ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2016 от 21.12.2016 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2016 года г. Алексин Тульской области

Судья Алексинского городского суда Тульской области Левенкова Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области дело по жалобе ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» на постановление руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области от 09.11.2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении от 09.11.2016 года, вынесенным руководителем территориального органа Росздравнадзора по Тульской области - начальником отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области ФИО на основании протокола , ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Данным постановлением установлено, что ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» совершило нарушения установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, а именно нарушило:

- п.7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н:

1) в кардиологическом отделении в помещении хранения лекарственных препаратов (кабинет старшей медицинской сестры отделения) не ведется журнал «Учета температуры и влажности в помещении» с 27.09.2016 года, по причине отсутствия гидрометра психометрического (сдан на поверку, о чем есть запись в самом журнале);

2) в процедурном кабинете, где хранятся лекарственные препараты, не ведется журнал «Учета температуры и влажности в помещении» с 27.09.2016 года, по причине отсутствия гидрометра психометрического (сдан на поверку, о чем есть запись в самом журнале);

- п.51 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»: на складе ГО и ЧС этиловый спирт 70%, серия 010416, производитель РФК, годен до 04.2021, в количестве 450 литров хранится совместно с лекарственными средствами, предназначенными для оказания медицинской помощи для ГО и ЧС;

- п.32 и п.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»: на складе ГО и ЧС этиловый спирт 95%, серия 61014, производитель ООО <данные изъяты>, годен до 11.2019, в количестве 41 литра, на этикетке указан температурный режим хранения от +12С до +15С, хранится при комнатной температуре. Гигрометр психрометрический на момент проверки отсутствовал.

ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая на то, что не может согласиться с постановлением руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области от 09.11.2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ по следующим основаниям.

Отсутствие гигрометров психометрических в помещениях хранения лекарственных средств, в процедурном кабинете кардиологического отделения, на складе ГО и ЧС объясняется тем, что на момент проверки гигрометры психометрические находились на поверке в ФБУ «Тульский ЦСМ» в соответствии с контрактом № Ф.2016.173213 от 19.07.2016 года на оказание услуг по поверке средств измерения в ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» (справка из ФБУ « Тульский ЦСМ», копия Контракта № Ф.2016.173213 от 19.07.2016 года).

На 29.10.2016 года гигрометры психометрические после поверки переданы в учреждение здравоохранения и установлены в вышеуказанных помещениях кардиологии и на складе ГО и ЧС, с 29.10.2016 года в указанных помещениях ведутся журналы «Учета температуры и влажности в помещении», этиловый спирт 70% в количестве 450 литров, этиловый спирт 95% в количестве 41 литр помещены в специальное помещение, соответствующее условиям хранения.

Таким образом, полагало, что на сегодняшний день, установленные протоколом об административном правонарушении от 07.11.2016 года, а также постановлением об административном правонарушении от 09.11.2016 года территориального органа Росздравнадзора по Тульской области нарушения правил хранения лекарственных средств устранены.

Кроме того, ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» в настоящее время имеет сложное финансовое положение, в учреждении не хватает средств на ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования, на медикаменты, перевязочные средства, реактивы, средства от приносящей доход деятельности направляются на капитальный ремонт помещений, заработную плату сотрудников (т.к. необходимо выполнять дорожную карту по 3/плате). В условиях кризиса многие учреждения не перечисляют денежные средства, задолженность составляет 4971000 рублей. В условиях дефицита средств, ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» не имеет финансовой возможности оплаты штрафных санкций.

Ссылаясь на п. 4.5. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 года № 4-П, просило снизить ниже низшего предела назначенного ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» административного штрафа в сумме 100 000 рублей постановлением руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области - начальника отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Роздравнадзора по Тульской области ФИО от 09.11.2016 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, с учетом устранения больницей выявленных нарушении, не наступления серьезных последствий от совершенного правонарушения, степени вины учреждения здравоохранения, а также его имущественного и финансового положения.

