дело №12-55/2023
УИД: 44RS0027-01-2023-000932-25
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
17 ноября 2023 года г.Нерехта Костромской области
Судья Нерехтского районного суда Чиркина А.А., рассмотрев жалобу главы муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области № 044/04/14.32-564/2022 от 09 августа 2023 года об административном правонарушении по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области № 044/04/14.32-564/2022 от 09 августа 2023 года глава администрации городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО1 был признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом, а именно будучи главой администрации городского поселения город Нерехта допустил нарушение пунктов 3, 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно необоснованно без проведения конкурсных процедур установлены временные городские маршруты по перевозке пассажиров № 1В и № 2В, дублирующие маршруты № 1 и № 2, по которым осуществлял перевозки ИП ФИО2, что привело к ограничению конкуренции, поскольку иные хозяйствующие субъекты не имели возможность принять участие в конкурентной борьбе за заключение договора на осуществление перевозок по маршрутам №1 В и № 2В.
Не согласившись с данным постановлением, глава администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области № 044/04/14.32-564/2022 от 09 августа 2023 года; производство по делу № 044/04/14.32-564/2022 прекратить. Жалоба мотивирована тем, что в целях определения потребности в перевозках пассажиров на основании поступающих обращений жителей были запущены дополнительные муниципальные маршруты по нерегулируемым тарифам. Договоры на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по данным маршрутам заключены без проведения конкурентных процедур, что предусмотрено п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соблюдение установленного законом порядка заключения соглашений муниципальных контрактов свидетельствует об отсутствии обязательного признака состава правонарушения нарушения, предусмотренного п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - наступление или возможности наступления последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода с товарного рынка или устранения с него хозяйствующих субъектов. Таким образом, все совершаемые действия администрации городского поселения город Нерехта осуществлены в рамках действующего законодательства и не влекут ограничения доступа на товарный рынок, выходу из товарного ранка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Из представленного ФИО3 фрагмента видеозаписи не следует, что должностными лицами обсуждается вопрос организации перевозок путем раздела рынка перевозок муниципальных и городских маршрутов. Должностными лицами предлагаются пути решения проблемы, связанной с осуществлением пассажирских перевозок, что не может свидетельствовать о нарушении ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Глава администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО1, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29.09.2022 комиссия Управления вынесла решение № 044/01/16-631/2021, которым признала факт нарушения Администрацией города пунктов 3, 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в предложении хозяйствующим субъектам отказа от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке, регулировании действий на товарном рынке, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в результате чего данные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) и к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Также Решением постановлено материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая, что в соответствии со ст. 37 Закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность в том числе, должностные лица органов местного самоуправлении, 30.11.2022 г. в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения город Нерехта ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, и 09.08.2023 г. он был привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как следует из материалов дела, в спорный период ИП ФИО2 обслуживал городские маршруты: № 1, № 2 на территории города Нерехта.
Постановлением Администрации города от 26.07.2021 года № 443 на период с10.08.2021 по 31.01.2022 установлен временный муниципальный маршрут № 1В Вокзал-Вокзал.
Между Администрацией города и ИП ФИО4 без проведения конкурсных процедур заключен договор от 09.08.2021 года № 1-ВР на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по временному муниципальному маршруту Вокзал-Вокзал, проходящему в границах городского поселения город Нерехта.
Постановлением Администрации города от 26.07.2021 года № 444 на период с 10.08.2021 по 31.01.2022 установлен временный муниципальный маршрут № 2В Вокзал-Вокзал.
Между Администрацией города и ИП ФИО4 без проведения конкурсных процедур заключен договор от 09.08.2021 года № 2-ВР на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по временному муниципальному маршруту Вокзал-Вокзал, проходящему в границах городского поселения город Нерехта.
На основании заключенных с ИП ФИО4 договоров Администрацией города данному перевозчику были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и карты маршрутов.
Постановления № 443, № 444 изданы администрацией без исследования пассажиропотока.
УФАС установило, что вновь введенные маршруты № 1В, № 2В фактически являются дублирующими по отношению к муниципальным маршрутам № 1, № 2, перевозку по которым осуществляет ИП ФИО2 При этом расписание автобусов на маршрутах № 1В и № 2В не утверждалось, автобусы по данным маршрутам следовали непосредственно перед автобусами маршрутов № 1 и № 2, осуществлявшими движение в соответствии с утвержденным расписанием, что повлекло существенное снижение выручки у ИП ФИО2, так как его автобусы на маршрутах № 1 и № 2 стали ездить пустыми.
11.12.2021 года договоры, заключенные с ИП ФИО2 на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам № 1 и № 2, расторгнуты. Впоследствии маршруты № 1 и № 2 по результатам конкурсных процедур переданы для обслуживания ИП ФИО4, а маршруты № 1В и № 2В отменены.
