ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-555/2021 от 15.10.2021 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело

УИД 25RS0-23

Р Е Ш Е Н И Е

15 октября 2021 года <.........>

<.........>

Судья Находкинского городского суда <.........> Комарова В.А., рассмотрев жалобу ООО «ФИО6» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления ФИО1 Е.Е. от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО ФИО7»,

установил:

Постановлением ДМУ ФИО1 от ДД.ММ.ГГ. ООО «ФИО8» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «ФИО9» обратилось в суд с жалобой, в которой указано на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В судебном заседании защитник ООО «ФИО10» по доверенности ФИО3 полностью поддержала доводы жалобы, пояснила, что материалы дела не содержат доказательства, позволяющих сделать достоверный вывод о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

Из-за технической неполадки канализационной насосной станции системы ливневой канализации акустический датчик расходомер был сдан в ремонт. В связи с переходом на зимний период ДД.ММ.ГГ. Обществом произведена консервация очистных сооружений производственной площадки, следовательно, сброс сточных вод не осуществлялся. Акустический датчик расходомер отремонтирован и введен в эксплуатацию актом от ДД.ММ.ГГ., запуск очистных сооружений произведен ДД.ММ.ГГ.; журнал учета сточных и дренажных вод ведется.

Объект - здание пассажирский павильон переведен на консервацию. Накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод в районе проходной не учтен в программе ПЭК, инвентаризации выбросов по причине незначительного воздействия.

Выводы административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, сделаны без оценки всех обстоятельств по делу и доказательств.

Просила указанное постановление ДМУ ФИО1 в отношении ООО «ФИО11» отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав защитника ООО «ФИО12», изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.1 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Пунктом 6 Положения от нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ., предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

По делу установлено, что в отношении ООО «ФИО13», осуществляющего хозяйственную деятельность на промышленной площадке, расположенной по адресу: <.........> «а» ДМУ ФИО1 с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <.........>, ФГБУ «ТОтехмордирекция» в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. (приказ от ДД.ММ.ГГ.) была проведена плановая выездная проверка на основании приказа И.О. руководителя ДМУ ФИО1 от ДД.ММ.ГГ.-КНД.

ДД.ММ.ГГ. в ходе осмотра территории ООО «ФИО14» было установлено, что в контрольном колодце хозяйственно-бытовых сточных вод и в следующем за ним колодце хозяйственно-бытовые сточные воды отсутствовали.

На объекте установлены очистные сооружения, предназначенные для очистки поверхностного ливневого стока с последующим сбросом очищенных сточных вод в акваторию б. Врангель. Мощность очистных сооружений принимается по производительности канализационной насосной и составляет: 13,48 л/сек, 48,54 м3/час, 1 164,96 м3/сут., 425, 210 тыс. м3/год.

После очистки сточные воды канализационной насосной станцией перекачиваются в транзитный городской ливневой коллектор и сбрасываются по выпуску в бухту Врангеля.

В соответствии с положительным заключением государственной экологической экспертизы по осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, утвержденным Приказом от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении заключения экспертной комиссии, государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность ООО «ФИО15» во внутренних морских водах и территориальном море для учета объема сбрасываемых сточных вод Обществом установлен расходомер с интегратором акустическим «ЭХО-Р-02» .

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется в отсутствии водоизмерительной аппаратуры.

Поступление ливневых сточных вод на очистных сооружениях предусмотрено по системе ливневых каналов (лотки), закрытых металлическими решетками, водоприемные колодцы и подземные ливневые каналы.

В Журнале учета водоотведения средствами измерения (Форма 1.3) не указывается количество сброшенных сточных вод ООО «ФИО16» выпуском в акваторию б. Врангеля. Журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод ООО «ФИО17» не ведется.

В ходе проведения плановой выездной проверки журнал учета водоотведения средствам измерения (Форма 1.3) и журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод Обществом не представлены.

Согласно Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточенных, в том числе дренажных, вод их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГ., водопользователи обязаны:

Вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных ресурсов осуществляют учет объема забора (изъятых) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1-1.4, указанным в приложении к Порядку.

Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосборных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.

В ходе проведения осмотра ДД.ММ.ГГ. также было установлено, что хозяйственно-бытовые стоки от пассажирского павильона (домик докеров) поступают в накопительную емкость (септик), которая расположена с северной стороны от пассажирского павильона.

Кроме того, хозяйственно-бытовые сточные воды от проходной производственной территории Общества сбрасываются в накопительную емкость (септик).

Согласно представленному Обществом договору ЖБО/20 на вывоз жидких бытовых отходов от ДД.ММ.ГГ. с ООО «ФИО18», жидкие бытовые отходы, образованные в ходе жизнедеятельности сотрудников предприятия, передаются на очистные сооружения <.........>, расположенные по адресу: <.........>.

В ходе проведения осмотра были выявлены следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не учтенные (не указанные) в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в Разрешении от ДД.ММ.ГГ. на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенный с северной стороны от пассажирского павильона (домик докеров); накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод от проходной.

Соответственно в программу экологического контроля Общества не внесены загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух накопителей хозяйственно-бытовых сточных вод.

В разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГ., выданном Управлением ФИО1 по <.........>, не учтены сведения о загрязняющих веществах от источников выбросов накопителя хозяйственно-бытовых сточных вод.

По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ.-КНД.

В связи с выявленными нарушениями ДМУ ФИО1 в отношении юридического лица – ООО «ФИО19» и генерального директора Общества ФИО4 были возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.

На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 Е.Е. от ДД.ММ.ГГ. ООО «ФИО20» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, в связи с нарушением ст. 22, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточенных, в том числе дренажных, вод их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГ..

Кроме того, ДД.ММ.ГГ. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 Е.Е. вынесено представление , обязывающее генерального директора ООО «ФИО21» ФИО4 принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 Е.Е. ДД.ММ.ГГ. генеральный директор ООО «ФИО22» ФИО4 также привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 Е.Е. ДД.ММ.ГГ. в отношении генерального директора ООО «ФИО23» ФИО4 было оспорено в судебном порядке, судом оставлено без изменения и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ..

Вопреки доводам жалобы, указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом ДМУ ФИО1 при вынесении постановления была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы защиты об отсутствии в материалах дела доказательств вины ООО «ФИО24» несостоятельны и опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе, фототаблицей, актом проверки от ДД.ММ.ГГ.-КНД, согласно которому в ходе проверки установлено, что сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется Обществом в отсутствие водоизмерительной аппаратуры; в журнале учета водоотведения средствами измерения (Форма 1.3) не указывается количество сброшенных сточных вод ООО «ФИО25» выпуском в акваторию б. Врангель; журнал учета (форма 2.1) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод не ведется; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенный с северной стороны от пассажирского павильона (домик докеров) и накопитель хозяйственно-бытовых сточных вод от проходной не учтены (не указаны) в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в Разрешении от ДД.ММ.ГГ. на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в программу экологического контроля Общества не внесены загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух накопителей хозяйственно-бытовых сточных вод; в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГ., выданном Управлением ФИО1 по <.........> не учтены сведения о загрязняющих веществах от источников выбросов накопителя хозяйственно-бытовых сточных вод.

Таким образом, вина юридического лица ООО «ФИО26» в совершении указанного административного правонарушения полностью доказана, действия ООО «ФИО27» квалифицированы верно, а доводы жалобы не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.

Оснований для переоценки выводов, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к его отмене отсутствуют. Наказание юридическому лицу – ООО «ФИО28» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления ФИО1 Е.Е. от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «ФИО29» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <.........>вой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Комарова В.А.