В судебном заседании:

Представитель ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» по доверенности ФИО1 в добавлении к поданной жалобе указала, что ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ признало полностью, в настоящее время устранило все выявленные в ходе проверки нарушения, в остальной части доводы жалобы поддержала в полном объеме. Вместе с этим при вынесении окончательного решения по жалобы, просила суд учесть ч.1 ст.1, ст.2, ч.3 ст. 17, ст. 18, ч.3 ст.55 Конституции РФ, ч. 1 ст.3.1, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 года № 4-П, в связи с чем, просила за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ, снизить размер назначенного ГУЗ АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева» штрафа до 50 000 рублей.

Представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области по доверенности ФИО2 считала, что доводы жалобы ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ необоснованы и сделаны на основании неправильного толкования норм материального права. Представила письменные возражения на жалобу ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» в которых указала, что заявитель основывает свои требования об отмене постановления о привлечении его к административной ответственности п.4.5 Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 года № 4-П и п.2 резолютивной части данного Постановления, в соответствии с которыми по ч.1 статьи 14.43 КоАП РФ, впредь до внесения в КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим указанные административные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Однако, во исполнение указанного Постановления Конституционного суда, законодатель Федеральным законом от 03.07.2016 года N 316-ФЗ ввёл часть 3.5 в статью 4.1 КоАП РФ, в которой определил, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области, действующей на основании приказа № П71-189/16 от 04.10.2016 года, в ходе проведения плановой выездной проверки выявлено нарушение подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, а именно нарушения Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года №706н, которые были зафиксированы в акте поверки 07.11.2016 года. По факту выявленных правонарушений был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении были учтены все обстоятельства его совершения, в том числе, и тот факт, что нарушения Правил хранения лекарственных средств может повлечь за собой изменение фармацевтических свойств лекарственных средств, что в свою очередь создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

В связи с изложенным, оснований применения Территориальным органом Росздравнадзора по Тульской области положений статьи 4.1 КоАП РФ, касающихся назначения наказания ниже низшего предела и. объявления предупреждения, в отношении ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» не имелось.

Кроме того полагала, что ссылка на сложное финансовое положение не подтверждена соответствующими доказательствами. Государственное учреждение здравоохранения Тульской области является получателем, а не главным распределителем бюджетных средств. Ремонт, техническое обслуживание, медикаменты и расходные материалы, также как заработная плата и капитальный ремонт помещений осуществляется за счёт бюджетных средств.

Кроме бюджетного финансирования Государственное учреждение здравоохранения Тульской области имеет средства, полученные из Фонда социального страхования, которые оно имеет право направить на уплату штрафа.

На основании изложенного, считала постановление о привлечении ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ законным и обоснованным, просила жалобу ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» оставить без удовлетворения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки 20.10.2016 года, 26.10.2016 года, 02.11.2016 года, 07.11.2016 года ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева», как юридическим лицом, а именно нарушены: п.п. 7, 51, 32 и 7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Факт совершения правонарушения и виновность ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» как юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 07.11.2016 года с описанием события административного правонарушения; распоряжением (приказом) Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области о проведении плановой выездной проверки от 04.10.2016 г. ; актом проверки от 07.11.2016 года; предписанием об устранении нарушений от 07.11.2016 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, в ходе выездной плановой проверки было установлено, что указанные выше требования законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» не соблюдались.

При таких обстоятельствах, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» как юридического лица, состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

С доводом о суровости административного наказания и назначении административного штрафа ниже низшего предела согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административное наказание ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Оснований для изменения назначенного наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется, так как юридическому лицу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, по делу не установлено. В связи с этим, основания для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства и, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

решил:

постановление Руководителя территориального органа Росздравнадзора по Тульской области - начальника отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области ФИО от 09.11.2016 года по административному делу в отношении ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева» оставить без изменения, жалобу ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора Н.Ф. Снегирева», без удовлетворения.

Судья