ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-570/2018 от 28.02.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Метёлкин Е.В. Дело № 12-570/2018

Р Е Ш Е Н И Е

28 февраля 2018 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО1 по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...>,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды < Ф.И.О. >5 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении <...> от <...> (далее также – административный орган) Разиевский < Ф.И.О. >8 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, < Ф.И.О. >1 обратился с жалобой в Темрюкский районный суд Краснодарского края.

Решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2017 г. постановление административного органа по делу об административном правонарушении <...> от <...> оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ФИО1 по доверенности < Ф.И.О. >4 просит восстановить процессуальный срок на обжалование, отменить постановление административного органа по делу об административном правонарушении <...> от <...> и решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2017 г., прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела и указано заявителем в жалобе, копию решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...> представитель < Ф.И.О. >1 получил <...>, что подтверждается записью в справочном листе, а жалоба поступила в районный суд – <...>

Таким образом, судья краевого суда полагает, жалобу представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...> поданной в срок.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражения, выслушав представителя ФИО1 по доверенности < Ф.И.О. >4, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в адрес Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора из Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение < Ф.И.О. >6 (вх. <...>-ог от <...>), по вопросу размещения отходов в водоохранной зоне Ахтанизовского лимана.

В период <...> с 12 часов 10 минут по 12 часов 25 минут на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от <...><...> «Об утверждении планового (рейдового) задания», с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Темрюкским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора проведено рейдовое мероприятие по маршруту: <...>

В ходе обследования <...> Краснодарского края ориентировочно в 200-250 м от уреза воды Ахтанизовского лимана в районе точки с географическими координатами <...> на земельном участке, не имеющем твердого покрытия (на грунте) размещены строительные отходы (отходы от сноса здания) и лом черных металлов. Ориентировочная площадь, на которой размещены отходы составляет 30 х 30 метров.

Каких-либо информационных стендов на указанной территории установлено не было.

По результатам проведения рейдового мероприятия составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований <...> от <...>

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно письму администрации Ахтанизовекого сельского поселения <...> от <...><...> владельцем домовладения по адресу: <...> Краснодарского края, является Разиевский < Ф.И.О. >9. Как следует из пояснений < Ф.И.О. >3, лом черных и цветных металлов, размещенный на придворовой территории, принадлежит < Ф.И.О. >2 и < Ф.И.О. >3. Отходы накопились в процессе жизнедеятельности и используется ими в строительстве дома на земельном участке по адресу <...> Краснодарского края.

С целью определения площади загрязнения отходами, а также глубины загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате размещения отходов лома черных и цветных металлов и строительных отходов в береговой полосе и в водоохранной зоне Ахтанизовского лимана Азовского моря, определением от <...> была назначена экспертиза.

<...> специалистами экоаналитической лаборатории Федерального государственного бюджетного учреждения «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» произведен отбор проб. Составлен акт отбора проб <...> от <...>

Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» от <...> была определена площадь почвы, перекрытой ломом металлов - <...> м2 и площадь почвы, загрязненной нефтепродуктами вследствие их размещения - <...> м2. Размер вреда в стоимостной форме (в результате размещения лома металлов), рассчитываемый в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Минприроды России от 08 июля 2010 № 238, составил <...> рублей.

Вышеописанные обстоятельства составляют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении <...>/<...> от <...>, постановлением по делу об административном правонарушении <...> от <...>, фототаблицей, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований <...>/<...> от <...>, экспертным заключением от <...>, и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судом не установлены обстоятельства как смягчающие (ст. 4.2 КоАП РФ), так и отягчающие (ст. 4.3 КоАП РФ) административную ответственность ФИО1

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Доводы жалобы о нарушении порядка проведения проверки административным органом, отсутствии сведений, информации о проверке на сайте административного органа, являются необоснованными.

Согласно Приложению № 1 к приказу Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 237 плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, водных объектов (в том числе акваторий водоемов) и их водоохранных зон, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации (далее - плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора утверждаются приказами руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - органы государственного экологического надзора, учреждения).

Основанием проведения планового (рейдового) осмотра, обследования указываются сведения об основании проведения планового (рейдового) осмотра, обследования, включая поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела проверка проводилась с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Темрюкским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора проведено рейдовое мероприятие по маршруту: <...> на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от <...><...> «Об утверждении планового (рейдового) задания» по сведениям из Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры при обращении < Ф.И.О. >6

В обоснование жалобы заявитель ссылается на пункты 22-34 приказа Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» с указанием на то, что сведения о внесенных в ежегодный план проведения плановых проверок изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Размещение ежегодных планов проведения плановых проверок территориальных управлений Росприроднадзора на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Однако данные положения распространяются на проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются Росприроднадзором не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки. Не позднее рабочего дня направления уведомления о проведении проверки уполномоченным должностным лицом в единый реестр проверок вносится информация в соответствии с Правилами.

В данном случае необходимо руководствоваться пунктами 79.1-79.8 приказа Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

Основаниями для начала осуществления административной процедуры проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований являются поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся на основании заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, которые оформляются в соответствии с порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, утвержденным приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237.

В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования могут проводиться следующие мероприятия визуальный осмотр; отбор проб; применение фото (видео) фиксации; иные мероприятия, проводимые государственными инспекторами в области охраны окружающей среды при осуществлении которых не требуется их взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, доводы жалобы о том, что при даче объяснений ФИО1 не были разъяснены права и обязанности, опровергаются имеющимися материалами настоящего дела, а именно: объяснениями ФИО1 от <...> (л.д. 136-137).

Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения судьи, поскольку направлены на иную оценку исследованных судьей доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда или опровергали бы выводы судебного постановления.

При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи районного суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 декабря 2017 г. оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 по доверенности < Ф.И.О. >4 без удовлетворения.

Судья Краснодарского краевого суда: