дело №12-6-18
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волосово 1 марта 2018 года
Судья Волосовского районного суда Ленинградской области Киселев А.М., с участием
ФИО1, лица в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении,
ФИО2, прокурора Волосовской районной прокуратуры Ленинградской области,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу на постановление заместителя руководителя УФАС Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> зарегистрированный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшийся,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ подвернут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, и
установил:
постановлением о наложении штрафа по делу № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно указанному постановлению прокуратурой Волосовского района по поручению прокуратуры Ленинградской области проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> (далее – заказчик), зарегистрированной и расположенной по адресу: №<адрес>, <адрес>, <адрес>, № требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения муниципальных нужд о закупках у субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе проверки в действиях заказчика Волосовской районной прокуратурой Ленинградской области установлено нарушение ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Волосовской районной прокуратуры Ленинградской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Согласно ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: 1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) услуг по предоставлению кредитов; 3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; 4) работ в области использования атомной энергии; 5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из вышеприведенных положений закона следует, что заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с ч.4 ст.30 Закона о контрактной системе в целях реализации закрепленного законодателем правила об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, заказчики обязаны в срок, установленный законом размещать в единой информационной системе соответствующий отчет.
В материалах дела имеется отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих предприятий, размещенный (с изменениями) 22.03.2017 года администрацией и содержащий информацию об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год.
Из позиции 3 раздела II отчета следует, что совокупный годовой объем закупок от которого должен отсчитываться пятнадцатипроцентный лимит на закупки у субъектов малого предпринимательства составил <данные изъяты> руб.
В этом же разделе, но в позиции 4 администрацией отражен объем закупок, который она должна была осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и который превышает 15%, данный объем определен заказчиком в размере <данные изъяты> руб., что превышает размер установленный законодательством о контрактной системе.
Согласно позиции 5 раздела II отчета, объем закупок, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в и з в е щ е н и и об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации составил <данные изъяты> рублей.
Аналогичный объем закупок отражен в позиции 7 раздела II отчета.
В отчете в разделе III (позиция I) администрацией также отражена информация об уникальных номерах реестровых записей контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в количестве 4 штук:№,№,№,№,№,№. Из отчета следует, что именно перечисленные выше закупки осуществлялись у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и контракты заключены именно с ними.
Однако, согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП И СОНКО), в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, кроме того, такие участники обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к таким субъектам.
Анализ приведенных выше реестровых номеров контрактов позволил установить, что таких ограничений в извещении не устанавливалось заказчиком ни по одной закупке, что является прямым нарушением части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В извещениях и документации указанных закупок требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не устанавливались.
Иных закупок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участника закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, либо в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков исполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не осуществлялось.
Допущенные нарушения свидетельствуют об игнорировании заказчиком требований законодательства, введенных в целях осуществления поддержки субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, в действиях ФИО1 усматривается нарушение ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в части осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее чем пятнадцать процентов от совокупного годового объема закупок.
В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушения, указанные в ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является должностное лицо заказчика.
В данном случае муниципальным заказчиком является администрация <данные изъяты>, ФИО1, <данные изъяты>, по месту её нахождения (место совершения правонарушения): <адрес>, <адрес>, <адрес> - время совершения административного правонарушения - <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ совершил нарушения, выразившиеся в осуществлении закупок товаров для муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В своей жалобе <данные изъяты> ФИО1 просит обжалуемое постановление отменить, прекратить производством ввиду малозначительности совершенного правонарушения в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, ввиду того, что объективно права субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) нарушены не были, с ними заключены контракты в объеме закупок составил <данные изъяты> руб., то есть, в размере 16% от общего объема закупок, отсутствие в конкурсной документации отдельного требования по участникам торгов имело характер технический ошибки и не повлекло нарушения прав отдельных участников, в подтверждение указанного представлены декларации субъектов малого предпринимательства от <данные изъяты>
В соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе процедура определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
Согласно ч.1 ст.30 того же Федерального закона заказчики обязаны осуществлять закупки путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Критерии отнесения юридических и физических лиц к субъектам малого предпринимательства закреплены в ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Заказчик может привлечь СМП и СОНКО двумя способами. Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Второй способ заключается в проведении торгов, в извещении которых установлено требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
В первом случае осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой - ее участниками являются исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение.
Участники закупки декларируют свою принадлежность к СМП и СОНКО в заявках на участие в закупке (ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе). Для этого в составе заявки на участие в закупке представляется отдельный документ (декларация), из содержания которого следует, что участник относится к СМП или СОНКО (подп. «и» п.1 ч.2 ст.51подп. «и» п.1 ч.2 ст.51, п.7 ч.5 ст. 66, п.5 ч.3 ст.73 Закона 44-ФЗ), форма декларации о принадлежности участника закупки к СМП или СОНКО законодательством не установлена.
Вторым способом участия субъектов малого предпринимательства в закупках является привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков/соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Как следует из ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик имеет право установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП и СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
При этом, если вышеуказанные требования не установлены в извещении о проведении закупок (конкурсов), что нарушает части 3 и 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, то это содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные обстоятельства и были установлены должностным лицом в обжалуемом постановлении.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ за нарушение требований к содержанию документации и извещения о закупке предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере 3 тыс. руб.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При этом, как усматривается из представленных материалов, при назначении ФИО1 административного наказания соблюдены требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 принимал участие в судебном заседании и обосновывал свою позицию по делу, не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст.25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление, с учетом изложенного выше постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, подлежит изменению и переквалификации на ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ с назначением наказания ФИО1 в соответствии с санкцией указанной статьи закона.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, изменить, действия ФИО1 переквалифицировать и признать его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей, в остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: