ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2017 от 23.05.2017 Кривошеинского районного суда (Томская область)

Дело № 12-5/2017

Р Е Ш Е Н И Е

с. Кривошеино 23 мая 2017 года

Судья Кривошеинского районного суда Томской области Дутов О.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Газпром» Первухина М.В. на постановление и представление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.01.2017 № 27/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № 27/2017 председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром») признано виновным в том, что являясь арендатором частей лесного участка по договору аренды частей лесного участка от 28.06.2011 (далее – Договор), использовало часть арендованного лесного участка, указанную в п. 1.2 данного Договора площадью га, расположенного в лесничестве, участковом лесничестве для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно: размещения объекта «Реконструкция средств ЭХЗ с внедрением системы телемеханики газопровода без предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, чем нарушило подп. «а» п. 3.3. и подп.«в» п.3.4 названного Договора аренды, ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Так же по данному делу об административном правонарушении вынесено представление от 31.01.2017 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением и представлением должностного лица, защитник ПАО «Газпром» Первухин М.В. обратился в суд с жалобой, в которой указывает на необоснованное привлечение ПАО «Газпром» к административной ответственности, и просит постановление и представление признать незаконными, отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что по данному правонарушению истек срок давности привлечения к административной ответственности; в протоколе не указано время совершения административного правонарушения; отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, поскольку срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка, а договор аренды был возобновлен на неопределенный срок в соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ; представление не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно определенных действий, которые необходимо совершить и содержание представления не соответствует составу административного правонарушения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч.1 ст.25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

В соответствии со ст.45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно ст.9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В силу ч.1 ст.420, ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст.72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ст. 45 ЛК РФ, заключается на срок до сорока девяти лет.

Во исполнение требований ст.45 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно п.7 которых на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно положениям ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.02.2012 №69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (Зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075), которым установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 28-30, 33, 34 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований, на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (п.28-29); для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п.30); внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом (п.33); проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (п.34.).

В соответствии со ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ранее действовавшему Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, утратившему силу 11.02.2017, в связи с принятием Приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (п.2). Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (п.3). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде. В заявлении указываются, в том числе, вид и срок использования лесов (п.5). Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения Экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней (п.7). Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (п.14). Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат Экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком (п.15).

В соответствии с ч. 11. ст. 74. ЛК РФ типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 типовой формой договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 №1003, арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения (государственной или муниципальной) экспертизы и не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения (государственной или муниципальной) экспертизы.

В судебном заседании изучен протокол об административном правонарушении от 17.01.2017 по факту совершения ПАО «Газпром» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, составленный консультантом комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области А.М.П., являющимся должностным лицом, уполномоченным на основании Приказа Департамента лесного хозяйства Томской области от 29.12.2012 (ред. от 18.03.2014) составлять протоколы об административных правонарушениях. Данный протокол составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в пределах компетенции, установленной ст.28.3 КоАП РФ. Существенных нарушений требований законодательства при составлении протокола об административном правонарушении не обнаружено.

Постановление по делу об административном правонарушении от 31.01.2017 № 27/2017 вынесено председателем комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области в соответствии со ст.23.24.1 КоАП РФ. Нарушений правил подведомственности не установлено.

Факт совершения ПАО «Газпром» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами, исследованными при вынесении должностным лицом оспариваемого постановления:

договором аренды частей лесного участка от 28.06.2011, заключенного между и ОАО «Газпром» с приложениями к нему, зарегистрированный в Управлении Росреестра по Томской области 28.11.2011, согласно п. 7.1 которого данный договор вступает в силу со дня его государственной регистрации и действует 3 года.

Подпунктом «а» пункта 3.3 названного Договора предусмотрено, что арендатор имеет право приступить после подписания настоящего договора и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации к использованию частей лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.

Как следует из подпункта «в» пункта 3.4 вышеуказанного Договора аренды части лесного участка, арендатор обязан разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение трех месяцев с даты заключения договора аренды;

распоряжением начальника Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 13.12.2011, утверждено положительное заключение по проекту освоения лесов, из которых следует, что срок действия положительного заключения экспертизы по проекту освоения лесов, переданных в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов «Реконструкция средств ЭХЗ с внедрением системы телемеханики газопровода » согласно договору аренды от 28.06.2011 устанавливался до 28.11.2014;

актом плановой документарной и выездной проверки ПАО «Газпром» от 09.12.2016, из которого следует, что срок действия проекта освоения лесов и срок действия положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, разработанного арендатором по договору аренды частей лесного участка от 28.06.2011, истек 28.11.2014. По истечении срока действия новый проект освоения лесов арендодателю не предоставлялся;

предписанием от 09.12.2016 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства РФ по итогам акта проверки от 09.12.2016 до 01.05.2017 года ПАО «Газпром» предлагалось разработать и предоставить Арендодателю проекты освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

протоколом об административном правонарушении от 17.01.2017, составленным в отношении ПАО «Газпром» о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ, с отметкой о вручении представителю ПАО «Газпром».

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что ПАО «Газпром» - арендатор частей лесного участка, перечень которых содержится в п.1.2. вышеназванного Договора от 28.06.2011, при продлении названного договора аренды в установленном порядке не разработал и не предоставил арендодателю новый проект освоения лесов либо изменения в ранее разработанный проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, при этом продолжая эксплуатацию линейных объектов, расположенных на названных частях лесного участка, то есть допустил использование лесов с нарушением условий вышеназванного договора аренды частей лесного участка.

Оснований сомневаться относительно полноты и правильности фиксирования в вышеуказанных документах содержания и результатов процессуальных действий не имеется.

Все вышеприведенные доказательства собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ, согласуются между собой, оснований не доверять данным доказательствам у судьи нет.

