Дело № 12-5/2018
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кемля 13 февраля 2018 г.
Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Малов М.И., при секретаре Демидовой ФИО11, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО3,
у с т а н о в и л:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении бухгалтера Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2, как должностное лицо составившего протокол об административном правонарушении, на указанное постановление подал жалобу, в которой указывает на то, что субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Согласно распоряжению о назначении на должность бухгалтера администрации Лобаскинского сельского поселения им является ФИО3, которая в судебном заседании согласилась с допущенным нарушением. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации. Руководитель организации обязан возложить: ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). С учетом изложенного, если ведение бухучета и ответственность за своевременное представление бухгалтерской отчетности в ИФНС России, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ трудовым договором и/или должностной инструкцией возложены на бухгалтера (главного бухгалтера) организации, то именно он несет административную ответственность за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в ИФНС России, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» полагает, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении бухгалтера организации по ст. 15.33.2 КоАП РФ за несвоевременное представление организацией сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда РФ без выяснения должностных обязанностей бухгалтера является неправомерным. Просит постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. по делу №5 - 1028/2017 отменить и направить на новое рассмотрение.
Начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 при рассмотрении жалобы не присутствовал, просил дело рассмотреть без участия представителя, доводы, изложенные в жалобе, поддерживает.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 виновность в совершении вмененного административного правонарушения не признала, постановление мирового судьи просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, пояснив, что она работает в администрации Лобаскинского сельского поселения в качестве бухгалтера, а не главного бухгалтера, как указано в должностной инструкции. В штатном расписании Лабаскинского сельского поселения должность главного бухгалтера отсутствует. От имени администрации сельского поселения без доверенности может действовать только Глава сельского поселения ФИО4, которая сама представляет сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в пенсионных фонд в электроном виде, заверяя достоверность представляемых сведений своей электронной подписью. На бумажном носителе сведения по форме СЗВ-М не представляются. Как бухгалтер, она лишь готовит сведения о застрахованных лицах, право на электронную подпись представляемых документов она не имеет. Сведения о застрахованных лицах за август 2017 г. ФИО4 в электронном виде передала в пенсионный фонд своевременно 13 сентября 2017 г., но она забыла включить туда одного работника, поэтому дополнительные сведения о нем передали только 19 октября 2917 г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением является непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из материалов дела, начальником Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО3 о том, что она, являясь бухгалтером Лабаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), обязанная представить сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года не позднее 15 сентября 2017 г., представила дополняющую форму сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года - 19 октября 2017 г.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировой судья, пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и прекратил производство по делу.
При этом мировой судья исходил из того, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц - лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - администрации Лобаскинского сельского поселения является глава ФИО4
Исходя из данных положений Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностное лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, то есть глава Администрации - ФИО4 Сведения о застрахованных лицах за август 2017 года в полном объеме (по дополняющей форме) были представлены 19 октября 2017 года Администрацией Лобаскинского сельского поселения. Какие-либо документы, подтверждающие полномочия ФИО3 действовать от имени юридического лица - Администрации Лобаскинского сельского поселения в материалах дела, отсутствуют.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа (с 01 января 2017 года - 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, вопрос представления страхователем отчета формы СЗВ-М регулируется Федеральным законом № 27-ФЗ и относится к отчетности по персонифицированному учету, составляемой на основе приказов и других документов по учету кадров.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Положениями ст. 3 Закона о бухгалтерском учете, определяющей основные понятия, используемые в настоящем Законе, установлено, что факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8). Исходя из изложенного, отчет формы СЗВ-М не относится к документам бухгалтерского учета.
Из копии распоряжения Главы администрации Лобаскинского сельского поселения №2 от 02.01.2008 следует, что в связи с окончанием срока полномочий ФИО3 назначается на должность бухгалтера администрации Лобаскинского сельского поселения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Лабаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия с 30.10.2002 зарегистрирована в качестве юридического лица. Физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - Администрации Лобаскинского сельского поселения указана ФИО4. Какие-либо сведения о полномочиях ФИО3 в ЕГРЮЛ не имеются.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, что предусмотрено статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации.
Должностным лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении, копия трудового договора, заключенного ФИО3 с работодателем, а также должностная инструкция бухгалтера Лобаскинского сельского поселения, к протоколу об административном правонарушении не приобщались, ходатайства об их истребовании при рассмотрении дела не заявлялись.
Из приложенной к жалобе копии трудовой книжки ФИО5 усматривается, что с 01.02.1999 она была принята на работу бухгалтером Лобаскинского сельсовета. Сведения о переводе или приеме на работу на должность бухгалтера или главного бухгалтера Лобаскинского сельского поселения в трудовой книжке не указаны.
К своей жалобе заявителем, в обосновании своих доводов, была приобщена копия должностной инструкции главного бухгалтера сельского поселения, утвержденной распоряжением администрации Лабаскинского сельского поселения от 05.07.2012 №28.
Согласно п.7.4 копии должностной инструкции главного бухгалтера сельского поселения, для выполнения функций и реализации прав, главный бухгалтер взаимодействует с инспекциями по налогам и сборам, с органами статистического управления, с внебюджетными фондами по вопросам: предоставления годовой, квартальной отчетности, ежемесячных деклараций по уплате налогов в республиканский и федеральный бюджеты, индивидуальных сведений о полученных доходах сотрудниками муниципальных учреждений поселения, документов по требованиям о проведении встречных проверок, актов сверки остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, учетной политики муниципальных учреждений и другой информации, необходимой для проверки правильности исчисления и уплаты бюджету налогов и сборов.
Составление и сдача отчетности по персонифицированному учету бухгалтером поселения данной должностной инструкции не предусмотрена, а потому мировым судьей правильно указано о том, что обязанность по представлению данного вида отчетности возложена на страхователя, то есть на соответствующего руководителя юридического лица – администрации Лобаскинского сельского поселения.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что бухгалтер администрации Лобаскинского сельского поселения ФИО3 не является лицом, совершившим противоправные действия (бездействие), указанные в протоколе об административном правонарушении. Тем самым мировым судьей постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого ФИО3 противоправного деяния с учетом представленных доказательств вынесено правильно.
Нарушений норм процессуального и материального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО3 оставить без изменения, жалобу начальника государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья Ичалковского районного
суда Республики Мордовия М.И. Малов