пожарными автомобилями;
создание дополнительного запаса воды для целей пожаротушения, определение дополнительной техники для подвоза воды, а также землеройной техники для ликвидации пожаров;
усиление охраны объектов, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения;
привлечение сил и средств сельхозпроизводителей и лесопользователей для выполнения противопожарных мероприятий;
подготовку пунктов временного размещения населения и транспортных средств для эвакуации населения и пострадавших из возможных зон лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Следуя материалам дела, поводом для привлечения к административной ответственности Р. послужили обстоятельства, изложенные в протоколе № об административном правонарушении от 16.07.2023, составленным УУП и ПДН ОП (по обслуживанию Железногорского района МОМВД России «Железногорский» ФИО2, о том, что 07 июля 2023 года в 13 часов 01 мин. в квартале 6 выдела 7 Кармановского участкового лесничества Железногорского лесничества находился автомобиль марки <данные изъяты> госномер №, принадлежащий Р., тем самым нарушил Постановление Правительства Курской области от 10.04.2023 г. №440-ПП «Об установлении особого противопожарного режима на территории Курской области», которым введено ограничение пребывания граждан в лесах и въездах в них транспортных средств, в связи с чем, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.32 ч.3 КоАП РФ.
На его основе 31.07.2023 заместителем начальника отдела по Железногорскому лесничеству - заместителем старшего государственного лесного инспектора в Железногорском лесничестве Курской области ФИО1 принято постановление о привлечения Р. к административной ответственности по ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, законность и обоснованность которого были подтверждены решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 12 октября 2023 г.
Однако с выводами должностного лица и судьи согласиться нельзя, ввиду следующего.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По смыслу положений п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ).
Нормами ч.2 ст.30.7 КоАП РФ установлено, что решение по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП Р.
Пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, содержаться нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности. Решение по делу должно быть мотивировано.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Исходя из положений ст.26.11 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежало проверить все доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе доводы Р. об отсутствии установления запрета на посещение гражданами лесов, блокирование лесных дорог шлагбаумами, канавами и другими заграждениями; установки дополнительных стендов (аншлагов) о соблюдении мер пожарной безопасности; отсутствие предупреждающих знаком о запрете посещения леса и т.д.,
Должностное лицо, принявшее постановление, подтвержденное судебным решением, сделав ссылки на несоблюдение Р. требований п.47 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", не учло, что данный пункт не устанавливает административную ответственность, а предусматривает, что, в целях обеспечения пожарной безопасности, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457 утверждены Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах" (далее – Приказ) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 N 44580).
Однако данный Приказ предписывает органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), принятие мер по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Курской области от 10.04.2023 N 440-пп "Об установлении особого противопожарного режима на территории Курской области" (на который имеется ссылка в оспариваемых актах, как на нарушение Р. его п.п.1,2) определяет с 10 апреля 2023 года в границах территории Курской области особый противопожарный режим до принятия решения о его отмене, и дополнительные меры пожарной безопасности (отменено Постановлением Правительства Курской области от 16.10.2023 N 1089-пп). Административную ответственность названное постановление, также, не устанавливает.
Приказ Минприроды Курской области от 25.04.2023 N 01-08/283 "О введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств", не соблюдение которого вменяется в вину Р., утратил силу с 22.05.2023, в связи с изданием приказа Минприроды Курской области от 15.05.2023 N 01-08/308).
На момент оформления протокола об административном правонарушении действовал Приказ Минприроды Курской области от 27.06.2023 N 01-08/412 "О введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств".
Проверяя постановление должностного лица, судья не оценил данные обстоятельства и не принял во внимание, что требования к пребыванию граждан в лесах установлены в пункте 46 указанных выше Правил.
Кроме того, ссылаясь на фотографии с информационными стендами, запрещающими въезд в лес, судьей ошибочно указано на их представление должностным лицом, тогда как они были приложены заявителем непосредственно к жалобе, что следует из ее содержания; соответственно, и ссылка на лист дела под номером 17, на котором отсутствует какая-либо фотография, является недостоверной.
Лист дела под номером 5 содержит фотографию со стендом, из которого, также, не следует, что имеется запрет на въезд транспортных средств.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу, в связи с чем, решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 12 октября 2023 г., вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Р., нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении предусмотрено вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Поскольку на момент рассмотрения в Курском областном суде срок давности привлечения Р. к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железногорский городской суд Курской области.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать доказательства в их совокупности, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Р. - удовлетворить частично.
Решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 12 октября 2023 г., вынесенное по жалобе Р. на постановление заместителя начальника отдела по Железногорскому лесничеству, заместителя старшего государственного лесного инспектора в Железногорском лесничестве Курской области от 31 июля 2023 года в отношении Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Железногорский городской суд Курской области.
В соответствии с п.3 ст.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Курского областного суда О.С. Бабкина