Дело № 12-58/2021
Р Е Ш Е Н И Е
с. Усть-Большерецк Камчатский край 26 октября 2021 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Архипович А.А., при секретаре Бокове А.А., рассмотрев жалобу Головчака И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края от 20.09.2021 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Октябрьского городского поселения Головчака И. В. по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
20 сентября 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края должностное лицо Головчак И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Головчак И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель должностного лица по доверенности Данилин В.В. жалобу поддержал, представив дополнение к жалобе, согласно которым, при рассмотрении дела в суде первой инстанции защитник о месте и времени судебного заседания, мировым судьей, надлежаще не уведомлен. Данное обстоятельство нарушило право заявителя на защиту.
В ходе судебного заседания прокурор уточнила дату вынесения постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.07.2021 года, в то время как указание в нем даты составления 26.07.2021 года является технической ошибкой. Мировой судья, установив, что постановление об административном правонарушении содержит противоречивые сведения о дате его составления, не признал указанное обстоятельство существенным нарушением порядка привлечения должностного лица к административной ответственности. Не сделан вывод мирового суда о допущенной прокуратурой Усть-Большерецкого района технической опечатке ошибочным и противоречащим представленным в деле доказательствам.
Указанное несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых статьёй 24.1 КоАП РФ, подтверждает недостаточность доказательств для вынесения постановления по делу, суд неправомерно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на не всестороннем и не полном и не объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ермолайчик А.А. полагал необходимым в удовлетворении жалобы отказать, указав, что между администрацией Усть-Большерецкого муниципального района и администрацией Октябрьского городского поселения имеется соглашение № 1 от 27.12.2019 года на основании которого истребимые сведения должны были быть предоставлены.
Должностное лицо, в отношении в которого ведется производство по делу об административном правонарушении Головчак И.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
При этом необходимым условием требования должностного лица административного органа (в данном случае о представлении документов для проведения проверки) является его законность. Лицу может быть предъявлено только такое требование, исполнение которого обязательно для него в силу закона.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) (пункт 1 статьи 157 БК РФ).
В соответствии со статьей 267.1 БК РФ, под проверкой, проводимой органом муниципального финансового контроля, понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Пунктом 5 ст. 265 БК РФ предусмотрено осуществление последующего контроля по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
В силу части 5 ст. 3 БК РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно частью 3 ст. 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Решением Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 1 октября 2014 года принято Положение о Финансовом управлении администрации Усть-Большерецкого муниципального района (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.9 Положения образовано с целью обеспечения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, а также осуществления общего руководства по организации бюджетного процесса в Усть-Большерецком муниципальном районе.
Согласно п.п. 40 п. 2.1 Положения Финансовое управление осуществляет внутренний финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, за целевым использованием средств местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств местного бюджета.
В соответствии с п. 3 Положения следует, что Финансовое управление в целях реализации своих полномочий имеет право: в целях своевременного и качественного исполнения бюджета получать все необходимые сведения от иных финансовых органов, а также иных органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета Усть-Большерецкого муниципального района предоставления отчетов об использовании средств местного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств местного бюджета муниципального района; направлять представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств местного бюджета Усть-Большерецкого муниципального района, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за их устранением; проводить проверки финансового состояния получателей бюджетных кредитов и муниципальных гарантий; осуществлять взыскание бюджетных средств, используемых получателями бюджетных средств, используемых получателями бюджетных средств не по целевому назначению; составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в отношении должностного лица – главы администрации Октябрьского городского поселения Головчака И.В. прокурором Усть-Большерецкого района Камчатского края 29 июля 2021 года (дата указана с учетом уточнений) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Проведение прокурорской проверки в отношении должностного лица главы администрации Октябрьского городского поселения Головчака И.В. обусловлено обращением заместителя руководителя Финансового управления администрации Усть-Большерецкого муниципального района и главы администрации Октябрьского городского поселения по вопросу проведения планового контрольного мероприятия в рамках внутреннего финансового контроля.
