ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,
ул. Коммунистическая, 51
Судья Герасименко В.С., № 12-60/19
Дело № 21-258 пост. ...
Р Е Ш Е Н И Е
31 октября 2019 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Российские железные дороги» на решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 17 января 2019 года, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО РЖД»),
установил:
постановлением № З-549 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 от 17 января 2019 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, ОАО «РЖД» обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на допущенные административным органом и судом процессуальные требования, отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» ФИО2 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Виляк Н.А., представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 полагали, что постановление должностного лица и решение суда о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности вынесены законно и обоснованно, отмене не подлежат.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Из дела видно, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой в период с 10 октября по 7 декабря 2018 года проведена проверка исполнения федерального законодательства при осуществлении реконструкции объектов инфраструктуры объектов железнодорожного транспорта Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
В ходе проверки установлено, что Иркутская группа заказчика Дирекции комплексной реконструкции железных дорог и строительства объектов железнодорожного транспорта – филиала ОАО «Российские железные дороги» осуществляет функции заказчика (ОАО «РЖД») по строительству, реконструкции и развитию объектов, входящих в состав железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей в рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877-р, государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 года № 1596, и инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 2116-р.
В период с 2014 по 2017 гг. ОАО «РЖД» проводились строительно-монтажные работы по объекту «Реконструкция малых и средних искусственных сооружений Восточно-Сибирской железной дороги. Мосты 1 и 2 пути на 5510 км ПК 7» (далее – объект).
Данный объект расположен на земельном участке по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, железная дорога «Москва-Владивосток», находящемся в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Работы по реконструкции мостов 1 и 2 пути на 5510 км ПК7 Восточно-Сибирской железной дороги проводились в соответствии с разработанной проектно-изыскательским институтом «Сибгипротранспуть» проектной документаций, получившей 21 декабря 2007 года положительное заключение государственной экспертизы.
Однако в нарушение требований экологического законодательства проектная документация указанного объекта не прошла государственную экологическую экспертизу (далее также – ГЭЭ).
Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения транспортным прокурором в отношении ОАО «РЖД» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу пункта 2 части 6 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории в целом запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Согласно пункту 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 указанного Закона заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что разрешение на строительство объекта, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, действовало с 6 февраля 2015 года по 27 октября 2018 года.
ОАО «РЖД» заключено два договора строительного подряда для выполнения работ; акт приемки законченного строительством объекта подписан приемочной комиссией 29 декабря 2017 года.
24 октября 2018 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем установлено, что ОАО «РЖД» в целях проведения строительно-монтажных работ по объекту не обеспечило проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, продолжило реализацию проекта, подлежащего государственной экологической экспертизе и не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований статьи 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», пункта 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.41 КоАП РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава данного административного правонарушения. Факт его совершения подтверждается, в том числе, постановлением первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 декабря 2018 года; разрешением на строительство от 6 февраля 2015 года; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24 октября 2018 года; предписаниями Ростехнадзора № 69/10-09-2015 от 18 сентября 2015 года, 70/10-09-2015 от 22 сентября 2015 года; постановлением № 02-271/2016 о назначении административного наказания от 5 декабря 2016 года и иными материалами дела.
Довод жалобы о необоснованном привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за повторное (оконченное) правонарушение, является несостоятельным.
Как видно из материалов дела, постановлением № 02-271/20156 от 5 декабря 2016 года, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, ОАО «РЖД» привечено к административно ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.
Из указанного постановления следует, что в результате проведенного с 9 по 10 июня 2016 года Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия рейдового мероприятия было установлено, что проектная документация объекта не имела положительного заключения ГЭЭ, при этом на момент проверки реализация объекта завершена не была. При этом ОАО «РЖД» планировало получить положительное заключение ГЭЭ до мая 2017 года, в связи с чем в мае 2016 года произведена корректировка лимитов финансирования в указанных целях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из дела видно, что административный штраф по постановлению от 5 декабря 2016 года уплачен обществом 12 июля 2017 года. Следовательно, рассматриваемое правонарушение, выявленное прокурором 7 декабря 2018 года, не обладает указанными в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ признаками повторного правонарушения.
Несмотря на привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности в 2016 году установленная законом обязанность прохождения государственной экологической экспертизы по объекту строительства у общества сохранялась вплоть до завершения реализации данного проекта. Сам факт реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что фактическая реализация проекта «Реконструкция малых и средних искусственных сооружений Восточно-Сибирской железной дороги. Мосты 1 и 2 пути на 5510 км ПК 7» была завершена не в день подписания акта приемки объекта приемочной комиссии от 29 декабря 2017 года, как ошибочно полагает заявитель, а 24 октября 2018 года - в момент выдачи Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления должностного лица не истек.
Установлено, что ОАО «РЖД» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения. Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Таким образом, обжалуемое решение судьи районного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 17 января 2019 года, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.