ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54 от 01.12.2011 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

                                                                                    Старополтавский районный суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Старополтавский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-54/2011

Р Е Ш Е Н И Е

с. Старая Полтавка 1 декабря 2011 года

Судья Старополтавского районного суда Волгоградской области

А. В. Полковников,

с участием лица, в отношении которого ведется производства по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области, административное дело по жалобе ФИО1 на постановление №-н от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю в отношении:председателя огороднического некоммерческого товарищества «Курнаевское» Старополтавского района ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , проживающего по ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ председатель огороднического некоммерческого товарищества (ОНТ) «Курнаевское», Старополтавского района, Волгоградской области ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере  за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ФИО1 обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления. В обосновании жалобы он указывает, что постановление считает незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене по следующим обстоятельствам.

ОНТ «Курнаевское» осуществляет водоснабжение  на основании договора оперативного управления муниципальным имуществом Курнаевского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ Считает, что государственный инспектор по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области ФИО2 не учёл тех обстоятельств, что приостановление ОНТ «Курнаевский» водоснабжения населенного пункта до получения лицензии на право пользования недрами может повлечь причинение материального и морального вреда населению этого населённого пункта, приостановление деятельности социально-значимых учреждений (школы, фельдшерско-акушерского пункта), а также причинение убытков юридическим лицам - пользователям воды, в связи с отсутствием иных источников водопользования.

Осуществляя пользование скважинами в целях водоснабжения населения , он действовал в состоянии крайней необходимости.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что раскаивается в содеянном. В настоящее время занимается решением вопроса о получении лицензии на пользование скважинами, для этого им был получен пакет документов на оформление данной лицензии, изготовлены кадастровые паспорта на земельные участки, где расположены скважины. О принимаемых мерах сообщил в Росприроднадзор. Просит суд отменить постановление № производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Государственный инспектор по геологическому контролю Волгоградской области ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в суд не прибыл, в письменном отзыве на жалобу просит рассмотреть жалобу без его участия. В удовлетворении жалобы ФИО1 полностью отказать. Указал, что председатель ОНТ «Курнаевское» ФИО1 правильно привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы ФИО1 на постановление государственного инспектора по геологическому контролю Волгоградской области ФИО2, прихожу к следующему.

Как предусмотрено ст.30.6 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьёй единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Часть 1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

В соответствии со ст.11 и ч.7 ст.51 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющая право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условиях. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

В судебном заседании установлено, что согласно информации администрации Курнаевского сельского поселения Старополтавского муниципального района администрация Курнаевского сельского поселения осуществляет водоснабжение  из 4-х водозаборных скважин на основании договора оперативного управления муниципальными имуществом Курнаевского сельского поселения. Общим водоснабжением связаны и социально значимые учреждения: школа, фельдшерско-акушерский пункт, юридические лица. Других источников водопользования на территории поселения нет.

Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет деятельность по занятию части подземного водного объекта и использует его без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, в целях водоснабжения населённого пункта .

В статье 5 Водного кодекса РФ (Федеральный закон №74-ФЗ от 03.06.2006г., в редакции от 21.07.2011г.) определено, что объектами водных отношений являются поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. В свою очередь, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Такое двоякое нормативное регулирование обусловлено тем, что подземные водные объекты, входя в предмет отношений, регулируемых водным законодательством, одновременно выступают объектом регулирования законодательства РФ о недрах, являясь специфическим минеральным ресурсом - подземными водами (это объект геологического изучения, разведки, добычи и охраны).

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" законодательство РФ о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002г. N503-ст, к подземным водам относятся питьевые (1, 2, 3 класса), технические, минеральные (бальнеологические, питьевые, лечебно-столовые), теплоэнергетические (низкопотенциальные, среднепотенциальные, высокопотенциальные) и промышленные подземные воды (бромные, йодные, йодобромные).

В приложении "Б" к Классификатору даны пояснения наименований подземных вод, в соответствии с которыми сформулированы следующие понятия:

- воды подземные - сосредоточение вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

- воды подземные питьевые - воды, в которых бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения;

- воды подземные технические - воды, кроме питьевых, минеральных и промышленных, пригодные для использования в экономике;

- воды подземные минеральные - воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей;

- воды подземные теплоэнергетические - термальные воды, теплоэнергетические ресурсы которых могут быть использованы в любом секторе экономики;

- воды подземные промышленные - воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения компонентов в промышленных масштабах.

Право собственности на водные объекты и право водопользования регулируются водным законодательством РФ.

Право водопользования (долгосрочное, краткосрочное и ограниченное) регламентируется ВК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.

Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, то есть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, то есть граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Осуществление права водопользования урегулировано главой 3 ВК РФ.

Согласно ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одной из сторон договора является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается: Правительством РФ - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в иных целях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ).

Пользование водным объектом без правоустановительных документов означает незаконное осуществление действий по изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора.

Водозаборная скважина представляет из себя комплекс технических средств и сооружений, расположенных на земельном участке, имеющем определённые границы. Право собственности Курнаевского сельского поселения на 4 водозаборные скважины, расположенные на улицах , , пересечении улиц  и ,  и  в , подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. Для получения права пользования недрами для целей добычи подземных вод в виде забора воды на хозяйственно-питьевые нужды населения из подземных источников путём использования водозаборных скважин к заявке подлежат приобщению копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

Перечисленные выше документы, необходимые для пользования водными объектами, у ОНТ «Курнаевское» отсутствуют.

Несмотря на это, ОНТ «Курнаевское» пользуется водными объектами, то есть незаконно осуществляет деятельность по изъятию воды.

С учётом установленных обстоятельств, прихожу к выводу, что действия ФИО1 подлежит квалифицировать как самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, то есть по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Санкция ст. 7.6 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1, признаны раскаяние, принятие мер по устранению нарушений законодательства.

В соответствии со ст.4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в действиях ФИО1 не установлено.

В связи с изложенным, прихожу к выводу, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению в части: постановление№-н от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере  за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ изменить; действия ФИО1 квалифицировать по признакам правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере .

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО1 на постановление№-н от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере  за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, удовлетворить в части.

Постановление№-н от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере  за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ изменить: действия ФИО1 квалифицировать по признакам правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере .

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение десяти дней.

Судья: А.В. Полковников.