В обоснование жалобы представитель ПАО «Газпром» приводит доводы о том, что поскольку срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка, поэтому при продлении договора аренды на неопределенный срок не требуется дополнительно предоставление проекта освоения лесов с положительным заключением экспертизы.

Суд не может согласиться с данной позицией, поскольку из анализа приведенных норм следует, что проект освоения лесов разрабатывается на срок действия договора аренды лесного участка, заключенного на определенный срок и содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, предусматривает конкретные мероприятия с указанием периода их проведения в пределах данного срока действия договора, в том числе, по охране, защите и воспроизводству лесов, рекультивации земель и т.д. В случае изменения, в том числе, продления договора аренды участков лесного фонда, предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов, в порядке, предусмотренном для разработки нового проекта освоения лесов.

В случае продления срока действия договора аренды лесного участка в соответствии со ст.621 ГК РФ на неопределенный срок, что само по себе противоречит требованиям ст.72 ЛК РФ, невозможно применение ранее разработанного и прошедшего государственную экспертизу проекта освоения лесов без внесения в него изменений, которые также подлежат государственной экспертизе, поскольку в нем определен конкретный срок действия – до первоначально установленной даты окончания срока действия договора аренды лесного участка.

При заключении договора аренды лесного участка ПАО «Газпром» предоставил Арендодателю положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов, в котором был указан конкретный срок действия положительного заключения - до 28.11.2014, то есть на период действия проекта освоения лесов. Так как срок действия проекта освоения лесов был ограничен сроком действия ранее заключенного договора, который уже истек, продолжая использование частей лесного участка после продления срока действия договора аренды, ПАО «Газпром» на новый период действия договора аренды должен был предоставить новый либо изменения в ранее разработанный проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в целях организации многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов.

О необходимости разработать и представить арендодателю не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов новый проект освоения лесов на следующий срок для проведения (государственной или муниципальной) экспертизы свидетельствует позиция законодателя, изложенная подпункте «г» пункта 12 типовой формой договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 №1003.

Таким образом, после продления срока действия договора аренды, ПАО «Газпром» продолжало использование лесов в нарушение требований закона и договора аренды лесных участков, не выполнив обязательное требование по разработке на новый период действия Договора проекта освоения лесов либо изменений в ранее разработанный проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а поэтому суд считает обоснованным привлечение данного юридического лица к административной ответственности. Действия ПАО «Газпром» правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.

Суд не может согласиться и с доводами заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, заключается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, то есть предполагает длящийся характер правонарушения. В данном случае имело место нарушение арендатором договора аренды лесного участка, выразившееся в длительном непредоставлении арендодателю проекта освоения лесов в период использования арендатором арендованного лесного участка, то есть допущено длящееся административное правонарушение.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 срок давности привлечения к административной ответственности по делам о нарушении законодательства об охране окружающей среды, к которым относится ст.8.25 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, исходя из характера конкретного правонарушения и обстоятельств его совершения, выявило факт совершения этого правонарушения.

Правонарушение выявлено при проведении плановой проверки 09.12.2016. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, к моменту вынесения обжалуемого постановления не истек.

В связи с длящимся характером правонарушения указанное в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении время совершения административного правонарушения – 09.12.2016 (дата проведения проверки, в ходе которой было выявлено правонарушение) указано верно.

Также в рассматриваемой жалобе приведены доводы о незаконном составлении в отношении ПАО «Газпром» двух протоколов об административном правонарушении и вынесении двух постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ: № 27/2017 от 31.01.2017 и № 28/2017 от 31.01.2017, за фактически одно и то же нарушение, выявленное в рамках одной проверки и связанное с неисполнением одного договора аренды лесного участка от 28.06.2011 .

Суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления по указанным доводам жалобы, поскольку жалоба предъявлена на постановление по делу об административном правонарушении № 27/2017, которое вынесено до принятия решения по делу № 28/2017, нарушений при вынесении постановления № 27/2017 от 31.01.2017. не установлено.

Вопрос об указанном защитником ПАО «Газпром» нарушении может возникнуть при вынесении должностным лицом решения по делу об административном правонарушении № 28/2017, рассмотренному после вынесения обжалуемого постановления по делу № 27/2017, в случае, если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уже имеется постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела установлены полно, объективно и всесторонне. Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства для разрешения дела и вина юридического лица ПАО «Газпром» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, нашла свое подтверждение на основании вышеперечисленных доказательств.

В соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ наказание юридическому лицу ПАО «Газпром» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.

Оснований для применения положений КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения - не имеется.

Нарушений закона, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.

Вместе с тем суд считает, что доводы жалобы об отмене представления об устранении причин и условий совершения правонарушения от 31.01.2017 по делу об административном правонарушении № 27/2017 подлежат удовлетворению.

Представление об устранении причин и условий совершения правонарушения составлено на основании ст.29.13 КоАП РФ и должно содержать конкретные исполнимые требования. В представлении от 31.01.2017 не конкретизированы мероприятия, необходимые для выполнения, не указаны, какие конкретно действия должно выполнить и какие меры принять ПАО «Газпром» для устранения причин и условий совершенного правонарушения. Данный ненормативный правовой акт не может быть реально исполнен, а поэтому подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника публичного акционерного общества «Газпром» Первухина М.В. на постановление и представление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.01.2017 № 27/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ удовлетворить частично.

Постановление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.01.2017 N 27/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Газпром» оставить без изменения.

Представление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области об устранении причин и условий совершения правонарушения по делу № 27/2017 от 31.01.2017 отменить.

Копии решения направить в ПАО «Газпром», председателю комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в порядке, предусмотренном ст.30.9, 30.2, 30.3 КоАП РФ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья О.А. Дутов