РЕШЕНИЕ
05 сентября 2022 года ЗАТО г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Усков Д.А.,
с участием представителя ФИО1 по доверенности ФИО3,
должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении - заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края ФИО1 на постановления заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС России» подполковника внутренней службы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ которым глава ЗАТО г. Зеленогорск ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС России» подполковника внутренней службы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – глава ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением должностное лицо ФИО1 обратился в суд с жалобой в которой просит обжалуемое постановление изменить и исключить из него следующие нарушения, обязывающие:
- создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории населенного пункта, территории садоводства, огородничества, при наличии вблизи них (в радиусе 200 метров) естественного водоисточника (река, озеро и др.) (водоем на территории садоводческого некоммерческого товарищества № 2, водоем на территории поселка Октябрьский, водоем в районе улиц Полоскова, Парковая);
- организовать пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
В обоснование своей жалобы указывает, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно. Администрация ЗАТО г. Зеленогорска не обязана устраивать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории населенного пункта, территории садоводства, огородничества, при наличии вблизи них (в радиусе 200 метров) естественного водоисточника (река, озеро и др.), в связи с наличием на территории города наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами; создавать пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
В судебное заседание глава ЗАТО г. Зеленогорска ФИО1 не явился, направил своего представителя по доверенности ФИО2 который жалобу поддержал по изложенным к ней основаниям.
Должностное лицо вынесший постановление об административном правонарушении, - заместитель начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС России» подполковника внутренней службы ФИО5 в судебном заседании считая постановление законным и обоснованным просил жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статей 1, 20 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений и территорий.
При этом нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 38 этого закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, и эти лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положений п. п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных этим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей в ходе рассмотрения жалобы, должностным лицом - начальником отдела федерального государственного пожарного надзора ФКГУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС России» подполковником внутренней службы ФИО5 27.05.2022 в отношении Главы ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края был составлен протокол об административном правонарушении № согласно которому в нарушение: Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 ст. 6; пункты 1, 2 ст. 63; федерального закона « О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ ст. 19; Федеральный закон «лесной кодекс Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ пункт 4 части 2 ст. 53.1; федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ, ч. 5 ст. 8; правила противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 75; СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение» п. 10.10.
1. Не осуществил мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения (находятся в неисправном состоянии: ПГ-1, 2, ул., № ул., № (участок водопровода №) по ; № в районе МБУ «Молодежный центр», ;
2. Не создал условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории населенного пункта, территории садоводства, огородничества, при наличии вблизи них (в радиусе 200 метров) естественного водоисточника (река, озеро и др.) (водоем на территории садоводческого некоммерческого товарищества №, водоем на территории поселка Октябрьский, водоем в районе улиц Полоскова, Парковая);
3. Не разработал Постановление «Об утверждении Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Зеленогорска»;
4. Не организовал пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
Квалифицировав выявленные нарушения требований пожарной безопасности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, заместителем начальника ФГГПН СУ ФПС № МЧС России» ФИО4ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении должностному лицу ФИО1 административного наказания в виде предупреждения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, судья полагает, что должностное лицо заместитель начальника ФГГПН СУ ФПС № МЧС России» ФИО4 пришло к правильному выводу о совершении должностным лицом Главой ЗАТО г. Зеленогорск ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат убедительных данных о том, что у Учреждения отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность и приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в РФ, утверждении Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее – ППР указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 75 ППР и п. 10.10. Свода правил 8.13130.2020 «Систем противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение) утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, при наличии н территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственны водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) органы местного самоуправления устраивают к ним подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Объекты защиты, для которых предписано обустроить забор воды и естественных водоисточников (постройки на территориях садоводческих некоммерческих товариществ №№ 2, 6 и садоводческое некоммерческое товарищество в районе Золиной горы, а также здания и сооружений расположенные ниже и на территории асфальто-бетонного завода находятся на территории ЗАТО г. Зеленогорска и не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения в виде наружных водопроводных сетей пожарными гидрантами.