Проанализировав обстоятельства дела, УФАС пришло к выводу о том, что практически одновременное введение администрацией временных маршрутов № 1В, № 2В явилось препятствием для осуществления ИП ФИО2 деятельности по осуществлению перевозок по маршрутам № 1, № 2. Указанные действия администрации являлись согласованными, привели к ограничению конкуренции и способствовали частичному устранению с рынка пассажирских перевозок ИП ФИО2
29.09.2022 года комиссия Управления вынесла решение № 044/01/16-631/2021, которым признала факт нарушения Администрацией города пунктов 3, 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в предложении хозяйствующим субъектам отказа от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке, регулировании действий на товарном рынке, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в результате чего данные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) и к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании принятого решения администрации городского поселения город Нерехта выдано предписание о совершении в срок не позднее 01.12.2022 года действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, устранения последствий такого нарушения, путем:
- прекращения действий, установленных решением по делу № 044/01/16-631/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, нарушающих требования Закона № 220-ФЗ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- доведения до ответственных должностных лиц администрации информации о запретах, установленных пунктами 3, 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ.
Арбитражный суд Костромской области указанное решение счел обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Закона № 135-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3);
ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ.
Антимонопольный орган в качестве нарушения пунктов 3, 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ квалифицировал действия администрации, выразившиеся во введении временных маршрутов № 1В, № 2В, фактически дублирующих муниципальные маршруты № 1, № 2, перевозку по которым осуществлял ИП ФИО2, и заключении договоров на регулярные перевозки по временным маршрутам без проведения конкурентных процедур, которые привели к ограничению конкуренции и способствовали частичному устранению с рынка пассажирских перевозок ИП ФИО2
В силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус», поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1статьи 26 настоящего Федерального Закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи11 Закона№ 220-ФЗ).
Полномочия администрации в области транспортного обслуживания установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением об организации транспортного обслуживания населения в городском поселении город Нерехта, утв. Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 22.12.2011г. № 69 «Об утверждении положения «Об организации транспортного обслуживания населения в городском поселении город Нерехта» на период с 10 августа 2021 года по 31 января 2022 года», Уставом муниципального образования городское поселение город Нерехта.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона(пункт 1 части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).
В силу части 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдают на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок лицу, с которым заключены государственный или муниципальный контракт, и сведения о котором, указанные в пункте 13 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Частью 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Случаи выдачи свидетельства об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса предусмотрены в части 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.
Как следует из материалов дела, после издания администрацией постановлений № 443, № 444 устанавливающих временные маршруты, заключены договоры с ИП ФИО4, которому выданы свидетельства и карты маршрутов. При этом открытые конкурсы на право осуществления перевозок повременным маршрутам не проведены, случаи выдачи свидетельства об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса не наступали. Кроме того, вновь введенные маршруты № 1В, № 2В дублирующие муниципальные маршруты № 1, № 2, перевозку по которым осуществлял ИП ФИО2, привели к существенному снижению выручки у ИП ФИО2, так как автобусы на маршрутах № 1В, № 2В следовали непосредственно перед автобусами маршрутов № 1, № 2. Факт дублирования введенными маршрутами № 1В, № 2В муниципальных маршрутов № 1, № 2 установлен антимонопольным органом и подтвержден представленными доказательствами.
Указанные обстоятельства установлены решением комиссии УФАС по Костромской области от 29.09.2022 г. Законность принятого решения установлена Арбитражным судом, в связи с чем обстоятельства, установленные в указанном решении, а также факт нарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» не подлежат повторной проверке.
Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ подтверждается указанным решением антимонопольного органа, протоколом об административном правонарушении, постановлением об административном правонарушении, иными представленными в материалы дела доказательствами.
Довод жалобы о возможности заключения договоров на осуществление регулярных перевозок по временным маршрутам без проведения конкурентных процедур на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ подлежит отклонению, как противоречащий нормам специального закона, а именно: пункту 1 части 2 статьи 14, части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ, предусматривающим проведение открытого конкурса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения в целом повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Управления ФАС по Костромской области, и получили надлежащую оценку должностного лица, вынесшего постановление. Оснований не согласиться с вынесенной оценкой у суда не имеется. Кроме того, аналогичные же доводы приводились в жалобе на решение антимонопольного органа от 29.09.2022 г., и также были признаны необоснованными решением Арбитражного суда Костромской области.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, оснований для его снижения или замены предупреждением суд не усматривает. Более того, запрет на назначение наказания в виде предупреждения за административные правонарушения, предусмотренные ст.14.32 КоАП РФ, прямо прописано в законе.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, при рассмотрении дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося постановления не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области № 044/04/14.32-564/2022 от 09 августа 2023 года о привлечении к административной ответственности главу администрации городского поселения город Нерехта ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения на руки копии решения.
Судья Чиркина А.А.