Согласно п. 2.2. Соглашения № 1 о реализации Решения о местном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств местного бюджета бюджетам городских и сельских поселений в Усть- Большерецком муниципальном районе главными распорядителями средств местного бюджета от 27 декабря 2019 года, заключенного между Финансовым управлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района и администрацией Октябрьского городского поселения, предусматривающего предоставление межбюджетных трансферов на оплату труда (с учетом повышения оплаты труда) работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов поселений, во исполнение которого администрации Октябрьского городского поселения перечислено 7037,8 тыс. рублей, предусмотрено, что администрация Октябрьского городского поселения обязуется обеспечить предоставление по требованию главного распорядителя средств местного бюджета сведений об использовании субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов.
Приказом заместителя руководителя Финансового управления администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 07.06.2021 года № 14 организовано проведение плановой камеральной проверки в администрации Октябрьского городского поселения «Проверка формирования фонда оплаты труда».
В рамках проверки Финансовым управлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района в адрес администрации Октябрьского городского поселения направлено письмо от 07.06.2021 года № 93 о необходимости до 22.06.2021 года предоставления учредительных документов; штатного расписания за проверяемый период; бюджетной сметы на 2020 год; расчет годового фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, должностей не муниципальной службы и работников технического (обслуживающего) персонала (при наличии) администрации Октябрьского городского поселения за проверяемый период; нормативные акты, регламентирующие формирование годового фонда оплаты труда.
Из письма главы администрации Октябрьского городского поселения от 15.06.2021 года № 02-04/736 следует, что в полномочия Финансового управления администрации Усть-Большерецкого городского поселения не входит формирование фонда оплаты труда без обращения и без заключения соглашения с представительным органом. Проверка формирования фонда оплаты труда за 2020 год надлежащим образом не запланирована, в реестре проверок на 2021 год отсутствует. В связи с чем, запрашиваемые документы предоставлены быть не могут. Также указал, о необходимости отмены приказа от 07.06.2021 года № 14.
Поскольку глава администрации Октябрьского городского поселения выразил отказ от предоставления запрашиваемых документов, 21 июня 2021 года за № 99 Финансовым управлением администрации Октябрьского городского поселения в его адрес повторно направлен запрос о предоставлении в срок, установленный в письме от 7 июня 2021 года № 93, документов необходимых для проведения контрольного мероприятия.
После истечения установленного срока главой администрацию Октябрьского городского поселения Головчаком И.В. не были представлены по требованию указанные в уведомлении о проведении проверки документы.
На основании приказа Финансового управления администрации Усть-Большерецкого муниципального района 23 июня 2021 года № 17 проведение планового контрольного мероприятия «Проверка формирования фонда оплаты груда» приостановлено.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
По итогам рассмотрения дела на основании представленных и исследованных доказательств, дав надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам, нормам права, мировой судья пришел к правильному выводу о том, Финансовое управление администрации Усть-Большерецкого муниципального района при проведении проверки формирования фонда оплаты труда (камеральной проверки) администрации Октябрьского городского поселения действовало в рамках представленных Положением о Финансовом управлении администрации Усть-Большерецкого муниципального района, а также ст.ст. 266.1, 269.2 БК РФ, полномочий по осуществлению последующего финансового контроля в целях установления законности расходования ранее предоставленных из бюджета района денежных средств в соответствии с требованиями законодательства РФ, и поскольку непредставление указанных в программе проверки документов повлекло невозможность проведения проверки, наличию в действиях должностного лица – главы администрации Октябрьского городского поселения Головчака И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
При этом, положения ФЗ от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, как на то указано в обоснование отказа главы администрации Озерновского городского поселения в предоставлении запрашиваемых документов, не применяются при осуществлении муниципального контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Ошибочное указание прокурором даты вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении – "26.07.2021" является технической опиской, носит очевидный характер, не ставит под сомнение его законность и обоснованность и не относится, к существенным процессуальным нарушениям, которые могут повлечь отмену судебного постановления.
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения мировым судьей. Оснований не согласиться с оценкой изложенных обстоятельств, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальных пределах санкции ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и имущественного положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Судебное постановление вынесено мировым судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного постановления по данному делу, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края от 20.09.2021 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Октябрьского городского поселения Головчака И. В. по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья А.А. Архипович