На вышеуказанных территориях, вблизи зданий и сооружений находятся естественные водоемы. Следовательно, имеется прямая необходимость обеспечения объектов источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения.
На основании изложенного, считаю обоснованным указанное нарушение обязательных требований в части создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для цели пожаротушения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, а именно устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердь покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории садоводства огородничества, при наличии вблизи них (в радиусе 200 метров) естественного водоисточника (река, озеро и др.) (водоем на территории садоводческого некоммерческого товарищества №, водоем на территории поселка Октябрьский, водоем в районе улиц Полоскова, Парковая).
В связи с чем прихожу к выводу об отсутствии оснований для изменения постановления по делу об административном правонарушении и исключения из него вышеуказанного пункта нарушения.
В обжалуемом постановлении указано на нарушение не организацию пожарных наблюдательных пунктом (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Вместе с тем, с данным выводом согласиться нельзя.
Распоряжением Правительства Российской Федерации о 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктур для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта павильон) не предусмотрен для городских лесов, которые в соответствии со ст. 111 Лесного кодекса РФ относится к категории защитных лесов.
Пунктом 8 Приказа Минприроды России от 05.08.2020 № 565 «Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» предусмотрено, что на лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области лесных отношений планируют создание объектов лесной инфраструктуры в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется путем закупок проектной документации и закупок услуг на ее реализацию по утвержденным планам-графикам в соответствии с законодательством о контрактной системе.
На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, мероприятия по созданию новых объектов лесной инфраструктуры и содержанию существующих объектов лесной инфраструктуры осуществляют государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества на основании государственного задания или государственного (муниципального) контракта.
Согласно, п. 24 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Также, п. 24 вышеуказанного постановления меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Планом тушения лесных пожаров на территории ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ на период пожароопасного сезона 2022 года, который был согласован с ФГКУ «Специальное управление № МЧС России» также не было предусмотрено создание пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Кроме того, нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что на территории городского лесничества г. Зеленогорска, относящегося к Среднесибирскому подтаежно-лесостепному району (Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№), необходимо обеспечить размещение пожарных наблюдательных пунктов из расчета на 1 тыс. га общей площади защитных лесов - по 0,02 пункта.
С учетом того, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом городского лесничества г. Зеленогорска 6635,6 га защитных лесов, по нормативам на территории лесничества должно находиться не менее 0,13 наблюдательных пунктов в защитных лесах.
Таким образом создать и установить 0,13 наблюдательных пунктов на территории городского лесничества действующее законодательство разъяснений не содержит.
Создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря для территории городского лесничества г. Зеленогорска, согласно приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» производится по одному на добровольную пожарную дружину.
В связи с отсутствием на территории города добровольных пожарных дружин и отсутствием обращений в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска от общественных организаций или граждан об оказании содействия в организации добровольной пожарной дружины или добровольной пожарной охраны, соответственно создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря не требуется.
Таким образом прихожу к выводу, что Администрация ЗАТО г. Зеленогорска не обязана создавать пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
Установка пожарных наблюдательных пунктов на территории городского лесничества г. Зеленогорска противоречит лесохозяйственному регламенту городского лесничества г. Зеленогорска, утвержденному Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ№- п, которым наблюдательные пункты не предусмотрены.
Противопожарные меры должны осуществляться исключительно в соответствии с указанным лесохозяйственным регламентом, который в установленном законом порядке не оспорен, является действующим и в силу ст. 87 Лесного кодекса РФ является основой осуществления использование охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в граница городского лесничества г. Зеленогорска.
Таким образом, из обжалуемого постановления следует исключить вывод о не организации пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
Иные доводы жалобы должностного лица и его представителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, подтверждающихся представленными в материалы дела доказательствами, которые были исследованы должностным лицом и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» подполковника внутренней службы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить:
- исключить из указанного акта вывод о нарушении главой ЗАТО г. Зеленогорск пункт 4 - не организовал пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты), пункты сосредоточения противопожарного инвентаря.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу Главы ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Сперанского М.В - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Д.А. Усков