ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/20 от 22.06.2020 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело №12-56/2020

УИД: 44 RS 0027-01-2020-000799-41

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Нерехта Костромская область 22 июня 2020 года

Судья Нерехтского районного суда Костромской области Жохова С.Ю.,

рассмотрев административное дело по жалобе МУП «ЖКХ Нерехтажилкомхоз»,

на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К. от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К. от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Согласно данному постановлению при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при эксплуатации плотины на р. Нерехта в г. Нерехта, находящейся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» и образованного ей водохранилища не соблюдаются требования к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Данная деятельность, оказывающая неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, осуществляется без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а именно в зимний период на плотине открываются заслонки и сбрасывается вода из водохранилища. Эксплуатационный режим противоречит требованиям к водному режиму водоемов рыбохозяйственного назначения. Водный режим водохранилища установлен без учета требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.

Что является нарушением ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 года 3 7 «Об охране окружающей среды», ч.3 ст. 47, ч.1 и ч.2 ст. 50 ФЗ от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; п.п. б,в,г,е,ж,з ч.2 Постановления правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»; ст. 45 Водного Кодекса РФ; п. 18 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997; п.12, 15 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 24 августа 2010 года № 330.

Не согласившись с постановлением, МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» подало жалобу, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство прекратить, за отсутствием в действиях события административного правонарушения, по следующим основания:

- МУЖ ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» является лицом эксплуатирующим гидротехническое сооружение в соответствии с требованиями, установленными правилами эксплуатации гидротехнического сооружения «плотина и водохранилище на реке Нерехта г. Нерехта Костромской области», согласованными заместителем руководителя Верхне-Волжского управления Ростехнадзора.

- назначение гидротехнического сооружения плотины, ее параметров, после утверждения Правил не менялось, о чем может свидетельствовать заключение о согласовании осуществления деятельности, оказывающей воздействием на водные биологические ресурсы и среду их обитания Верхневолжским территориальным управлением Федерального агенства по рыболовству в рамках проектной документации «Капитальный ремонт платины на реке Нерехта и город Нерехта Костромской области»;

- открытие заслонок и сбрасывание воды в зимнее время, используя плотину в период паводка, либо засухи происходит в силу требований, установленных правилами эксплуатации ГТС и не является тем действием, которое требует согласования с Росрыболовством;

- в постановлении отсутствуют какие-либо ссылки на нарушение законодательства о запрете использования заслонок при сбросе, либо накоплении объема воды в водохранилище. Причинение вреда водным биологическим ресурсам ввиду нормальной эксплуатации плотины на реке Нерехта в соответствии с утвержденными правилами эксплуатации ГТС не выявлено. Влияние, оказывающее на среду обитания водных биологических ресурсов, связанных с нормальной эксплуатацией плотины не является нарушением, ответственность за которую предусмотрена действующим законодательством. Влияние разности уровня воды, объема водохранилища в разные времена года, в зависимости от количества осадков при нормальной эксплуатации плотины в соответствии с требованиями не является одним из признаков состава административного правонарушения;

- в данном случае п. 12 Типовых правил использования водохранилища, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2020 № 330 не применим ввиду предназначения плотины для образования водохранилища для рекреации, благоустройства территории и противопожарных нужд ( п.10 и 11 типовых правил). Все положения законодательства и нормативных актов, указанных в постановлении при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на реке Нерехта соблюдаются и не нарушаются.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП «ЖКХ Нерехтажилкомхоз» И. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству К. пояснил, что река Нерехта относится к категории водных объектов рыбохозяйственного назначения. Поэтому любая деятельность, связанная с негативным воздействием на воднобиологические ресурсы реки должна быть согласована в Росрыболовством. Деятельность по сбросу воды с водохранилища оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы реки. Поскольку рыба в реке при нересте поднимается вверх по реке, а после нереста обратно. Плотина преграждает ей ее естественный путь. Поэтому на плотине должны быть предусмотрены ходы для рыбы. В случае отсутствия необходимости организации миграции рыбы, должен быть определен размер ущерба, а также условия его возмещения. Представленные правила, согласованные в Верхневолжским Федеральным агентством не соответствуют действующему законодательству, а также определяют определенные действия по ремонту плотины.

Исследовав материалы административного дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ).

Из пункта 2 части 1 статьи 2 названного Закона следует, что одним из основных принципов, на которых основано правовое регулирование в области рыболовства, является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.

Сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 части 1 статьи 1 Закона N 166-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 50 Закона N 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона N 166-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления (пункт 1).

В силу пункта 2 указанного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, среди прочего: б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания производится в соответствии Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 N 1166.

Пунктом 4 Положения N 380 регламентировано, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

На основании пункта 7 Положения N 380 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Следует отметить, что перечень видов деятельности, в отношении которых установлено требование о применении мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, не ограничен ввиду указания законодателем в соответствующих нормативных положениях на "иную деятельность". Соответственно, законодательно установленная обязанность подлежит выполнению хозяйствующими субъектами, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания. Иной подход нивелирует установленные законодательством принципы в области охраны животного мира.

Пункт 1 Постановления Правительства N 380 называет перечень видов деятельности, при осуществлении которой должны приниматься меры по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания, в частности в к ним относится осуществление деятельности (планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.

В соответствии с п. п. 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384, юридические и физические лица для согласования осуществления иной деятельности (помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства) представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются программы планируемых работ, обосновывающие осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Из приведенных положений законодательства следует, что в случае, если физическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также юридическое лицо любой организационно-правовой формы осуществляют деятельность, связанную с использованием водных биологических ресурсов, к которым относятся рыбы, водоросли и другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, они обязаны согласовать такую деятельность с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальным органом).

МУП «ЖКХ Нерехтажилкомхоз» не отрицалось и это подтверждено материалами дела, что организация осуществляет сброс воды с плотины, расположенной на реке Нерехта.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что эксплуатация гидротехнического сооружения (ГТС) плотина и водохранилище на р. Нерехте осуществляется без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и средств их обитания, не соблюдаются требования по их сохранению

Сброс воды с плотины водоема рыбохозяйственного значения - Реки Нерехта безусловно, представляет собой деятельность, оказывающую воздействие на биоресурсы и среду из обитания.

ДД.ММ.ГГГГ с и.о заместителем руководителя Верхне-Волжского управления Ростенадзора согласованы правила эксплуатации гидротехнического сооружения «Плотина и водохранилище на реке Нерехта г. Нерехта костромской области».

ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт водохранилища на реке Нерехта, согласно которого собственником является администрация городского поселения город Нерехта, эксплуатирующее предприятие МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз»

Согласно пояснительной записки от ДД.ММ.ГГГГ установлены критерии безопасности гидротехнического сооружения плотина и водохранилище на реке Нерехте.

В этой связи в силу приведенных выше нормативных положений Муниципальное предприятие обязано производить оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Ссылка заявителя на то, что сброс воды происходит в силу установленных правил использования ГТС. А также то, что плотина используется для противопожарных нужд, рекреации, благоустройства территории, являются не убедительными, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает необходимости проведения мероприятий, предусмотренных положениями подпунктов "з", "ж" пункта 2 Положения N 380. Меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания осуществляются в совокупности. Предполагается, что любая деятельность хозяйствующего субъекта, посредством которой осуществляется водопользование с целью сброса сточных вод, может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Только произведя соответствующую оценку можно установить наличие или отсутствие вреда водным биологическим ресурсам, чего в рассматриваемой ситуации Организацией сделано не было.

Оценка воздействия на окружающую среду, предусмотренная статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", применяется на любой стадии хозяйственной деятельности в отличие от экологической экспертизы (статья 33 названного Закона), осуществляемой исключительно в отношении планируемой в будущем деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что платина используется в целях противопожарной безопасности являются не убедительными в силу того, что основанием для привлечения организации к административной ответственности послужил факт сброса вод с плотины, а не использование водного ресурса для пожаротушения.

Имеющиеся паспорта на плотину, а также согласованы правила эксплуатации плотины свидетельствую о ее безопасности для окружающих, а не водных и биологических ресурсов, находящихся в водоеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что назначение МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» административного наказания в пределах, установленного санкцией ст. 8.48 ч.1КоАП РФ, может быть высоко обременительным для данного субъекта экономической деятельности, относящегося к бюджетному предприятию, может повлечь к избыточному ограничению его имущественных прав и интересов, и в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений ч. 1 ст. 3.1, ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, а также требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, факт привлечения к административной ответственности впервые, нахожу возможным постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К. от ДД.ММ.ГГГГ в отншении МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть до 50 000 рублей.

При указанных обстоятельствах, основания для отмены вынесенного по делу постановления у суда вышестоящей инстанции отсутствуют.

В силу п.п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Указанные обстоятельства не установлены, поэтому жалоба МУД ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу МУП «ЖКХ Нерехтажилкомхоз» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К. от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области К. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» – изменить: снизить наказание до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья: С.Ю. Жохова