Дело № 12-58/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Омск 25 марта 2021 года
Судья Советского районного суда г. Омска Ефремова И.В., при секретаре Патракеевой Е.П., с участием помощника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 за № ….. от …. года, которым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 за № …. от … АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе представитель АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» ФИО2 просит постановление признать незаконным и отменить, указав, что градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов 1 категории, введенных в эксплуатацию. В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Строительство объекта –«Установка замедленного коксования …. 1 этап. Блок коксовых камер» завершено, в подтверждении чего издано распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от … за №…. «О разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства–« Установка замедленного коксования …. 1 этап. Блок коксовых камер». Указанное разрешение не отменено, недействительным не признано. Действующим законодательством не предусмотрено осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении строящихся объектов 1 категории опасности, проектная документация которых не прошла государственную экологическую экспертизу. Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении строящихся объектов 1 категории опасности, а также выдача заключений по ним. Материалами дела не подтверждается совершения обществом деяния, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку вмененные обществу нарушения ст. 34, ст. 38 ФЗ « Об охране окружающей среды», ч. 7 ст. 54, п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не содержат конкретных требований о необходимости обратиться к административному органу за выдачей заключения. Административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку не свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности начал течь на следующий день после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию (…) и истек ….
Представители АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» ФИО2, ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сибирского межрегионального управления ФИО5, против удовлетворения жалобы возражала, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от … за №… в отношении АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» проведена внеплановая проверка на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: основная площадка, …, категория риска- высокая, категория объекта-I, буферный пруд, …, категория риска –высокая, категория объекта-I. Общая продолжительность проверки с …. Проверка проводилась с целью исполнения распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от … за №48-р, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от … за №… о проведении внеплановых выездных проверок в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и расположенных в г. Омске. Предметом проверки явилось соблюдение АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверки в период с.. года в отношении АО «Газпромнефть-ОНПЗ», на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду 644040, <...> Основная площадка …., категория риска – высокая, категория объекта – I, установлено, что на предприятии допущены нарушения требований природоохранного законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.
В соответствии с ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В ходе проверки установлено, что с целью проведения работ по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция установки замедленного коксования ….. 1 этап. Блок коксовых камер» была разработана проектная документация и результаты инженерных изысканий, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы № …., утвержденное заместителем начальника ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» ФИО6 … года.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство.
На основании прохождения проектной документации «Реконструкция установки замедленного коксования.. . 1 этап. Блок коксовых камер» государственной экспертизы Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска издано распоряжение от … года № … «Разрешение на строительств» объекта капитального строительства – «Установка замедленного коксования 21-10/3М. 1 этап. Блок коксовых камер».
Согласно п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Распоряжением от … года № … Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от … № …. Объект капитального строительства – «Установка замедленного коксования …. 1 этап. Блок коксовых камер», расположенный по проспекту … 1, Советский административный округ города Омска.
Учитывая, что требования к получению заключения федерального государственного экологического надзора (далее Заключение) в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, при их строительстве и реконструкции установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации с …18 года, то и получение Заключений в отношении объектов I категории требуется при их вводе в эксплуатацию также с … года.
Пунктом 13 Методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденных приказом Росприроднадзора от … № …7, установлено, что при осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов I категории, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы.
В тоже время в случае если проектная документация объекта капитального строительства, относящегося к объекту I категории, не прошла государственную экологическую экспертизу, то при оценке возможности выдачи Заключения предметом проверки будет являться соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных природоохранным законодательством.
Заключение федерального государственного экологического надзора, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта «Установка замедленного коксования ….. 1 этап. Блок коксовых камер» в эксплуатацию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не получено. Заявлений на выдачу заключения в Росприроднадзор и его территориальные органы не поступало.
Поскольку при вводе указанного объекта в эксплуатацию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заключение федерального государственного экологического надзора не получено, у Росприроднадзора отсутствовала возможность оценки полноты проведения предусмотренных проектной документацией объекта капитального строительства «Установка замедленного коксования …. 1 этап. Блок коксовых камер.» мероприятий по предотвращению и (или)снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных природоохранным законодательством
Нарушены требования ст.34, 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.7 ст. 54, п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вина АО «Газпромнефть-ОНПЗ» подтверждается: актом по результатам проверки № … от … г., распоряжением от … года № … Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска АО.
Таким образом, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Принимая обжалуемое постановление, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу обоснованно пришел к обоснованному выводу, что общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП, составляют действия, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Исходя из содержания данной нормы, указанное правонарушение является длящимся, что исключает фиксацию времени его совершения в протоколе.
Таким образом, административное правонарушение совершено в области охраны окружающей среды, следовательно, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ к спорным правоотношениям подлежит применению годичный срок привлечения к административной ответственности. В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Факт допущенных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» нарушений требований законодательства был установлен в период с.. по …, следовательно, при вынесении оспариваемого постановления срок, предусмотренный частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Иные, изложенные в жалобе доводы не состоятельны, поскольку требования к получению Заключения в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам 1 категории, при их строительстве и реконструкции установлена Градостроительным кодексом Российской Федерации с 01.01.2018, Таким образом, получение Заключений в отношении объектов 1 категории требуется при их вводе в эксплуатацию с 01.01.2018. В случае, если проектная документация объекта капитального строительства, относящегося к объекту 1 категории, не прошла государственную экологическую экспертизу, то при оценке возможности выдачи Заключения предметом проверки будет является соответствии такого объекта документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также выполнении всех мероприятий по предотвращению или снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных природоохранным законодательством.Росприроднадзор не проводил проверку конкретно в отношении объектов I категории, введенных в эксплуатацию, а также строящихся объектов. При проведении внеплановой проверки, целью которой является получение Заключения, необходимо заявление о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора от юридического лица, которое при вводе объекта в эксплуатацию в Управление не поступало.
При определении меры ответственности административным органом учтены все влияющие на размер наказания обстоятельства, предусмотренные статьями 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения АО «Газпромнефть-ОНПЗ» к административной ответственности соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено без нарушений требований и норм административного законодательства.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 за № … от …. года, которым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Ефремова